Путин прибыл в Китай в целях укрепления альянса с Пекином

Владимир Путин и Си Цзиньпин, Китай, Пекин, 8 июня 2018

Владимир Путин и Си Цзиньпин, Китай, Пекин, 8 июня 2018

Визит российского лидера подчеркивает сближение двух стран на фоне давления США

Российский президент Владимир Путин прибыл в пятницу с государственным визитом в Китай, демонстрируя сближение двух стран в условиях растущего давления со стороны США.

На встрече с председателем КНР Си Цзиньпином российский лидер отметил стабильное сотрудничество двух стран, которое достигло, по его словам, беспрецедентного уровня.

По словам Путина, стабильное взаимодействие с Китаем остается одним из важнейших приоритетов России. Российский лидер также обратил внимание на традиционную дружбу между народами двух стран, взаимоуважение.

По его словам, между двумя странами активно развивается и взаимодействие в сфере экономики.

«Мы набираем хороший темп, что не может не радовать, и ищем новые и новые сферы взаимодействия», – сказал Путин в начале своего визита в Пекин.

В ответ на стратегию национальной безопасности США, в которой они названы главными противниками Америки, Россия и Китай пообещали продолжать развитие экономического, политического и военного сотрудничества. Они также стремятся усилить созданную ими региональную Шанхайскую организацию сотрудничества.

Сближение Пекина и Москвы обусловлено прочными личностными взаимоотношениями Путина и председателя КНР Си Цзиньпина. По словам советника Путина Юрия Ушакова, оба лидера встречались 25 раз, из них пять – только в прошлом году.

Подчеркивая свои близкие личные отношения с Си Цзиньпином, Путин рассказал в интервью Медиакорпорации Китая, что тот стал единственным из мировых лидеров, кого он однажды пригласил на свой день рождения.

Оба лидера используют жесткую систему безопасности для сдерживания угроз своему режиму, и оба в этом году укрепили свои позиции: Си Цзиньпин провел реформы, позволяющие ему оставаться у власти на неограниченный срок, а Путин переизбрался на шестой президентский срок.

«Похоже, у них отличное взаимопонимание, – отметил российский эксперт по внешней политике Федор Лукьянов. – У них похожие горизонты и общее видение».

К сближению с Китаем Путина подтолкнуло резкое охлаждение отношений с Западом после того, как Москва аннексировала Крым и стала поддерживать сепаратистов на востоке Украины.

«Мы, будучи соседями, выстроили в последние десятилетия такие отношения, которые, наверное, на сегодняшний день не имеют даже примера в мире. Это отношения, которые построены, действительно, на учёте интересов друг друга», – сказал Путин в интервью.

Недавно назначенный министр обороны Китая Вэй Фэнхэ в апреле сказал, что выбрал Россию в качестве места первой зарубежной поездки, чтобы продемонстрировать Вашингтону, как укрепляются военные связи между Москвой и Пекином.

«Проще говоря, все, что делают США в попытке наказать Россию и сдержать Китай, заставит Россию и Китай укреплять сотрудничество во всех областях», – отметил директор центра изучения России и Центральной Азии при Шанхайском институте международных исследований Ли Синь.

Россия и Китай проводят совместные военные учения, в том числе в Южно-Китайском море, а прошлым летом – совместные военно-морские маневры в Балтии. В декабре вооруженные силы двух стран провели учения по ракетной обороне, чтобы отработать реакцию на ракетные угрозы со стороны других стран, что отражает их общее беспокойство по поводу американской ракетной программы.

Россия также делится с Китаем своими передовыми военными технологиями, снабдив его батареями ракетных систем С-400 и последним поколением истребителей Су-35.

Однако, в то время как политическое и военное сотрудничество двух стран процветает, экономическое отстает.

Объем двусторонней торговли с 2014 к 2015 году упал со 100 миллиардов долларов до 60 в связи с резким падением курса российской валюты. С тех пор на фоне укрепления рубля торговля вновь активизировалась, достигнув в прошлом году 90 миллиардов долларов.

Для сравнения, объем торговли США и Китая составляет 636 миллиардов долларов в год, с дефицитом в 375 миллиардов со стороны США.