Вместо скамьи подсудимых – на фронт

Военный парад на Красной площади в Москве. 9 мая 2024.

Новые российские законы расширяют список людей, совершивших преступление, которые могут завербоваться на войну

Отныне в России подсудимые могут быть освобождены от уголовной ответственности в случае, если они изъявят желание призваться на военную службу или заключить контракт с Минобороны. Это следует из подписанных накануне президентом Владимиром Путиным законов, опубликованных на портале правовой информации.

В документе уточняется, что суд вправе принять решение об освобождении от ответственности подсудимых по ходатайству командования военной части или учреждения.

Законопроект на эту тему прошел все необходимые инстанции в спринтерском темпе. Госдума приняла его 24 сентября, а уже на другой документ был одобрен Советом Федерации. Согласно ранее принятым законодательным поправкам на фронт уже могли вербовали подследственных и осужденных.

По мнению независимых экспертов, эти меры вызваны острой нехваткой «пушечного мясо» для войны в Украине и снижением числа россиян, желающих вербоваться в армию даже за большие деньги.

По данным СМИ, общие потери пророссийских сил убитыми и тяжело ранеными оцениваются в 387 – 540 тыс. человек. Некоторые источники называют цифру в 610 тыс.

Причина принятия новых законов очевидна – желание набрать как можно больше рекрутов на преступную войну в Украине, уверен юрист- правозащитник Илья Шаблинский. По его оценке, в этих целях сейчас все способы хороши.

«Поэтому используют людей, оказавшихся в зависимости от государства, стремясь отправить их на бойню по бессрочному теперь уже контракту, – добавил он в комментарии для Русской службы «Голоса Америки». – Уголовно-процессуальное законодательство изуродовано после того, как в него напихали столько идиотских поправок. Законы, позволяющие преступникам уходить от ответственности по прихоти диктатора, – это не право. Более того, подобные нормативные акты разрушают основы права. Всё превращается в абсурд, в торжество насилия. И ради чего – ради разрушения украинских городков? Полный бред. Но мы с ним имеем дело».

Путину постоянно требуется увеличивать численность армии, чтобы затыкать дыры на фронте, избегая при этом мобилизации, констатировал Илья Шаблинский: «Мобилизацию он хочет оттянуть настолько, насколько можно, опасаясь непредсказуемых результатов. На самом деле это, конечно, неслыханная вещь – отправлять на фронт матерых преступников, убийц, насильников. Об этом даже один из депутатов Госдумы осмелился сказать, не знаю, что потом с ним сталось».

На практике это приведет к тому, что следователи начнут нажимать на подследственных или подсудимых в СИЗО с тем, чтобы склонить их к отправке на войну, продолжил юрист: «Предполагаю, что обрабатывать они будут прежде всего тех, кто обвиняется в совершении насильственных преступлений. Думаю, однако, что найдется не так много согласных отправиться на Украину рисковать своей жизнью. Многие уже представляют себе, что их ждёт на фронте. Если срок не очень большой, предпочтут изолятор. Но власти будут грести частым гребнем – кто-нибудь да застрянет».

По данным Би-би-си и «Медиазоны», за участие в войне только в составе ЧВК «Вагнер» на свободу вышли свыше 31 тысячи заключенных.

Такая политика уже обернулась ростом преступности в стране, утверждает Илья Шаблинский: «Это видно хотя бы из сообщений региональной прессы. Примеров, когда люди, вернувшись с войны, тут же совершают новое зверское преступление, уже сотни. Но о последствиях принимаемых в закон поправок никто во власти не задумывается и не хочет задумываться. Это даже и политикой-то назвать нельзя – так, лихорадочная возня в угоду диктатору. Думаю, когда режим рухнет и пробьет час ревизии уголовно-процессуального законодательства, все эти идиотские поправки просто вычистят. Однако до этого еще надо дожить», – резюмировал он.

Согласно сводки МВД, за первые пять месяцев нынешнего года количество преступлений, совершенных организованными преступными группировками, выросло на 76% (до 16,9 тысяч) по сравнению с аналогичным периодом в довоенном 2021 году.

Подписанный Путиным закон не вносит кардинальных изменений в систему вербовки в российскую армию, в свою очередь считает адвокат правозащитного проекта «Первый отдел» Евгений Смирнов. По его словам, уголовное преследование лиц в России делится на три этапа.

«Во-первых, это стадия предварительного следствия, – уточнил он в комментарии «Голосу Америки». – Она начинается с момента возбуждения уголовного дела и длится до его передачи в суд. Как правило, это длительный этап, который занимает от нескольких месяцев до двух лет. Возможность вербовать людей на этой стадии появилась еще весной 2024 года. Во-вторых, это судебный этап. Подписанный закон распространяется именно на тех людей, кто находится на данном этапе. И наконец, это этап отбывания наказания. Возможность осужденных заключать контракт с Минобороны уже существует и активно используется государством».

Фактически, принятый закон уравнял всех привлекаемых к уголовной ответственности, независимо от стадии уголовного судопроизводства, подчеркнул Евгений Смирнов:

«Уголовное преследование, финансовые проблемы из-за обесценивания рубля и огромных процентных ставок за кредиты, преследование мигрантов, – все это создает уязвимые группы, которые могут справиться со своими проблемами только путем заключения контракта с Минобороны. Такие группы – основной источник пополнения российской армии, и государство старается все больше россиян ставить в сложные ситуация для того, чтобы избежать второй волны мобилизации».

Подобные законодательные новеллы не имеют ничего общего с задачами уголовного кодекса – восстановления социальной справедливости и превенции преступлений, также указал адвокат. Здесь никак не учитывается мнение потерпевших, зачастую они остаются без компенсаций, а люди, планирующие совершить преступления, знают, что не понесут наказания, поскольку в любой момент смогут заключить контракт и уехать на фронт, где будут получать приличное жалование, подытожил он.