Свобода СМИ и Грузия

Давид Бакрадзе

По инициативе председателя парламента Грузии Давида Бакрадзе, юридический комитет грузинского парламента готовит законопроект «О свободных медиасредствах», в случае принятия которого будет обеспечена прозрачность информации о владельцах местных СМИ.

«У общества должна быть максимальная информация, кто владельцы СМИ, какие группы стоят за ними, каким интересам служат и как финансируются эти медиасредства», – заявил Бакрадзе на брифинге для прессы 26-го октября.

Дело в том, что вопрос о личностях владельцев медиасредств не раз поднимался грузинской оппозицией. Особенное внимание уделялось крупным грузинским телекомпаниям «Рустави 2» и «Имеди». Однако полной ясности по данному вопросу оппозиции достичь так и не удалось. В случае с «Рустави 2», согласно официальной информации, 70% акций телекомпании принадлежат оффшорной компании Degson Limited, о которой известно лишь то, что она зарегистрирована на Британских Виргинских островах.

Говоря о новой инициативе, Бакрадзе также упомянул и оффшорные компании.

«Такие компании должны быть известны публично, или они не будут иметь права владения медиасредствами», – заявил спикер грузинского парламента.

Манана Манджгаладзе, пресс-спикер президента Грузии Михаила Саакашвили, в тот же день заявила журналистам, что президент приветствует данную инициативу Бакрадзе.

«Парламент Грузии продолжает работать в направлении демократических реформ. Инициатива парламента соответствует озвученной президентом Грузии в 2008 году с трибуны ООН второй волне демократизации в стране», – заявила Манджгаладзе 26-го октября на брифинге.

Однако оппозиция скептически отнеслась к инициативе Бакрадзе и связала её с понижением рейтинга Грузии в «Индексе свободы прессы», опубликованном 20-го октября международной организацией «Репортеры без границ».

«Недавно был опубликован рейтинг очень авторитетной организации «Репортеры без границ», в котором по показателю свободы СМИ Грузия оказалась на девяносто девятом месте, что является постыдным», – заявил лидер парламентского меньшинства, председатель «Христианско-демократического движения Грузии» Георгий Таргамадзе.

«К сожалению, наше правительство всегда реагирует на такие рейтинги и не обращает внимания на объективную критику, которая звучит внутри страны», – отметил Таргамадзе 26-го октября, но добавил, что положительно оценивает данную инициативу – если власти реально постараются улучшить ситуацию со свободой СМИ в Грузии.

Давид Бакрадзе опроверг подозрения оппозиции и заявил, что его инициатива «является продолжением тех реформ, которые осуществляет правительство в демократическом направлении».

По сравнению с 2009 годом Грузия опустилась на 18 пунктов по показателю свободы СМИ в рейтинге международной организации «Репортеры без границ». Рейтинг стран составляется по данным, которые учитывают: количество погибших, раненых и преследуемых журналистов; уровень безнаказанности лиц, ответственных за нападения на журналистов и насилие против работников СМИ, наличие цензуры, государственной монополии на СМИ, существование независимых и оппозиционных СМИ, условия предоставления виз иностранным журналистам, свободу перемещения журналистов, наличие «табуированных» тем и так далее.

«Репортеры без границ» следят за свободой СМИ в Грузии с 2003 года. Согласно рейтингам данной организации, самый высокий показатель свободы СМИ в Грузии был в 2003 году (73 место), в последний год правления Эдуарда Шеварднадзе, перед «Революцией роз», в результате которой к власти пришел Михаил Саакашвили.

Напомним, что Россия заняла 140-е место в аналогичном рейтинге за 2010 год.

Комментируя инициативу председателя грузинского парламента «О свободных медиасредствах», медиаэксперт Звиад Коридзе сказал «Голосу Америки», что прозрачность компаний является не единственной проблемой грузинских СМИ. «У грузинских журналистов сложности с доступом к общественной информации, в стране серьезные проблемы с лицензированием СМИ, нет объективного суда,- перечислил проблемы Коридзе. – После 2003 года ни один журналист не выиграл судебного процесса. Это симптоматично».

Коридзе считает, что инициатива Бакрадзе является результатом давления западных партнеров на правительство Грузии в связи с ухудшением положения журналистов в стране. Эксперт утверждает: правительству было известно, что инициативная группа журналистов и НПО подготовила комлексный пакет законопроектов для улучшения медиаклимата в Грузии и на днях собиралась внести его на рассмотрение в парламент. «Соответственно, власти сделали попытку опередить эту группу, и председатель парламента озвучил свою инициативу, которая решит всего лишь часть проблем грузинской журналистики», – заявил Коридзе и добавил, что инициативная группа, с которой он тесно сотрудничает, все равно внесет свой проект на рассмотрение в парламент Грузии.

Гия Хухашвили, председатель правления НПО «Центр общественных проектов» в своём комментарии для «Голоса Америки» сказал, что проблема личности владельцев СМИ немаловажна, однако «главное – это информация насчет прозрачности системы финансирования медиасредств».

«Поступает информация, что национальные телеканалы финансируются из бюджета Грузии. В это легко поверить, так как недавно проправительственным каналам списали долг в 36 миллионов лари (приблизительно 21 миллионов долларов США)», – сообщил Хухашвили.

Более того, Хухашвили утверждает, что национальные СМИ находятся под полным контролем властей. Согласно мнению политолога, при наличии политической воли сделать информацию о владельцах СМИ открытой, не было бы необходимости принимать законы – «надо просто опубликовать имена реальных владельцев».

«Технология контроля над СМИ в Грузии взята из Кремля», – уверен эксперт, хотя в то же время, Хухашвили признает, что в Грузии ситуация в плане свободы слова лучше, чем в России, так как в Тбилиси вещают два независимых телеканала и в масштабе страны издается ряд оппозиционных газет.

Новости Грузии читайте здесь