Весенняя сессия ПАСЕ: помощь Украине и российским политзаключенным

Евгения Кара-Мурза на Парламентской Ассамблее Совета Европы в Страсбурге. 2022 год.

Евгения Кара-Мурза на Парламентской Ассамблее Совета Европы в Страсбурге. 2022 год.

Парламентарии стран Совета Европы поддержали идею передачи замороженных активов России на восстановление Украины

Во французском Страсбурге 19 апреля завершилась весенняя сессия Парламентской ассамблеи Совета Европы - организации, которая исключила из своих рядов Россию сразу после начала ее полномасштабного вторжения в Украину и предложила механизм подсчета того ущерба, который наносит Украине российское вторжение.

Один из дней работы весенней сессии ПАСЕ был почти целиком посвящен дискуссии о том, что можно сделать для скорейшего начала восстановления Украины, и в этой дискуссии, состоявшейся 16 апреля, выступил спикер Верховной Рады Украины Руслан Стефанчук.

На площадке Ассамблеи с 2014 года выступали российские оппозиционеры и правозащитники, рассказывавшие парламентариям из Европы о реалиях режима Владимира Путина. На нынешней сессии ПАСЕ их судьбе было уделено большое внимание, в особенности - судьбе Владимира Кара-Мурзы, российского оппозиционного политика и журналиста, приговоренного российским судом к 25 годам заключения.

17 апреля Ассамблея рассмотрела сразу три доклада и три резолюции - “Смерть Алексея Навального и необходимость противодействия тоталитарному режиму Владимира Путина и его войне с демократией “, “О произвольном задержании Владимира Кара-Мурзы и систематическом преследовании антивоенных протестующих в России и Белоруссии” и “О санкциях против фигурантов “Списка Кара-Мурзы”. Парламентарии стоя аплодировали Евгении Кара-Мурзе, которая выступила перед ними с рассказом о тех, кто, как и ее муж, выступил в России против войны и был за это лишен свободы.

“Российские суверенные активы должны быть конфискованы”

С докладом и проектом резолюции о направлении замороженных российских активов на восстановление Украины от Политического комитета ПАСЕ выступал член парламента Албании Лулзим Баша. По его словам, все основания, в том числе и юридические, для таких действий есть, а необходимость того, чтобы Москва заплатила за нанесенный Украине ущерб, была зафиксирована Генеральной Ассамблеей ООН:

“Сегодня мы голосуем за создание Международного компенсационного механизма под эгидой Совета Европы для комплексного устранения ущерба, причиненного соответствующим физическим и юридическим лицам в Украине, а также украинскому государству в результате незаконных действий Российской Федерации при ее вторжении в Украину. Генеральная Ассамблея ООН уже одобрила создание международного механизма компенсации Украине потерь и ущерба, понесенных ею во время войны. Впоследствии Совет Европы в мае прошлого года учредил Реестр ущерба, нанесенного агрессией Российской Федерации против Украины”.

“Обязательство выплатить репарации за нарушение международного права четко установлено. Российские суверенные активы должны быть конфискованы и переданы в Международный компенсационный механизм, созданный под эгидой Совета Европы входящими в него государствами с участием других стран” - заявил Лулзим Баша.

Выступивший перед членами ПАСЕ спикер Верховной Рады Украины Руслан Стефанчук дал ясно понять, что в Киеве от Европы и Запада в целом ожидают не бесконечных обсуждений, а конкретных действий:

“Действовать надо немедленно. Прошло время «большой озабоченности и решительного осуждения». Прошло время размышлений и сомнений, предоставлять или не давать Украине оружие. Давно прошло время дырявых санкций, потому что невозможно выиграть войну, которую ты сам и финансируешь. Но пришло время откровенных и правдивых оценок. Настало время быстрых решений и действий. Настало время ответственного лидерства. Настала пора выбора в пользу решительного объединенного сопротивления российскому террору”.

Наряду со словами о необходимости скорейшей помощи Украине оружием, Руслан Стефанчук заявил и о том, что компенсационный механизм под эгидой Совета Европы нужно сделать работающим как можно быстрее: “Создание комплексного механизма компенсации — это тоже о справедливости. Его запуск станет мощным проявлением коллективной приверженности верховенству права и международным нормам”.

При обсуждении резолюции об использовании российских активов для восстановления Украины многие парламентарии указывали на то, что в экстраординарной ситуации нужны экстраординарные меры, и эти шаги нельзя тормозить бюрократическими уловками. Об этом, в частности, заявил член ПАСЕ из Великобритании, лорд Дэвид Бленкатра:

“Мы не можем позволить юристам и финансовым учреждениям утверждать, что наши действия не имеют прецедента, что мы не можем брать эти деньги таким образом, и что это не является обычным способом работы мировой финансовой системы. Коллеги, мы никогда раньше не сталкивались с такой ситуацией, и пришло время создать совершенно новую схему. Такую, при котором все (российские замороженные — ред.) активы переходят в один фонд, который будет использоваться для восстановления Украины и компенсаций”.

Лорд Бленкатра сравнил действия России с действиями гитлеровской Германии в ХХ веке и сказал, что ответ на них должен быть таким же, каким был ответ союзников во Второй мировой войне: “Давайте отправим Путину и его генералам такое же послание, как то, которое Великобритания, США и Советский Союз направили нацистскому руководству 1 декабря 1943 года. Мы должны сказать им, что будем преследовать их до самого конца, хоть до края земли, чтобы правосудие свершилось”.

Глава украинской делегации в ПАСЕ Мария Мезенцева напомнила коллегам-парламентариям о постоянных обстрелах Россией Харькова, ее родного города, и подчеркнула, что больше оружия для Киева сейчас означает меньше работ по восстановлению в будущем:

“Мне не нужно вам объяснять, где находится Харьков, и от чего сейчас страдают жители Харькова и области. Мы действительно сталкиваемся с ежедневными обстрелами, и мы не против оставаться без электричества по пять-шесть часов ежедневно во имя общего блага, ради демократии и свободы нашего континента. Но сегодня крайне важно, коллеги, чтобы вы своим голосованием послали сигнал вашим правительствам о том, что меньше средств будет потрачено на восстановление, если мы будем сейчас иметь больше реального оружия и средств ПВО”.

В итоге ПАСЕ единогласно приняла резолюцию, в которой заявила, что передача замороженных активов России на восстановление Украины должна произойти, и что страна-агрессор должна полностью возместить нанесенный ею ущерб.

Ассамблея также призвала государства, “владеющие российскими государственными активами, активно сотрудничать в оперативной передаче этих активов в установленный Международный компенсационный механизм”, и обратилась к США, ЕС и “Большой семерке” действовать в этом направлении “незамедлительно”.

ПАСЕ о гибели Алексея Навального: Россия - спонсор терроризма, Путин - нелегитимен

На следующий день после большого разговора о помощи Украине ПАСЕ рассматривала сразу три документа о репрессиях в России и их жертвах: речь шла о гибели Алексея Навального в заполярном лагере, о находящемся сейчас в похожих условиях Владимире Кара-Мурзе и других политзаключенных нынешней российской власти.

Парламентарий из Литвы и ветеран литовской делегации в ПАСЕ Эммануэлис Зингерис, выступавший с докладом о причастности российских властей к смерти Алексея Навального, назвал Россию страной-спонсором терроризма:

“Россия спонсирует терроризм. Они охотятся за демократами - русскими демократами - лучшими русскими людьми во всех уголках мира или за теми, кто принимает невероятно смелое решение быть в России, такими, как Владимир Кара-Мурза”.

“Я не верю, что смерть Алексея была случайной - продолжил парламентарий. ...Считаю, что и смерть Алексея, и выступления Юлии Навальной, и, конечно, выступления Евгении Кара-Мурзы будут для нас своего рода ориентирами в вопросе, как нам действовать дальше. Владимир Путин - босс мафии, который цепляется за власть, используя сеть своих “капорежиме” - от Дмитрия Медведева до солдат пехоты, в России и за ее пределами. Мы должны сосредоточиться на разрушении его преступной империи по кирпичикам”.

Эммануэлис Зингерис также заявил, что “Путин больше не является легитимным президентом Российской Федерации”, и это отражено в проекте резолюции ПАСЕ.

Докладчица ПАСЕ по политическим заключенным в России, член делегации Исландии Сунна Эварсдоттир напомнила в своем выступлении, что Владимиру Кара-Мурзе не только было вынесен неправомерный приговор, но и созданы пыточные условия в заключении:

“Владимир Кара-Мурза едва пережил два предыдущих отравления, связанных с российскими властями, и они оказали длительное негативное воздействие на его здоровье. Во время предварительного заключения полинейропатия, с которой он страдал с момента отравления, обострилась и распространилась на обе ноги. Последние полгода Владимир Кара-Мурза содержится в полной изоляции, в одиночной камере - сначала в колонии строгого режима, а затем в сибирской колонии особого режима, самом строгом отделении пенитенциарной системы России. С сентября 2023 года он не получает медицинской помощи, а его полинейропатия постепенно продолжает ухудшаться”.

Докладчик Ассамблеи по вопросу о создании “списка Кара-Мурзы”, эстонский парламентарий Ээрик-Ниилес Кросс выразил надежду, что поименное перечисление людей, ответственных за преследование Владимира Кара-Мурзы может предотвратить репрессии в будущем, или как минимум послужить идее привлечения нарушителей прав человека к ответственности.

Сейчас в “списке Кара-Мурзы” - 51 фамилия: 16 судей разного уровня, 9 прокурорских работников, 10 следователей, 10 сотрудников МВД, 4 сотрудника ФСБ, начальник СИЗО, где содержался Владимир Кара-Мурза, эксперт-лингвист, предоставивший заключение, позволившее вынести оппозиционеру приговор, а также и.о. начальника колонии в Омске. Всех этих людей ПАСЕ рекомендовала внести в санкционные списки европейских стран, при том, что некоторые из них уже находятся под санкциями США и Великобритании.

Ээрик-Ниилес Кросс, представляя список, заявил: “Это открытый список, мы будем добавлять имена по мере их появления. И мы должны сделать больше, мы должны уже сейчас серьезно начать делать все возможное, чтобы освободить Владимира Кара-Мурзу с помощью обмена из путинской тюрьмы”.

Перед европейскими парламентариями выступила жена оппозиционера, Евгения Кара-Мурза, которая назвала множество имен тех, кто сейчас заключен в российские тюрьмы за оппозиционную и антивоенную деятельность:

“По самым скромным оценкам «Мемориала», самой уважаемой правозащитной организации России и лауреата Нобелевской премии мира, число политзаключенных в стране приближается к 700 человек... Только за четвертый президентский срок Владимира Путина было больше политических процессов, чем во времена правления советских лидеров Никиты Хрущева и Леонида Брежнева вместе взятые. По данным “ОВД-Инфо”, около 20 тысяч были незаконно задержаны только за первый год полномасштабного вторжения России в Украину”.

Евгения Кара-Мурза сообщила, что не только ее муж, но и многие российские политзэки содержатся в пыточных условиях без должной медицинской помощи:

“Политзаключенных с уже имеющимися заболеваниями регулярно лишают медицинской помощи и неоднократно отправляют в штрафные изоляторы на нелепых основаниях и в нарушение российского законодательства. Алексей Горинов, Александра Скочиленко, Юрий Дмитриев, Игорь Барышников, Зарема Мусаева и Егор Балазейкин входят в число тех, чьей жизни угрожает непосредственная опасность, поскольку их здоровье стремительно ухудшается при отсутствии медицинской помощи”.

Жена Владимира Кара-Мурзы призвала европейских парламентариев “послать четкий и недвусмысленный сигнал Кремлю о том, что Владимир Путин больше не считается законным правителем Российской Федерации, и что с ним будут обращаться так, как следует обращаться с узурпатором, диктатором и военным преступником, разыскиваемым Международным уголовным судом”.

Именно это и сделали члены Ассамблеи, проголосовав за резолюции, в одной из которых они призвали исполнительные власти стран-членов Совета Европы “официально признать нелегитимность Владимира Путина на посту президента Российской Федерации”. В том же документе ПАСЕ назвала Россию “страной-спонсором терроризма”, а Русскую православную Церковь - “инструментом российского влияния и пропаганды, не имеющим ничего общего со свободой религии”.

В то же время Ассамблея подчеркнула необходимость поддержки российской оппозиции и антивоенного движения, предоставления населению России информации путем преодоления информационной блокады Кремля и оказания любой необходимой финансовой поддержки независимых российских медиа”, в том числе - через облегчение въезда и пребывания в странах-членах Совета Европы независимых российских журналистов.