За последние два года в ряде регионов России произошел всплеск протестной активности. После экологической акции протеста в Шиесе в 2018-2020 гг. власти были вынуждены отказаться от давления на протестующих и пойти на некоторые уступки в Хабаровске и Башкортостане.
Фонд Демократического Развития и Фонд Бориса Немцова «За свободу» провели онлайн-дискуссию, посвященную протестному движению в стране.
Как констатировали ее участники, Иркутск, Хабаровск, Шиес, Екатеринбург, Тверь – вот лишь несколько российских городов, в которых в последние несколько лет проходили протесты. Отмечается, что, хотя часть акций была связана с экологическими проблемами, некоторые из них носили экономический и политический характер.
Эксперты отмечают: чтобы понять протесты в России, необходимо учитывать ряд тенденций.
«Во-первых, это действительно просто усталость от систем, которая особенно очевидна для более молодых поколений. В конце концов эта система существует уже 20 лет в таком виде, и как ее ни оценивать: накапливается усталость. Потом – это довольно очевидно – запрос на самоуправление снизу, т. е. локальное самоуправление. Не случайно несколько раз было сказано про децентрализацию», – заявил профессор Московской высшей школы социальных и экономических наук Григорий Юдин, подчеркнув при этом высокую степень централизации российской системы управления.
Your browser doesn’t support HTML5
Аналитики констатируют, однако, и другое: в стране появился запрос на смену политической элиты, на более уважительные и справедливые отношения между людьми, а также на решение проблем окружающей среды. По словам экспертов, в российском обществе виден разлом между поколениями – люди старшего возраста относятся лояльно к нынешней власти и не склонны к протестам, чего не скажешь о молодом поколении.
«Очень приятно знать, что есть такие динамичные такие талантливые молодые люди, потому что действительно есть вопрос поколений, и что эти люди пытаются… строить или перестраивать страну по-другому, чтобы это была не страна Путина, а страна вот этих молодых европейцев», – подчеркнула Сесиль Васье, профессор французского Университета Ренн II.
Профессор Университета Джорджа Вашингтона Мария Снеговая отмечает: в российских протестах наблюдается преодоление территориальной локализованности – протестные выступления поддерживает все большее число россиян. Правда, оговаривается эксперт, пандемия и ухудшающаяся экономическая ситуация пока отодвинули протесты на второй план.
«Можно ожидать, что когда эти факторы будут преодолены, когда пандемия отойдет на второй план, это все так или иначе выльется в какой-то всплеск социальной активности,– продолжает Снеговая. – Это хорошие новости, но плохие новости состоят в том, что по-прежнему существует пассивность, внутренняя беспомощность, очень распространенная среди россиян. По-прежнему нет достаточно мощной региональной поддержки – Хабаровск так и остался единичным случаем».
Констатируют эксперты и то обстоятельство, что россияне внимательно следят за протестами в Беларуси.
«Молодые группы в принципе живут в другой Вселенной, чем Лукашенко. Они живут другими заботами, у них другие интересы и по-другому себя представляют социальную жизнь, другой образ общества в голове. И потихонечку это на самом деле и в России возникает», – говорит Григорий Юдин.
Правда, что именно послужит новым катализатором протестов в России, предугадать трудно, отмечают аналитики.