От удивительной истории спасения еврейских детей во время Холокоста до современной психологической драмы о семье эмигрантов, от довоенного мюзикла на идиш до байопиков прославленных комика и модельера – таков жанрово-тематический охват Еврейского кинофестиваля в Нью-Йорке (NYJFF).
33-й ежегодный смотр еврейского кино проходит в эти дни в кинозале Линкольн-центра (Film at Lincoln Center), выступившего организаторами фестиваля совместно с Еврейским музее (The Jewish Museum). Фестиваль продлится до 24 января.
NYJFF является одной из самых влиятельных площадок в мире, где демонстрируются документальные, игровые, короткометражные и анимационные фильмы на еврейскую тему из разных стран, включая, конечно, Израиль.
Зрители, пришедшие на просмотры фестиваля в Линкольн-центр, могут увидеть 10 игровых, 11 документальных и 7 короткометражных лент.
«Британский Шиндлер»
Фестиваль открылся исторической драмой «Одна жизнь» (One Life). Это игровой дебют опытного британского режиссера Джеймса Хоуза, много работающего на телевидении. Жизненному подвигу главного героя фильма сэра Николаса Уинтона ранее были посвящены мемуарная книга его дочери Барбары и документальный фильм «Семья Никки» (Nicky’s Family). В игровой версии реальные события воссозданы предельно аккуратно. Дважды лауреат премии «Оскар» сэр Энтони Хопкинс сыграл Уинтона в пожилом возрасте со всей мощью своего драматического таланта.
История «британского Шиндлера» не может не волновать. Скромный и мягкосердечный лондонский финансист и рыночный брокер Николас Уинтон в самом начале Второй мировой войны организовал спасение 669 преимущественно еврейских детей из оккупированной Германией Чехословакии, где им грозила отправка в нацистские концлагеря. В напряженном и подчас опасном взаимодействии с нацистской бюрократией и в поиске финансирования этого беспрецедентного гуманитарного проекта Николасу помогала его бесстрашная мать Бабетт, которую во флэшбеках убедительно сыграла Хелена Бонэм Картер.
В декабре 1938 года 29-летний Никки Уинтон приезжает в Прагу. Он видит, в каких ужасных условиях живут бежавшие из Австрии, Германии и Судет в лагерях для беженцев. И начинает операцию по спасению еврейских детей под эгидой Британского комитета по беженцам из Чехословакии. До начала Второй мировой войны 1 сентября 1939 года ему удается отправить восемь железнодорожных транспортов с детьми из Праги в Лондон, где их расселяли в британских семьях в качестве приемных детей. Большинство их родителей погибли в годы Холокоста.
Многие годы Уинтон из природной скромности скрывал свое участие в операции по спасению детей. Лишь в 1988 под давлением своей жены Грете (в фильме ее играет шведская актриса Лена Олин) разобрал своей архив и обнародовал дневник, где он скрупулезно описывал события 1939 года. Актер Джонни Флинн сыграл Уинтона в молодом возрасте. И надо сказать, что он выглядит достойно в партнерстве с Хопкинсом.
Кульминацией фильма можно считать воссоздание известного эпизода британской телепрограммы «Это жизнь!» 1988 года, когда приглашенному Уинтону авторы шоу устроили невероятный сюрприз. Они разыскали и пригласили в студию всех спасенных им детей, теперь уже людей почтенного возраста.
В 2003 году королева Елизавета II посвятила его в рыцари Британской империи, а в 2014 году он был удостоен президентом Чехии Милошем Земаном ордена Белого Льва первого класса – высшей награды страны. Он умер в возрасте 106 лет.
Дэн Фридман в еврейской газете Forward приводит тэглайн фильма: «Спасая одну жизнь, ты спасаешь весь мир», и обращает внимание на тревожный контекст фестивальной премьеры фильма о Уинтоне. А именно на «всплеск антисемитизма, войну, идущую в Европе, намерение британского правительства отправить иммигрантов в Африку и обещание предпочтительного кандидата в президенты США от Республиканской партии установить свою диктатуру».
«Хотя действие колеблется между 30-ми и 80-ми годами, - указывает Фридман, - фильм по касательной адресуется к нарождающемуся миру 30-х годов нашего века».
Путешествия во времени
Помимо «Одной жизни», еще несколько игровых и документальных лент впрямую или косвенно касаются темы Холокоста, Второй мировой войны и судеб мирового еврейства.
Писатель, историк и общественный деятель Хезер Дюн Макадам, живущая в США и Англии, сняла документальную ленту «999: забытые девушки» (999: The Forgotten Girls), основанную на ее собственной книге. В марте 1942 года примерно тысячу молодых евреек из Словакии, в основном, подростков, депортировали в Аушвиц, что стало первым официальным транспортом в нацистский лагерь смерти. Словацкие власти обманом заманили девушек в поезд, уверив их, что по прибытии они получат работу как волонтеры. Макадам рассказывает истории нескольких девушек, испытавших немыслимые страдания в лагере и чудом выживших.
Немецкий документальный фильм «Книги, которые он не сжигал» (The Books He Didn’t Burn) его авторы Клаус Бреденброк и Яша Ханновер посвятили малоизвестной стороне личности Адольфа Гитлера. Главарь третьего рейха, ответственный за гибель миллионов людей, был, оказывается, заядлым книголюбом. Его частная библиотека состояла примерно из 16 тысяч томов. 1200 из них хранятся в Библиотеке Конгресса США и являются предметом пристального изучения экспертами-историками. Нарратор фильма, лауреат «Оскара» актер Джереми Айронс следует за американским историком Тимоти Рибаком, который объясняет значение библиографических предпочтений Гитлера для формирования его расистских и антисемитских взглядов.
Поиск корней стал для Рэнди Шенберга важнейшим жизненным проектом. Вместе с 18-летним сыном Джоуи он отправляется из Малибу, где живет много лет, в Европу. Режиссер Мэтью Мишори в документальной ленте «Фиоретта» (Fioretta) протоколирует это волнующее путешествие во времени и пространстве, которое откроет много нового для Рэнди. Его дедушка Арнольд Шенберг – знаменитый австро-американский композитор и дирижер еврейского происхождения, умерший в 1951 году. Он был крупнейшим представителем музыкального экспрессионизма и основоположником новой венской школы. Рэнди удалось найти документальные свидетельства, относящиеся к жизни нескольких поколений семьи Шенбергов. Кропотливые поиски приведут его в Австрию, Чехию, а затем и в Венецию, где на еврейском кладбище покоятся предки его семьи, носившие тогда, 500 лет назад, фамилию Фиоретта.
«Anyuka» - по-венгерски «мама». Так назвала свой 20-минутный фильм художница из Бостона Майя Эрдели, отмеченная многими наградами за свои необычные анимационные проекты. Она рассказывает историю своей любимой бабушки, уроженки Венгрии, бывшей узницы Холокоста. Анимацию Майя комбинирует с любительскими видео и архивными роликами, чтобы поразмышлять о своей национальной идентичности, о причастности к еврейской диаспоре, об иммиграции и материнстве.
Семейный ракурс
Центральным событием устроители смотра выбрали реалистическую мелодраму из жизни иммигрантов «Валерия выходит замуж» (Valeria Is Getting Married) израильского режиссера Михаль Виник, снятую совместно с Украиной уже показанную на кинофестивалях в Венеции и Торонто. История двух сестер, в разное время приехавших в Израиль из Украины в качестве «невест по почте», выявляет неизбежные проблемы адаптации к новым социальным и культурным нормам. Если старшая сестра довольна браком по расчету и своим израильским мужем, то для младшей сестры такой опыт оказывается сложным и конфликтным.
Израильское игровое кино также представлено семейной мелодрамой «Моя дочь, моя любовь» (My Daughter My Love) режиссера Эйтана Грина. В израильско-французской копродукции действие происходит в Париже, куда навестить своего старого друга, перенесшего сердечный приступ, и свою дочь Алму приезжает из Израиля ее отец Шимон (превосходная актерская работа Сассона Габая). Шимон с огорчением видит, что брак дочери с ее мужем Дори трещит по швам. Простых решений в подобных конфликтах не наблюдается. Шимон осознает, что у отцовского контроля над взрослой дочерью есть естественные ограничители.
Несомненный интерес представляет показ отреставрированной 35мм копии классической черно-белой музыкальной мелодрамы 1939 года «Нынешние матери» (Mothers of Today) режиссера Генри Линна. В нем снялась американская звезда радиоэфира 30-х годов Эстер Филд, известная тогдашним слушателям под псевдонимом «А идише маме». Фильм служит примером жанра шунд - простеньких сентиментальных историй, ориентированных на еврейских «синих воротничков». Филд играет главу семьи, которая пытается сохранить доминирующую роль в отношении детей, которые стремятся жить своим умом, игнорируя еврейские традиции и мораль.
Спиноза, Уайлдер и другие
На закрытии будет показан фильм-оммаж замечательному американскому актеру-комику «Вспоминая Джина Уайлдера» (Remembering Gene Wilder). Он вырос в еврейской семье в Милуоки, его отец и родители матери были родом из России. Его отношение к жизни и к профессии во многом сформировалось именно в детстве и юности. Режиссер Рон Франк включил в нарратив интервью с Аланом Алда, Мелом Бруксом, Рейн Прайор и вдовой актера Карен Уайлдер. Широкую известность ему принесли роли в таких ставших культовыми фильмах, как «Продюсеры», «Вилли Вонка и шоколадная фабрика», «Молодой Франкенштейн», «Сверкающие седла», «Серебряная стрела». Уайлдер был не только актером, но и писателем, автором нескольких романов и мемуарных книг.
Документальный портрет Габи Агьен, основательницы французского дома моды Сhloé
сняла режиссер Изабель Коттансо. Легендарный модельер еврейского происхождения, приехавшая в Европу из Египта, стала героиней фильма «В поисках Chloe» (Looking for Chloe). Ее клиентами были Брижит Бардо, Джеки Кеннеди и Мария Каллас. Она изменила концепцию высокой моды, предложив миллионам женщин доступную альтернативу в виде pret-a-porter. Габи прожила большую драматичную жизнь, она умерла в Париже в возрасте 93 лет.
Израильский режиссер Давид Офек погрузился в седую историю Европы, сняв фильм-исследование «Спиноза: Шесть причин для отлучения философа» (Spinoza: Six Reasons for the Excommunication of the Philosopher). На вопрос, за что в 1656 году был отлучен от еврейской общины Амстердама выдающийся философ Нового времени Барух Спиноза, автор фильма отвечает однозначно: за свободомыслие. Лидеры общины посчитали ересью его размышления о природе божественного и исследования текста Библии. Его идеи, как подчеркиваются в фильме, остаются радикальными и сегодня.
В 16-минутной австрийской ленте «Послание из будущего: Босния приветствует Украину» (A Message from the Future: Bosnia Greets Ukraine) ее режиссер Эдвард Серотта затрагивает тему международной солидарности. Бывшие узники Холокоста вместе с боснийскими мусульманами, православными сербами и католиками-хорватами шлют послание надежды и поддержки нынешним украинцам, сражающимся с российскими агрессорами. Эти люди вспоминают, как в трагические месяцы осады Сараево в 90-е годы они приходили в местную синагогу, чтобы помогать мирным жителям выжить в междоусобной войне.