Майк Тернер: планы России по размещению ядерного оружия в космосе - глобальная угроза

Майк Тернер, председатель Постоянного специального комитета Палаты представителей по разведке.

Конгрессмен - о российской ядерной противоспутниковой угрозе и о том, как на нее должны реагировать Соединенные Штаты и международное сообщество

Впервые со времен Холодной войны ядерное оружие снова оказалось в центре внимания американского общества.

Не только угрозы Кремля применить тактическое ядерное оружие против Украины, не только планы Китая по расширению своего ядерного арсенала до 1000 действующих ядерных боеголовок к 2030 году, не только возможность применения ядерного оружия Северной Кореей или его разработка в Иране - заставляют мир обратить внимание на ядерную безопасность: недавно администрация Джо Байдена рассекретила информацию о том, что Россия разрабатывает ядерное противоспутниковое оружие, предназначенное для размещения в космосе на околоземной орбите.

Проект по ядерным вопросам (PONI) и Проект аэрокосмической безопасности (ASP) совместно с Центром стратегических и международных исследований (CSIS) организовали дискуссию на эту тему с участием конгрессмена Майка Тернера, председателя Постоянного специального комитета Палаты представителей по разведке (Congressman Michael Turner (R-OH), Chairman of the House Permanent Select Committee on Intelligence - HPSCI).

Дискуссия состоялась в исторический момент, когда американские политики пришли к выводам о срочной необходимости принять важные решения о ядерной модернизации США и о будущем контроля над вооружениями, в частности над распространением ядерного оружия и его размещением в космосе.

Представляя гостя Центра стратегических и международных исследований Хизер Уильямс, директор Проекта по ядерным вопросам (Dr. Heather Williams, PONI director), напомнила о докладе Комиссии по стратегической политике за 2023 год, в котором подчеркивалась безотлагательность решения двух стратегических вопросов: ускорить модернизацию ядерного потенциала США и повысить его эффективность во всех средах.

Уильямс отметила, что в докладе содержится призыв к США устранить обеспокоенность союзников по поводу надежности американских средств сдерживания. Кроме того, в докладе указывается на то, что «в то время как Америка отдавала приоритет контролю над вооружениями и сокращению ядерных вооружений, ее противники - Россия и Китай предприняли шаги в противоположном направлении и воспользовались этим моментом».

«Нулевой день»

Майк Тернер, который также является старшим членом Комитета Палаты представителей по вооруженным силам (HASC) и главой делегации США в Парламентской ассамблее Организации Североатлантического договора (НАТО) объяснил, что если «космическая эра началась, когда Россия запустила «Спутник» в 1957 году, она закончится, когда Россия выведет на орбиту свое ядерное противоспутниковое оружие».

По словам политика, генерал Брэдли Зальцман, глава Космических сил США, назвал потенциальную дату запуска российского ядерного противоспутникового оружия «нулевым днем» - точкой отсчета, с которой начнется новая космическая эра.

«Это будет “нулевым днем”, потому что внезапно мы не сможем рассчитывать ни на одну из существующих систем противодействия, - пояснил Тернер. - Нам придется создавать альтернативные системы, на что понадобятся триллионы долларов и много времени, которого у нас нет. Мы должны будем создать и запустить в космос дублирующие и избыточные системы только для того, чтобы сохранить то, чего мы достигли в космическую эпоху».

Тернер рассказал, что после того, как администрация Джо Байдена рассекретила информацию о том, что Россия разрабатывает ядерное противоспутниковое оружие, стало ясно, что у Белого дома нет четкой стратегии, что с этим делать.

«В новостях высказывались предположения, что это оружие уже прошло разработку, существует и готовится к запуску. Звучали предположения, что Россия уже имеет спутник на орбите для проведения испытаний. Бывший помощник министра обороны по космической политике, свидетельствовал перед Комитетом Палаты представителей по вооруженным силам, что российское ядерное противоспутниковое оружие, если оно будет применено, уничтожит без разбора все спутники на низкой околоземной орбите и сделает эту орбиту и ближайший космос непригодными для использования, как минимум, на год. А пилотируемое освоение космоса станет смертельно опасным», - разъяснил конгрессмен.

Тернер напомнил, что «Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела» Организации Объединенных Наций, вступивший в силу в 1967 году и подписанный Российской Федерацией, Соединенными Штатами и Соединенным Королевством, гласил, что «государства не должны размещать ядерное оружие или другие виды оружия массового уничтожения на орбите или на небесных телах или размещать их в космическом пространстве любым другим способом».

«Мы можем защитить себя и обязаны это сделать»

С точки зрения конгрессмена, все «опасения по поводу возможной эскалации» со стороны России и призывы к осторожности - теперь «бессмысленны».

«Эскалация уже произошла. Мы можем защитить себя и обязаны сделать это. Кроме того, Соединенные Штаты должны поддержать своих союзников, чтобы избежать наступления “нулевого дня” и сохранить космос на благо всего человечества», - подчеркнул Тернер.

Тернер призвал администрацию США «срочно рассекретить всю имеющуюся информацию по этому вопросу для безотлагательного принятия мер в отношении России».

США должны взять лидертсво на себя

Майк Тернер считает «опасным», что не только политики, но и заинтересованные ведомства, а прежде всего - министерство обороны США - до конца не знают на какой стадии находится Кремль: идут исследования или что-то уже производится, созданы ли ядерные боеголовки, есть ли спутник?

«Что на самом деле делают русские и какова должна быть реакция?, - задал главный вопрос конгрессмен, - Этому нельзя позволить выйти на орбиту и точка! А у администрации нет этого в списке дел. Способы передать больше информации обществу об этой программе, не раскрывая конфиденциальных источников существуют. Администрации необходимо проявлять лидерство. У нас есть союзники. В мире есть понимание того, что означает это оружие и к каким последствиям оно приведет».

«Ядерный зонтик»

«Мы обещали защитить наших союзников, которые не разрабатывают ядерное оружие, и взяли на себя обязательства по их обороне, - напомнил Майк Тернер. - Однако намерение заключалось не только в том, чтобы наши союзники не разрабатывали ядерное оружие, хотя это уже было большим достижением. Это также было задумано как сдерживание наших противников, потому что если бы наши союзники наращивали свое ядерное оружие, наши противники наращивали бы свое ядерное оружие еще больше, чтобы противодействовать как нашему сдерживанию, так и нашим ядерным союзникам. Проблема в том, что это больше не работает», - считает конгрессмен.

Тем не менее, Тернер заявил, что «в нынешних условиях сдерживание необходимо и возможно».

«“Мир посредством” Рональда Рейгана - это не просто политический лозунг, - пояснил он. - Теперь реальность такова, что вы не можете вести переговоры, надеясь, что противоположная сторона добровольно, в одностороннем порядке откажется от своих намерений. Россия и Китай увеличивают свои ядерные потенциалы, потому что они не видят, что у нас есть желание, интерес, а главное - средства для противостояния, поэтому мы зашли в тупик в поисках возможностей для переговоров по ядерному оружию или его сокращению».

Тернер напомнил о рейгановской системе ПРО (противоракетной обороны).

«Ведь тогда, сначала, она рассматривалось как путь к эскалации, что это дестабилизирует ситуацию и противник решит, что ему потребуется больше ядерного оружия, потому что у нас появилась противоракетная оборона. А на деле - произошла деэскалация. Есть и сегодняшний пример: мы видели сколько ракет было выпущено Ираном по Израилю. Люди в Израиле вместе с нами работали, используя современные технологии противоракетной обороны, чтобы их уничтожить. И опять произошла деэскалация. Это работает», - добавил политик.

«Украина станет членом НАТО»

«Это должен быть потрясающий саммит НАТО, потому что успех саммита заключается в уже произошедшем расширении НАТО за счет включения Финляндии и Швеции, а также в том, что эти страны уже будут за столом полноправных членов, что покажет провал политики Путина, направленной на “оттеснение НАТО назад”. Финляндия и Швеция вступили в НАТО, потому что знали, что следующими после Украины будут другие страны. Вот почему нам нужно продолжать поддерживать Украину. Я думаю, что на этом саммите должно быть просто подтверждено заявление, сделанное в Бухаресте: “Украина станет членом НАТО”. Это будет самое сильное послание Кремлю», - заявил в заключении конгрессмен Майк Тернер.