«Соседняя комната»: Нью-йоркская премьера нового фильма Педро Альмодовара

Педро Альмодовар

Сам режиссер признался, что во время съемок скрытно рыдал от избытка чувств

В Нью-Йорке, на проходящем в Линкольн-центре 62-м международном кинофестивале (NYFF), в переполненном зале Alice Tully Hall состоялась американская премьера нового фильма режиссера Педро Альмодовара «Соседняя комната» (The Room Next Door).

Уже получившая премию «Золотой лев» на Венецианском кинофестивале, эта трогательная, философская мелодрама испанского мастера заняла почетное центральное место в программе NYFF, который проходит в эти дни в Нью-Йорке и завершится 14 октября. На неконкурсном фестивале демонстрируются более ста игровых, документальных и короткометражных лент из более чем 40 стран мира.

В основу фильма положен роман «Через что ты проходишь» (What Are You Going Through) современной нью-йоркской писательницы Сигрид Нуньес. Любопытно, что на нынешнем NYFF демонстрируется экранизация еще одного ее романа, «Друг» (The Friend), мелодрамы с Наоми Уоттс и Биллом Мюрреем в главных ролях.

Уйти достойно

Как это часто бывает у Альмодовара, в центре его фильмов один или несколько сильных женских характеров. Между ними складываются сложные отношения, а частое обращение к прошлому лишь усугубляет ситуацию. Так и здесь, в новой картине: успешная писательница Ингрид (Джулианна Мур) берет на себя миссию подбадривать свою старую подругу Марту (Тильда Суинтон), неизлечимо больную раком третьей степени, испытывающую острые боли и подумывающую об эвтаназии.

Марта, прошедшая огонь, воду и медные трубы в качестве военного корреспондента в горячих точках планеты, хочет уйти из жизни достойно, в арендованном для этой цели красивом летнем доме, затерянном в лесистой глуши штата Нью-Йорк.

Дела у Марты идут неважно. Экспериментальная методика, на которую она очень надеялась, не помогла, более того, ее самочувствие резко ухудшилось и ей предстоит пройти еще один курс химиотерапии. Марта покупает на черном онлайн-рынке «препарат для эвтаназии» и просит Ингрид сопровождать ее в прощальной поездке за город. Ничего делать не нужно, предупреждает она, просто нужно находиться в соседней комнате в то время как Марта добровольно уйдет из жизни.

Заметным и важным дополнением к истории женской дружбы становится бывший любовник Ингрид, которого на полутонах, без его фирменной аффектации играет Джон Туртурро. Он читает лекции об изменениях климата и менторским тоном поучает Ингрид, что, мол, та помогает «умирающей женщине в мире, который сам вот-вот погибнет». На что та парирует: «Невозможно жить, говоря людям, что надежды не осталось. Есть много способов выживать внутри трагедии».

Идеи и символика

На пресс-конференции в Линкольн-центре Суинтон, Мур и Туртурро воздали должное искренности и мастерству режиссера, который давно известен своим умением работать с актерами. Встречу модерировал программный директор Кинообщества Линкольн-центра (FLC) Деннис Лим.

Альмодовар и его актеры на пресс-конференции в Линкольн-центре.

«Этот фильм о том, что не надо отворачиваться, – сказала Суинтон. – Он о дружбе, о том, что все мы переживаем сложные дни, об ощущении общности, то есть того, что мы все плывем а одной лодке»... Со старыми, проверенными друзьями можно без экивоков говорить о самом важном. Можно обходиться без дежурных вопросов типа «что ты делала на прошлой неделе» или «почему твоя последняя интрижка длилась всего месяц». Такие отношения на экране большая редкость, как, впрочем, и в жизни. Но это случается, и это нужно ценить».

«Вот об этом именно и говорят фильмы Альмодовара, – заметила Мур. – о человеческих отношениях, в которых есть и юмор, и уязвимость, и глубина».

Альмодовар признался, что сам принимал придуманную историю близко к сердцу. В один из дней, когда снималась особенно щемящая, пронзительная сцена разговора двух героинь, он скрылся от всех и разрыдался от избытка чувств. «Я не хотел, – сказал он, – чтобы меня видели в таком состоянии, – это как-то несерьезно для режиссера».

«Для Ингрид перспектива провести рядом с Мартой последние недели жизни подруги можно назвать большим приключением», добавил Альмодовар.

По его словам, он выбрал Мур, потому что она обладает свойством слушать и сопереживать. А на Суинтон пал выбор, потому что она «из другого измерения».

«С Ингрид Марта может свободно говорить о войне, о смерти, об одиночестве, – отметил Альмодовар, – обо всем, что она бесповоротно теряет из-за болезни. Но Марта сохраняет достоинство, с гордостью оценивая прожитое».

Как рассказал режиссер, персонаж Туртурро озвучивает идеи, заложенные в литературную основу фильма. В частности, убеждение в опасности смыкания неолиберализма с крайне правыми воззрениями. По мнению Альмодовара, «это очень важный мессидж для страны, которая вскоре будет избирать своего нового президента».

Как всегда у Альмодовара, колористическое решение являет собой очень значимый и почти автономный субтекст. Интенсивные монохромные цвета подсознательно пленяют глаз и отсылают к различным культурным традициям, которые считываются внимательным и искушенным зрителем.

Например, Альмодовар полагает, что «красная дверь в доме очень важна, потому что это фильм о смерти».

«Во многом, – замечает режиссер, – это драматический жест, отсылающий к японской культуре, где красный цвет часто указывает на кого-то, кто скоро умрет. Интенсивные краски являются частью моего авторского почерка, и даже при всем моем желании отдавать приоритет нарративу, движению сюжета, я всегда обращаюсь к балансу и игре красок».

Джулианна Мур, Педро Альмодовар и Тильда Суинтон на премьере в Нью-Йорке.

Критики отмечают увлечение режиссёра разнообразными культурными референциями. В новой картине можно заметить отсылы к таким знаковым фигурам, как Джеймс Джойс, Эдвард Хоппер, Ингмар Бергман, Бастер Китон и Макс Офюльс.

Не обошлось без мистицизма и фатализма, которые часто, хотя порой и очень опосредованно, присутствуют в фильмах Альмодовара. Мур призвала на помощь метафизику, объясняя, как она обживала характер своей героини.

«Жизни человека иногда свойствен солипсизм (направление философии, признающее индивидуальное сознание единственной реальностью и отрицающее объективную реальность окружающего мира. – О.С.), – сказала Мур. – И он не знает, существует ли он на самом деле. Может, все это мне приснилось? Неужели я полностью одинок перед лицом судьбы? И удостовериться, что ты не одинок, можно только когда кто-то рядом с тобой и он видит, что с тобой происходит».

Кино на грани нервного срыва

«Педро Альмодовар – мастер рассказывать истории, – считает Лесли Клайнберг, президент FLC. – Его креативность, артистизм и исключительный талант покорили как широкую аудиторию, так и самих кинематографистов. Уже в самых ранних фильмах он погрузил нас в мир, эмоционально богатый, трепетный, сложный и насыщенный эмоциями».

Педро Альмодовар родился в 1949 году в небольшом городке Кальсада-де-Калатрава в испанской провинции Сьюдад-Реаль. Он покинул родные места еще подростком, чтобы реализовать свою мечту снимать кино. Устроился на работу в телефонную компанию, чтобы скопить денег на покупку его первой камеры Super 8. Последовавшие 12 лет жизни прошли для него в состоянии вынужденной раздвоенности. Днем он работал в серьезной компании, а вечера и ночи проводил в богемных тусовках, подружившись с актерами театров и панк-музыкантами, сочиняя статьи для подпольных журналов и снимая короткометражки с друзьями. В 1980 году на микробюджет он снял свою первую полнометражную ленту «Пепи, Люси, Бом».

Рецензенты отмечают, что Альмодовар – один из немногих признанных во всем мире мастеров кино, умеющих сочетать увлекательность рассказываемых им человечных историй с изысканностью и красочностью визуального языка. В его историях удивительным образом уживаются юмор, мелодрама и трагизм.

Мировую славу и престижные награды ему принесли ленты «Женщины на грани нервного срыва», «Свяжи меня!», «Высокие каблуки», «Все о моей матери», «Поговори с ней», «Волвер», «Кожа, в которой я живу», «Боль и слава», «Параллельные матери» и другие.

«Соседняя комната». Кадр из фильма.

«Соседняя комната» – первая в режиссерской карьере Альмодовара картина, снятая на английском языке. «Для разминки» он сначала снял на английском две короткометражки. «Странный способ жить» (Strange Way of Life) рассказывает любовную историю двух ковбоев, которых играют Итан Хоук и Педро Паскаль. В короткометражке по мотивам пьесы Жана Кокто «Человеческий голос» (The Human Voice) он впервые снял Тильду Суинтон. Это монофильм, в котором актриса говорит по телефону с воображаемым собеседником.

Альмодовар удостоен премий «Оскар» и «Золотой глобус», пяти премий BAFTA (Британской академии кино и театра), трех национальных испанских премий «Гойя», четырех французских национальных премий «Сезар» и премии за лучшую режиссуру Каннского кинофестиваля.

«Педро ворвался в наши жизни в 1985 году премьерой непочтительного, в духе черного юмора фильма «Чем я это заслужил?» – вспоминает Уэнди Киз, секретарь правления Кинообщества Линкольн-центра. – Тогда я устроила в своей квартире веселую вечеринку в честь этого события и тогда же поняла, что навсегда полюбила Педро. Так сложилось, что на Нью-Йоркском кинофестивале в разные годы показывались 15 его фильмов. Мы все восхищаемся его жизненными героями, красочной палитрой, занимательностью сюжетов. Его очень занимают судьбы женщин и глубоко волнуют проявления человечности и сострадания».

Чаплинская премия

20 декабря «Соседняя комната» выйдет в прокат в нескольких кинотеатрах Нью-Йорка и Лос-Анджелесе, а в рождественские дни начнет демонстрироваться по всей стране ограниченным числом экранов. Широкий американский релиз компания Sony Pictures Classics наметила на январь 2025 года.

В канун открытия 62-го NYFF руководство Кинообщества Линкольн-центра объявило, что Альмодовар станет будущей весной получателем юбилейной, 50-й Чаплинской премии.

Награда будет вручена испанскому режиссеру на гала-презентации в Линкольн-центре 28 апреля 2025 года. Об этом сообщила президент Кинообщества Лесли Клайнберг, вскоре уходящая из этой организации, которой она руководила последние десять лет.

Церемония вручения Чаплинской премии предполагает показ отрывков из фильмов, речи звезд, снимавшихся у него, друзей и коллег. И, конечно, выход на сцену самого героя дня.

Чаплинская премия вручалась таким легендарным актерам и режиссерам, как Альфред Хичкок, Сидней Пуатье, Мартин Скорсезе, Барбара Страйзенд, Мэрил Стрип, Спайк Ли, Кейт Бланшетт и Джефф Бриджес. Гала-презентация является важнейшим мероприятием FLC по сбору пожертвований. Получаемые средства идут на организацию различных кинопоказов, студенческих программ и кинофестивалей, включая NYFF и «Новые режиссеры/Новые фильмы».