В Нью-Йорке открылся 60-й международный кинофестиваль

Фестиваль открывается... Photo: Oleg Sulkin

В главной программе фестиваля в нью-йоркском Линкольн-центре – 32 фильма

Выбор фильма для открытия юбилейного, 60-го Международного кинофестиваля в Линкольн-центре (NYFF) можно считать безупречным по логике и смыслу.

Гротескная семейная психодрама «Белый шум» (White Noise), демонстрация которого прошла в Элис-Талли-холле в минувшую пятницу 30 сентября, снята для стримингового гиганта Netflix известным режиссером Ноа Баумбахом, уроженцем Нью-Йорка.

До и после катастрофы

Лента «Белый шум» поставлена по известному роману Дона Делилло, изданному в 1985 году. Главные роли сыграли Адам Драйвер, заметно погрузневший со времени «Брачной истории», и любимая актриса режиссера Грета Гервиг, его подруга по жизни с 2011 года, мать его второго сына. Первый сын родился у Баумбаха в браке с актрисой Дженнифер Джейсон Ли, юридически расторгнутом в 2013 году.

«Белый шум». Courtesy: Netflix

Драйвер играет профессора некоего вымышленного колледжа, изучающего Адольфа Гитлера и его место в истории. Его коллега по колледжу, которого играет поседевший Дон Чидл, аналогичным образом изучает наследие своего кумира Элвиса Пресли. Становится очевидным, что для массовой культуры и «массовой науки» между этими двумя личностями, Гитлером и Элвисом, разница невелика. Вместе с женой (Гервиг) герой Драйвера воспитывает четырех детей. Но в какой-то момент странная катастрофа, называемая «воздушным токсическим событием», меняет весь жизненный уклад семьи профессора.

Баумбах признается, что еще ребенком ходил на просмотры Нью-Йоркского кинофестиваля. Шесть из его предыдущих фильмов включались в основную программу смотра, от «Забыть и вспомнить» (Kicking and Screaming, 1995) до «Брачной истории» (Marriage Story, 2019). Последняя была центральным событием фестиваля того года.

«В 1985 году мой отец и я ехали на автомобиле из Бруклина на показ фильма «Ран» Куросавы, открывавший 23-й NYFF, - вспоминает Ноа Баумбах. – В этом же году в нашем доме появилась книга Дона Делилло «Белый шум». Открывать 60-й фестиваль этим фильмом для меня особая честь. Этот фестиваль был частью моего кинообразования и показывал многие мои фильмы».

Ноа Баумбах и Грета Гервиг на пресс-конференции. Photo: Oleg Sulkin

Главной площадкой фестиваля по традиции стал Линкольн-центр и его кинозалы. Но этим география смотра не ограничивается. Кинопоказы состоятся также на Статен-Айленде, в Бруклине, Бронксе, Квинсе и Гарлеме.

Фестиваль NYFF носит неконкурсный характер, здесь нет жюри, не вручаются премии и не проводится кинорынок. В основной программе в этом году демонстрируются 32 фильма. Есть также секции Spotlight, Currents и Revivals, а также проводятся встречи публики с известными кинематографистами из разных стран.

Из-за пандемии ковида фестиваль проводился в позапрошлом году в виртуальном формате, а в прошлом – в гибридном. В этом году многие предосторожности отменены, хотя и остается требование ко всем зрителям находиться в масках в фестивальных помещениях и в просмотровых залах.

Боль и надежда

Центральным событием NYFF-2022 «назначили» документальную ленту «Вся красота и кровопролитие» (All the Beauty and the Bloodshed) режиссера Лоры Пойтрас. На недавнем Венецианском кинофестивале она получила главный приз – Золотого Льва. Это хроника борьбы фотографа-художницы и активистки Нан Голдин с семейством Сэклеров, которое она и ее единомышленники считают ответственным за опиоидный кризис в США, уносящий сотни тысяч жизней. Голдин обвиняет семью Сэклеров, владеющую фармацевтической компанией Purdue Pharma, в сознательном распространении на лекарственном рынке таких опиодных препаратов как оксиконтин, к которым у многих пациентов быстро развивается привыкание.

Одной из жертв такого привыкания стала сама Голдин. Она получила почти летальную дозу и только чудом спаслась от смерти. Голдин организовала общественную группу P.A.I.N (дословно – боль), которая ведет публичную кампанию против компаний «большой фармы», зарабатывающих на сильнодействующих рецептурных лекарствах миллиарды долларов. Часть доходов семья Сэклер жертвовала музеям и другим культурным институциям, поддерживая тем самым свой престиж. Ключевой эпизод фильма – массовая акция протеста в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке, донорами которого являлись Сэклеры.

«Вся красота и кровопролитие». Courtesy: FLC Press

Как сообщается, поначалу Голдин была настроена скептически в отношении Лоры Пойтрас как режиссера фильма о ней. Но окончательная версия ей понравилась. Пойтрас, по ее словам, «рассказала мою историю моим голосом. Вероятно, я что-то сделала бы по-другому. Но она (Пойтрас) чудесным образом позволила мне поучаствовать в принятии решений, что оставлять в фильме, а что выкинуть».

Нью-Йоркский ракурс, обусловленный юбилейными настроениями, представлен, помимо «Белого шума», и несколькими другими лентами.

«Время Армагеддона» (Armageddon Time) – ретродрама, поставленная и спродюсированная Джеймсом Греем по его сценарию, вдохновлена его воспоминаниями о детстве в иммигрантском районе Квинса в 80-е годы. В ролях заняты Энн Хэтуэй, Джереми Стронг, Бэнкс Репета и Энтони Хопкинс. Снималась картина в Нью-Джерси. Премьера ленты прошла в мае в Канне. В кинопрокат США ее выпустит компания Focus Features в этом месяце.

Несомненно, большой интерес вызывает мировая премьера актуальной игровой драмы «Она сказала» (She Said) о расследовании журналисток «Нью-Йорк таймс» Джоди Кантор и Меган Тухи обвинений кинопродюсера Харви Вайнстина в сексуальном насилии. Их усилия помогли отправить Вайнстина за решетку и способствовали созданию движения #MeToo. Германская режиссер Мария Шрадер собрала звездный актерский состав – Зои Казан, Кэри Маллиган, Саманта Мортон, Патриша Кларксон, а одним из продюсеров стал Брэд Питт. Компания Universal планирует выпустить картину «Она сказала» на экраны в ноябре.

Критики выделяют в программе также драму Тодда Филда «ТАР» (TÁR), где Кейт Бланшетт играет знаменитого композитора, «Мастер садовник» (Master Gardener) Пола Шредера с Джоэлем Эдгертоном и Сигурни Уивер, «Вечную дочь» (The Eternal Daughter) Джоанны Хогг, а также драму-монолог ветерана-документалиста Фредерика Уайзмана «Супруги» (A Couple), основанную на переписке Льва Толстого и его жены Софьи Андреевны.

«Мастер садовник». Courtesy: FLC Press

Фильмом закрытия устроители выбрали ленту «Инспекция» (The Inspection), в которой Джереми Поуп выступил в роли гея, попавшего в военный лагерь, где готовят морских пехотинцев. Режиссер-афроамериканец Элеганс Браттон описал в почти автобиографическом ключе мытарства, которые выпали на его долю.

Экспансия артхауса

В фестивальной программе заявлено несколько лент, громко прозвучавших на Каннском кинофестивале в мае этого года, включая дебют шотландки Шарлотты Уэллс «Солнце мое» (Aftersun), южнокорейскую драму Пак Чхан-ука «Решение уйти» (Decision to Leave), мелодраму француженки Мии Хансен-Леве «Одним прекрасным утром» (One Fine Morning), «Появление» (Showing Up) американки Келли Райхардт и «R.M.N» румынского мастера Кристиана Мунджиу. Будет показан и обладатель Золотой пальмовой ветви Каннского кинофестиваля этого года «Треугольник печали» (Triangle of Sadness) шведского режиссера Рубена Эстлунда, злая сатира на современное западное общество.

На NYFF покажут новый документальный фильм иранского режиссера Джафара Панахи «Нет медведей» (No Bears). В июле Панахи, одного из лидеров иранской «новой волны», отправили в тюрьму на шесть лет за «антиправительственную пропаганду». В его поддержку выступили многие кинематографисты мира. «Нет медведей» рассказывает о цензуре в Иране.

«Нет медведей». Courtesy: FLC Press

В архивную секцию Revivals включена отреставрированная копия классической драмы Киры Муратовой «Долгие проводы» (The Long Farewell), снятой в 1971 году, но пролежавшей «на полке» до начала перестройки.

50-летию научно-фантастического фильма «Солярис» Андрея Тарковского посвящен его показ в рамках программы Spotlight с живым музыкальным аккомпанементом композиторов Мэтью Нолана и Стивена Шэннона. Как отмечается в пресс-релизе, «они сочинили новую звуковую дорожку, специально заказанную фестивалем, которая укоренена в эстетике и философии Тарковского и в звуковой архитектуре оригинальной музыки Эдуарда Артемьева».

Директор фестиваля Юджин Эрнандес в интервью различным СМИ подчеркивает, что экспансия NYFF в разных боро Нью-Йорка направлена на соединение усилий по продвижению артхауса, то есть художественно состоятельного кинематографа. Можно заметить, что главный конкурент NYFF - кинофестиваль в Трайбеке, созданный после терактов 9/11, также стремится включить в свою орбиту районы мегаполиса, достаточно далеко отстоящие от фестивального центра Трайбеки в Нижнем Манхэттене. Объявлено, что нынешний фестиваль последний для Юджина Эрнандеса. Он приглашен возглавить кинофестиваль в Санденсе, который пройдет в январе.

Фестиваль NYFF-2022 завершится 16 октября.