Грузинский оппозиционный канал обвиняет власти в попытке подавить свободу слова

Журналисты оппозиционного телеканала «Рустави 2»

Журналисты оппозиционного телеканала «Рустави 2»

Гендиректор «Рустави 2» заявляет о шантаже со стороны представителей власти

В Грузии продолжается скандал вокруг оппозиционного телеканала «Рустави 2». Журналисты и оппозиция обвиняют власти в попытке подавить в стране свободу слова в предвыборный период. В частности, оппоненты утверждают, что власти хотят изменить редакционную политику телеканала путем оказания давления на суд по делу об имущественной тяжбе между бывшими и нынешними владельцами «Рустави 2».

«Рустави 2» – один из самых популярных в Грузии телеканалов, известный своей поддержкой партии экс-президента Михаила Саакашвили. Примечательно, что представители правящей коалиции неоднократно высказывали недовольство работой «Рустави 2». Так, бывший и нынешний премьеры страны, неоднократно публично критиковали журналистов «Рустави-2», говоря им на пресс-конференциях, что они занимаются «вредительской деятельностью», работая на канал, который согласно их утверждениям, представляет собой «машину лжи».

Ситуация вокруг «Рустави 2» крайне накалилась после заявления гендиректора этого телеканала Ники Гварамия о том, что 21-го октября его источник в правительстве сообщил ему, что 22-го октября суд примет решение в пользу бывшего владельца «Рустави 2», который, как опасаются журналисты, вынудит этот телеканал «замолчать». А также, как утверждает Гварамия, от него потребовали «отодвинуться», в противном случае, как заявляет гендиректор, ему стали угрожать разоблачительными видеозаписями касающимися его личной жизни, а также его телефонных бесед с экс-президентом Михаилом Саакашвили.

Главная прокуратура Грузии вскоре после заявления гендиректора «Рустави 2» начала расследование в связи с его обвинением по поводу шантажа со стороны властей. Ника Гварамия, который сегодня был на допросе в Прокуратуре, заявил, что готов сотрудничать со следствием, однако высказал сомнение в том, что дело будет доведено до конца.

Также не оправдалось ожидание того, что окончательный вердикт по поводу делу «Рустави 2» будет вынесен 22-го октября. Как заявил один из руководителей телеканала вечером 22-го октября, судья «не посмел» вынести приговор из-за общественного давления, в частности многочисленных протестующих сторонников, которые сегодня собрались перед зданиями суда и телекомпании. Слушание по делу перенесено на 26-ое октября.

«Они этого заслуживают»

Заявление премьер-министра Грузии Ираклия Гарибашвили на заседании правительства 22-го октября усугубило подозрения оппонентов. В частности, отрицая обвинения в давлении властей на процесс правосудия, премьер одновременно сказал, что «Рустави 2» реально является телеканалом экс-президента Михаила Саакашвили и его партии «Единое Национальное Движение» (ЕНД) – «преступной организации», у которой как он выразился, «нет права оставаться в политике» и которая, по его словам, «не оценила человеческого отношения» со стороны новых властей. В данной связи премьер вспомнил скандальные видеозаписи, сделанные при президентстве Саакашвили, в которых засняты факты насилия со стороны силовиков по отношению к задержанным лицам. Часть этих записей была обнародована перед парламентскими выборами 2012 года, а определенные записи появились в интернете неделю назад. После этого, в разных регионах Грузии были осуществлены нападения на местные офисы «ЕНД».

«Они должны быть благодарны за то, что народ на протяжении этих трех лет не сделал с ними то, что происходит на этих видео. Возможно, я покажусь грубым, но они этого заслуживают... Пусть никому не покажется, что таким садистам, таким нелюдям, которых осталось 50-100 человек, государство даст право совершать беззакония», – заявил Гарибашвили, утверждая, что, призывая людей собраться на протесты против давления на «Рустави 2», ЕНД планирует «провокации».

Примечательно, что ЕНД, пользующаяся самой большой поддержкой из оппозиционных партий, представляет меньшинство в парламенте и, согласно последнему опросу американской неправительственной организации NDI, имеет почти одинаковый рейтинг с правящей коалицией.

«Предпосылки для нарушения конституционного порядка»

Президент Грузии Георгий Маргвелашвили в экстренном заявлении 22-го октября раскритиковал премьера, отметив, что его оценки «вместо разрядки ситуации, внесли больше напряженности и без того в сложную обстановку».

«Развивающиеся за последние дни эмоции произвели эскалацию политического климата и создали предпосылки для нарушения конституционного порядка и возникновения гражданского противостояния... Призываю всех, воздерживаться от резких шагов и обуздать эмоции. Мы должны беречь гражданский мир», – заявил президент и призвал судью по делу «Рустави 2» не принимать «поспешного и жесткого решения, которое еще больше может обострить ситуацию».

Президент Грузии заявил, что начинает переговоры с политическими партиями, дипкорпусом и НПО с целью «сохранения гражданской стабильности».

Заявление Маргвелашвили вызвало возмущение грузинского кабмина и парламентского большинства, которые, в свою очередь, обвинили его в оказании давления на суд.

Ранее Маргвелашвили сказал, что его «беспокоит тенденция, при которой происходящие в СМИ процессы порождают вопросы».

Напомним, что это заявление было сделано после того как у журналистов, работающих еще на двух телеканалах, вещающих на территории Грузии, возникли проблемы в профессиональной деятельности.

Примечательно, что Госдепартамент США дважды сделал заявления по поводу «Рустави 2». В частности, официальный представитель Госдепа Джон Кирби на брифинге 20-го октября заявил, что Вашингтон внимательно наблюдает за происходящими событиями вокруг этого оппозиционного канала. 6 октября, представитель Госдепа Марк Тонер заявил, что что любой судебный процесс, который касается СМИ, должен проходить с соблюдением высших стандартов справедливого суда.

«Максимальная прозрачность»

В комментарии для «Голоса Америки» медиа-эксперт Звиад Коридзе отметил, что для демократического развития страны важно как сохранение плюралистической медиа среды, так и гарантии неприкосновенности имущественных прав. Соответственно, говорит эксперт, пока не будут обнародованы все детали купли и продажи «Рустави 2», что происходило неоднократно со дня основания этой телекомпании, и что до сих пор по неизвестным причинам, содержится в секрете, сложно будет убедить общественность в том, что дело по «Рустави 2» является лишь частным спором между владельцами.

Тем более, согласно Коридзе, заявления властей и, особенно, премьера страны, вызывают «обоснованные подозрения» в заинтересованности правительства в смене нынешних владельцев этой оппозиционной телекомпании.

«Учитывая высокий общественный интерес, вся информация по этому делу должна быть прозрачной. Судья обязан защитить неприкосновенность собственности, но среди общественности должен быть консенсус, что защита этого фундаментального права не была использована как предлог для нарушения другого фундаментального права – свободы выражения и плюралистической медиа среды», – считает эксперт.

По его словам, судья должен очень ответственно отнестись к делу по «Рустави 2», так как, полагает Звиад Коридзе, поспешное вынесение решения повредит принципу имущественной неприкосновенности, так же, как и свободе слова и СМИ, что в свою очередь, негативно повлияет на демократическое развитие Грузии.

«Главная ценность»

Глава Ассоциации региональных СМИ и медиа-эксперт Ия Мамаладзе отметила в беседе с русской службой «Голоса Америки» важность существования плюралистической медиа среды для демократического прогресса в стране. В то же время Мамаладзе утверждает, что при правительстве Саакашвили, «Рустави 2» пользовался определенными привилегиями, включая «списания задолженностей в миллионные суммы». В результате, говорит эксперт, информация «Рустави 2» в течение 9 лет правления партии Саакашвили была «однобокой и тенденциозной». Однако на сегодняшний день, утверждает Мамаладзе, как раз приверженность «Рустави 2» к ЕНД и делает оппозиционный голос этого канала ценным. Власти должны сделать все, считает медиа-эксперт, чтобы в Грузии был сохранен широкий спектр различных мнений.

В то же время, говорит Мамаладзе, речь идет и о неприкосновенности имущественных прав, соблюдение которых приоритетно в любой демократической стране. Соответственно, ввиду высокого интереса и вопросов, которые возникли среди общественности в связи со справедливостью данного судебного процесса, эксперт считает, что должна быть создана коллегия судей, которая при максимальной прозрачности обеспечит вынесение приговора, который не вызовет сомнений у общественности.

«Главная ценность в демократии – справедливость. Она должна распространяться на всех, несмотря на отношение к ним правительства», – резюмировала Мамаладзе.