Нефтегазовая отрасль России под ударами с разных сторон

Аналитик – о прекращении транзита российских нефти и газа через Украину и последствиях санкций в сфере СПГ

Со следующего года Украина полностью прекратит транзит как российского газа, так и нефти через трубопровод «Дружба». Об этом заявил советник главы Офиса украинского президента Михаил Подоляк.

По южной ветке «Дружбы» нефть получают Словакия, Чехия и Венгрия. В этой связи Подоляк напомнил, что, согласно резолюции ЕС, они должны были найти возможности диверсификации поставок энергоносителей. То же самое касается и газа, уточнил он.

При этом советник сказал, что Киев готов транспортировать в Европу газ из других стран – в частности, Казахстана и Азербайджана.

Прекращение поставок нефти из России не станет проблемой для Чехии, считает специальный уполномоченный по вопросам энергетической безопасности страны Вацлав Бартушка. Чтобы не зависеть от «Дружбы», чешский государственный трубопроводный оператор MERO загодя стал инвестировать средства в увеличение пропускной способности трубопровода TAL из Италии в Германию, соединенного с веткой, по которой нефть идет в Чехию. Предполагаемый объем прокачки – до 8 миллионов тонн в год. Согласно планам MERO, к началу 2025 года страна перестанет нуждаться в российской нефти.

Что касается газа, то только прекращением транзита газа через Украину, ставшим еще одним ударом по «Газпрому», проблемы России тут не исчерпываются. В пиковое положение попала и компания «Новатэк». Она вложила огромные деньги в «Арктик СПГ-2». Но американские санкции против самого проекта и способных его обслуживать газовозов арктического класса поставили под угрозу весь коммерческий смысл затеи. При этом все попытки менеджеров компании обойти санкции, как сообщают СМИ, оказались тщетными.

Обо всем этом Русская служба «Голоса Америки» поговорила с аналитиком нефтегазового сектора Михаилом Крутихиным.

Виктор Владимиров: Кто главным образом, помимо России, пострадает от прекращения транзита углеводородов через «Дружбу»?

Михаил Крутихин: Страны, которые обслуживает южная ветка «Дружбы», прежде всего Венгрия и Словакии. Но им давали возможность найти альтернативные пути поставок. Когда (страны ЕС) ввели санкции против экспорта российской нефти, для них сделали временное исключение. Как показывает практика, они не предприняли должных усилий теперь попадают в очень трудное положение со снабжением нефтью. Особенно это коснется венгерской компании MOL, основной потребители нефти через «Дружбу».

В.В.: А какими последствиями в этом контексте чреват запрет на прокачку российского газа?

М.К.: В данном случае украинцы дверь до конца не закрывают. Они предполагают, что могут возникнуть какие-то договоренности с владельцами природных энергоносителей из других стран – например, Азербайджана, который в теории мог бы поставлять свой газ через российскую территорию европейским потребителям. Я в такой вариант не очень верю по нескольким причинам. Для начала у Азербайджана лишнего газа нет. Кроме того, европейцам потребуется заключать соглашение с Баку, а не с “Газпромом”. Еще есть вариант продавать газ на российско-украинской границе с тем, чтобы европейский получатель потом заключил соглашение с украинцами о его прокачке. Но тут возникает вопрос, а где сегодня, собственно, госграница между двумя странами?.. Ну и так далее.

В.В.: По кому прекращение транзита ударит сильнее всего?

М.К. Однозначно по “Газпрому”. Согласно подсчетам украинцев, российский монополист за поставку своего газа через украинскую территорию в Европу получает ежегодно примерно 6 миллиардов долларов. Если он лишится такой возможности, то эти деньги в российский военный бюджет не поступят. Так что действия Киева вполне логичны. Сейчас через Болгарию “Газпром” может прокачивать 16 млрд кубометров в год прокачивать и столько же через Украину. Значит, экспортные возможности России (в Европе) сократятся наполовину. “Газпром” – уже банкрот. Я смеюсь, когда сегодня говорят про выплаты дивидендов его акционерам. У компании долгов намного больше, чем ее рыночная капитализация. Теперь положение «Газпрома» еще сильнее усугубится. Если сложить доходы компании, которую он получал от поставок по «Дружбе» и прокачки газа, то в сумме это 11 млрд долларов, опять же по украинским прикидкам. Таковы потери России.

В.В.: Теперь – к «Новатэку», который попытался обойти санкции, наложенные на проект «Арктик СПГ-2». Какова здесь цена вопроса?

М.К.: Компания вложила в проект огромные средства. Освоила месторождение на Гыданском полуострове, построила две технологические по сжижению газа линии. Предполагалось, что их проектная мощность составит более 13 млн тонн в год. Причем, первая линия была готова к работе еще 1 декабря минувшего года, но простаивала из-за американских санкций, под который попали «Арктик СПГ-2» и газовозы арктического класса. Причем в планах была и третья линия, но она зависла – ее строительство отодвинули по крайней мере до 2028 года. Как “Новатэк” теперь будет выкручиваться, куда направлять свой газ, и кто его рискнет взять, большая загадка.

В.В.: Но ведь была же попытка обойти санкции?

М.К.: Да, но она вышла боком ее инициаторам и участникам. Хотя использовалась довольно изощренная схема. Короткая предыстория такова. К началу августа Обская губа (залив Карского моря между полуостровами Гыданский и Ямал – В.В.) практически очистилась ото льда, а в “Новатэке”, видимо, сообразили, что тогда вывозить СПГ можно и обычными газовозами. И вот суда Pioneer и Asya Energy, одно за другим, пришвартовались к терминалу подсанкционного проекта. При этом электронная система, регистрирующая их местонахождение, показывала, что они находятся совсем в другом районе океана. Выявить обман удалось только благодаря спутниковым снимкам. Одновременно другие суда подобного класса устремились загружаться якобы в «Ямал-СПГ», находящийся в той же акватории и пока не подпадающий под санкции. Как выяснилось, до мнимой цели они дошли (потому что и не собирались туда), а груз перекачали с Pioneer и Asya Energy, которые выступили в роли дойных коров. Но США отреагировали оперативно, и вскоре обнародовали новый санкционный список, в который в числе прочих попали Pioneer, Asya Energy и остальной теневой флот, задействованный в афере, а заодно и компании-владельцы газовозов. Теперь эти суда не смогут обслуживать уже и «Ямал-СПГ».

В.В.: А как на этом фоне обстоит дело с намерениями России расширить производство сжиженного природного газа?

М.К.: Предполагалось, что к 2035–2040 году доля российского СПГ на рынке вырастет с 8% до 30–40%. Эти планы полностью провалены. Под запретом оказался не только «Арктик СПГ-2», но и те проекты, которые еще далеки до осуществления, но на которые имелись большие виды. «Новатэк» также не сможет запустить проект «Арктик СПГ-1», завод СПГ в Мурманске и много чего еще... Что не менее важно: введенные против России ограничения никак не повлияют на мировой газовый баланс.