Грузия – Россия: седьмая годовщина войны

Цхинвали. 11 августа 2008 г.

Грузинские эксперты – об эффективности политики Тбилиси в отношении России

После российско-грузинской войны прошло семь лет. За это время, несмотря на то, что между государствами прекращены дипломатические отношения, в конце 2012 года Тбилиси и Москве все же удалось возобновить прямой диалог, в формате которого было решено обсуждать только торгово-экономические и гуманитарные вопросы, т.е. те, по которым стороны считали возможным договориться.

Что касается территориальной целостности Грузии, данный вопрос, без какого-либо ощутимого прогресса, обсуждается на Женевских дискуссиях по безопасности и стабильности на Кавказе, которые регулярно проводятся с октября 2008 года при участии делегаций из Грузии, России, Абхазии и Цхинвальского региона, а также представителей ООН, Евросоюза, ОБСЕ и США.

Тем не менее, в течение последнего года наблюдались факты смешения этих двух форматов, и политические вопросы, согласно признаниям самих участников прямого диалога, неоднократно обсуждались в Праге на встречах представителей Грузии и России – Зураба Абашидзе и Григория Карасина. Пражские встречи были временно прекращены в знак протеста Тбилиси в ответ на подписание Россией в 2014 и 2015 гг. интеграционных соглашений с Абхазией и Южной Осетией, которые Грузия считает шагами по аннексии грузинских территорий со стороны РФ. Тем не менее, Тбилиси все же решил возобновить диалог, несмотря на протест со стороны грузинской оппозиции.

Напомним, в результате российско-грузинской пятидневной войны Россия признала независимость двух грузинских регионов – Абхазии и Южной Осетии – и ввела дополнительные войска и вооружения на свои военные базы на данных территориях. Все государства мира – за исключением России, Венесуэлы, Никарагуа и Науру – признают эти регионы территорией Грузии, оккупированной Россией.

«Главное достижение»?

Нормализация отношений с Россией стала предвыборным обещанием коалиции «Грузинская мечта» пришедшей во власть в 2012 году. Одним из главных достижений в данной связи, коалиция считала отмену Россией в 2013 году действующего с 2006 года эмбарго на грузинскую продукцию, в ведении которой новые грузинские власти винили «необдуманную политику» предыдущего правительства Грузии. Хотя после того как Тбилиси поддержал одну из 15 санкций ЕС против РФ из-за нарушения территориальной целостности Украины, как раз за несколько дней до седьмой годовщины войны, Москва заявила, что не исключает задействования нового эмбарго против Грузии.

Тбилиси поспешил объясниться. Премьер Грузии Ираклий Гарибашвили 6-го августа назвал происходящее «недоразумением», подчеркнув, что Грузия, несмотря на проблему двух сепаратистских регионов, поддержала лишь одну санкцию ЕС – направленную против экспорта продукции, производимой в Крыму и Севастополе. По его словам, Тбилиси не собирается присоединяться к остальным санкциям, установленным против России и что Грузия «очень дорожит» тем, что сумела вернуть российский рынок. Москва пока не принимала конкретного решения в отношении Грузии, так что на данном этапе неизвестно: – останется ли в силе этот фактически единственный результат нового российско-грузинского диалога, которому противятся многие оппозиционные силы внутри Грузии.

Россия продолжает нарушать соглашение о прекращении огня

Согласно соглашению о прекращении огня от 12-го августа 2008 года, подписанному президентами РФ, Грузии и Франции, Россия должна была отвести войска на линию, которую они занимали до начала боевых действий, а также обеспечить доступ международных наблюдателей на территорию Абхазии и Южной Осетии. До сих пор эти условия не выполнены. Более того, согласно квартальному отчету МИДа Грузии, все эти годы Россия продолжает передвигать линию оккупации вглубь территории, которая до войны 2008 была подконтрольна Тбилиси. Так, заявляют в грузинском внешнеполитическом ведомстве, на сегодняшний день общая длина искусственных барьеров только вдоль линии оккупации Цхинвальского региона составляет 51 км.

«Забор из колючей проволоки и «пограничные знаки» вторглись на территорию, которую контролирует правительство Грузии и, таким образом, расширили площадь оккупации... На оккупированных территориях ограничено право свободного передвижения, массово нарушены права собственности и право на получение образования на родном языке. Установка колючей проволоки вдоль оккупационной линии еще больше усугубила положение жителей Абхазии и Южной Осетии, а также жителей прилегающих сел и районов», – говорится в отчете грузинского МИДа опубликованном 5-го августа.

Одновременно Москва заявляет, что Тбилиси должен обсуждать данный вопрос непосредственно с цхинвальскими властями, при этом подчеркивая, что согласно Договору о государственной границе между Россией и Южной Осетией, подписанному в Москве 18-го февраля, российские пограничники лишь осуществляют охрану границ Южной Осетии.

«Полное отсутствие превентивной политики»

Учредитель НПО «Ассоциация реформ Грузии» Эленэ Хоштария считает, что политика правящей Грузией коалиции по отношению России не оправдала себя. Более того, утверждает эксперт, на сегодняшний день наблюдается полный крах этой политики, и тем не менее, по её словам, власти Тбилиси даже не обсуждают изменения линии в отношении Москвы. В качестве примера переоценки политики, Хоштария приводит Германию, заявляя, что когда после двадцати лет «примиреченской политики» в Берлине осознали её безрезультатность, Германия на сегодняшний день стала лидером в задействованных против России санкциях ЕС.

«А что делаем мы? Несмотря на ухудшенное положение, продолжаем утверждать, что у нас якобы прогресс в отношениях с РФ. Главной причиной подобных действий является ложное представление среди правящих кругов Грузии, что если мы не будет раздражать Россию, все будет хорошо», – сказала Хоштария в интервью Русской службе «Голоса Америки».

Политолог считает, что в целом, грузинские власти не сумели привлечь к проблематике Грузии надлежащее международное внимание. Как говорит Хоштария, когда произошли украинские события, Тбилиси не сумел адаптировать свою политику и использовать создавшуюся ситуацию для привлечения дополнительной поддержки.

«Вместо того чтобы представлять проблемы Грузии и Украины в едином контексте, грузинский премьер заявлял, что это два разных сценария. Также постоянная речь о результативности встреч Карасина и Абашидзе создало иллюзию того, что в российско-грузинских отношениях якобы есть прогресс, что снижает мотивацию наших западных партнеров участвовать в урегулировании проблем Грузии. И последнее, налицо полное отсутствие превентивной политики. Так, заранее зная о том, что Москва планирует подписать интеграционные соглашения с Сухуми и Цхинвали, мы об этом не говорили на всех международных встречах и форумах, как должны были делать. Естественно, такой подход ослабил внимание запада к территориальным проблемам Грузии», – отметила политолог в интервью.

«Наказание за западный вектор»

Георгий Мчедлишвили из Университета Грузии считает, что курс нынешних властей Грузии по отношению к России сопряжен с риском, но только будущее покажет, оправдается ли этот риск. Нынешнее правительство рискует прослыть «примиренческим» и «капитуляционным», так как снизило градус риторической напряженности в отношениях с Россией и инициировало диалог с Москвой. Как утверждает Мчедлишвили, часто эту версию используют политические оппоненты нынешних властей, и в первую очередь – представители предыдущего правительства Грузии, «пытаясь показать, что они являются безальтернативной про-западной политической силой в Грузии». Хотя, как говорит Мчедлишвили, дело обстоит не совсем так, как это хотят представить оппоненты правящей Грузией коалиции.

«Обратим внимание на тот факт что после 2012 года больше ни одна страна не признала оккупированные территории - Абхазию и Южную Осетию – в качестве независимых стран. Отрывается посольство в Кубе – именно с этой целью. Грузия подала на Россию в Страсбургский суд по правам человека и выиграла его – дело касается гонений на грузин в России в 2006 году, и сейчас идет рассмотрение иска по выплате компенсации в размере 70 миллионнов евро. Поэтому, в общем и целом, политику Грузии по отношению к России вряд ли можно назвать примиренческой», – сказал эксперт в интервью «Голосу Америки».

Одновременно, как говорит Георгий Мчедлишвили, единственная «вина» правительства Грузии в глазах Москвы – его западный курс страны. Согласно политологу, успешная Грузия, Украина и Молдова являются угрозой путинскому режиму, соответственно, говорит Мчедлишвили, Россия делает все для того, чтобы свернуть эти страны с западного пути, и готова ради этого на многое, что, как он говорит, и было продемостриривано в Украине.

«В арсенале России есть также немало рычагов давления на Тбилиси, но к счастью, пока что Грузия не ослабила свой западный вектор, хотя как раз по этой причине Москва и наказывает Грузию», – резюмировал эксперт.