Грузины, проживающие в Абхазии, лишились права получать образование на родном языке, так как все функционирующие в Абхазиии грузинские школы стали русскоязычными. В связи с этим 19-го апреля в парламенте Грузии прошли объединенные слушания комитетов, в которых также приняли участие представители правительства Абхазской автономной республики в изгнании – т.е. правительства, которое не признают сепаратистские власти.
Участники парламентских слушаний заявили, что в Абхазии происходит нарушение прав этнических грузин путем «насильственной русификации», и призвали международное сообщество к мониторингу ситуации, сложившейся на этой оккупированной территории Грузии. Примечательно, что несмотря на достигнутое соглашение от 12 августа 2008 года между президентами России, Грузии и Франции, оккупационные власти до сих пор не допускают международных наблюдателей на территорию Абхазии и Южные Осетии.
Целенаправленная политика
Как заявила в ходе выступления в парламенте Грузии замминистра образования и культуры изгнанного правительства Абхазии Манана Квачакия, в Гальском районе Абхазии, который населен преимущественно этническими грузинами (98%), из существующих в советское время 56 грузинских школ, с 1991 года до 1994-95 годов функционировали 31, однако постепенно двадцати из этих учебных заведений был присвоен статус русских школ. В настоящее время, согласно абхазской статистике, в Гали 11 школ, в которых преподавание ведется на грузинском, однако грузинская сторона указывает на то, что с сентября обучение и в этих 11 школах перешло на русский язык. Что касается грузинских школ в Ткварчельском и Очамчирском районах Абхазии, то, согласно Квачакии, там с 2008 года полностью было запрещено обучение на грузинском языке. Более того, утверждает Манана Квачакия, в школьных аттестатах этническим грузинам в графе «родной язык» отказывают указывать «грузинский», и заменяют его на русский язык.
«В течение 20 лет после завершения конфликта оккупанты и сепаратисты последовательно осуществляют целенаправленную политику физического и культурного геноцида местного грузинского населения. В результате, местное население сейчас количественно представляет половину того, что было раньше, в то время как до войны количество грузин, проживающих в Гали, было равно количеству населения абхазов, проживающих на территории всей Абхазии» – заявила 19-го апреля замглавы образования и культуры изгнанного правительства Абхазии.
Напомним, что, по данным переписи населения 1989 года, население Абхазии состояло из 48% грузин и 17% абхазов. Сегодня, согласно абхазским официальным данным, число грузин, проживающих в Абхазии, сократилось до 19,26%, доля этнических абхазов выросла до 50.71%.
Как утверждают представители абхазского правительства в изгнании, за последнее время в Абхазии отстранили от работы восемь педагогов грузинских школ и одного директора, по той причине, что они «упоминали Грузию в положительном контексте». По их словам, исходя из того, что многие дети в Гали не могут учиться на русском языке, родителям приходится водить их в школы на другой стороне реки Ингури, в городе Зугдиди, который находится на подконтрольной грузинским властям территории.
В данном контексте интересно, что 15 апреля был закрыт пропускной пункт «Тагилони», позволяющий абхазскому населению иметь связь с остальной частью Грузии. Согласно сепаратистским властям, в ближайшее время также планируется «закрыть на ремонт» главный пункт пропуска на Ингурском мосту. Примечательно, что одним из предвыборных обещаний президента непризнанной Абхазии Рауля Хаджимба было упразднение пяти из шести существующих КПП на линии оккупации.
Позиция абхазской стороны
В свою очередь, сепаратистские власти утверждают, что процесс перехода грузинских школ на обучение на русском языке займет два-три года. Это объясняется стремлением Сухуми добиться «большей интеграции грузинскоязычного населения».
«Ввиду того, что все эти годы работа велась по грузинской программе, эти дети не видели никак свое будущее образование в республике – ни в рамках тех возможностей, которыми обладает Министерство образования, ни Абхазия в целом. Они четко были сориентированы на дальнейшее образование в Грузии. Сегодня дети, которые заканчивают эти школы, будут иметь перспективы, как любой ребенок в стране, учиться в нашем университете или поехать учиться по лимитам. Все эти возможности для них открываются», – заявил ранее абхазским СМИ Дмитрий Гварамия, замглавы де-факто министерства образования Абхазии.
Согласно официальной абхазской статистике от 2016 года, на данный момент в Абхазии функционируют 60 абхазских школ, 15 – абхазо-русских, 47 – русских , 26 – армянских и 11 – грузинских. При этом, этническая принадлежность учащихся школ распределилась следующим образом: абхазы– 14 234 учеников, грузины – 4 743, армяне – 4 548, русские–2 097, греки– 119, прочие национальности– 879.
Мнение эксперта
Профессор Тбилисского государственного университета, специалист по вопросам Абхазии Заза Цурцумия считает абсурдными утверждения сепаратистских властей об намерении «интегрировать» этнических грузин путем принудительного обучения их на русском языке. Как отметил эксперт в интервью с «Голосом Америки», де-факто власти как раз не желают того, чтобы грузины в Абхазии обладали «полноценными правами», что подтверждается хотя бы тем, что гальским грузинам отказывают выдавать абхазские паспорта, в результате чего большая часть из них не регистрирована, и не имеет таких же прав, как представители других этнических групп, населяющих территорию оккупированной Абхазии.
«На фоне катастрофической демографической ситуации среди этнически абхазского населения, сепаратистов не устраивает наличие в Абхазии полноправных грузин, которые смогут участвовать в выборах, влиять на политику и так далее. Сепаратистские власти стремятся создать невыносимые условия в Гали, с целью вынудить оставшееся там грузинское население покинуть свои дома, а ту часть, кто все же не уедет – денационализировать путем запрета получения образования на родном языке и схожих трюков», – считает эксперт.
Согласно мнению Цурцумия, на данном этапе грузинские власти не обладают какими-либо реальными рычагами, чтобы воспрепятствовать нарушениям прав этнических грузин в Абхазии. Соответственно, эксперт полагает, что помимо политической активности властей, необходимо также «больше действий» со стороны неправительственного сектора и СМИ Грузии с тем, чтобы привлечь к данному вопросу внимание широкого международного сообщества.
Напомним, в результате российско-грузинской войны, Россия в 2008 году признала независимость двух грузинских регионов – Абхазии и Южной Осетии – и перебросила дополнительные войска и вооружения на свои военные базы на данных территориях. Все государства мира – за исключением Венесуэлы, Никарагуа и Науру – признают эти регионы территорией Грузии, оккупированной Россией.