В четверг 11 января Верховный суд РФ предсказуемо отклонил два иска российского политика и оппозиционного лидера Алексея Навального, находящегося в заключении. Однако это дало возможность оппозиционеру вновь оказаться в центре информационного внимания.
Оба иска были связаны с условиями содержания в исправительной колонии. Навальный оспаривал правила, согласно которым на приём пищи отводится всего 15 минут. Поэтому заключенному при заварке, например, сухой лапши «Доширак» приходится либо «давиться кипятком», либо оставаться голодным. Другое требования касалось права иметь не больше двух религиозных изданий в помещении камерного типа и одной – в штрафном изоляторе, куда политика регулярно помещают.
Так, 9 января стало известно, что Алексея Навального в очередной раз отправили в ШИЗО – на семь суток. Это произошло сразу после его выхода из карантина после доставки политика в арктическую колонию «Полярный волк». Условия содержания там и без того одни из самых жестких в России.
Хорошо, однако, уже то, что местонахождение политика подтверждено, а сам он, судя по всему, пребывает в боевом настроении. До этого Навальный в связи этапированием «исчез с локаторов» с 9 декабря, что вызывало естественную тревогу за его судьбу.
Соединенные Штаты по-прежнему обеспокоены состоянием здоровья Алексея Навального, условиями его содержания под стражей и призвали российские власти к немедленному освобождению политика, заявил недавно представитель Госдепартамента.
Алексей Навальный дал убедительно понять, что продолжает борьбу с властью, несмотря на то что находится с ней в несравнимых весовых категориях, сказал в комментарии для Русской службы «Голоса Америки» директор Центра Сахарова Сергей Лукашевский. По его мнению, политик вышел моральным победителем в этой схватке.
«Конечно, давление на Навального постоянно усиливается, все подчинено тому, чтобы сломать его, лишить воли к сопротивлению, – добавил он. – Об этом свидетельствует и сам перевод Алексея в колонию на Дальнем Севере. Пенитенциарной системе в России вообще присущ пыточный характер с понятной целью – заставить человека полностью подчиниться администрации. Но данном случае власть терпит очевидное фиаско, что, похоже, приводит её в сильнейшее раздражение».
Навальный же в этой ситуации делает то, что всегда делали политзаключенные, начиная с брежневской эпохи, констатировал Сергей Лукашевский: «Он не дает покоя властям, используя для этого любой предлог, показывает, что не смирился со своей участью. Заодно Алексей напоминает общественности о своем существовании. На мой взгляд, это очень правильная тактика. Мало того, защищая свои права, он одновременно борется и за права, которые актуальны для всех заключенных, независимо от их статуса».
Поражает его стойкость и способность говорить с юмором о том, что с ним происходит, невзирая на весь ужас ситуации, продолжил правозащитник: «Это воодушевляющий пример мужества. Но только этим значение борьбы Навального не исчерпывается. На одном из недавних заседаний суда он обратился к россиянам с призывом «Не бояться». Это очень актуальный призыв, и, думаю, он услышан. Таким образом, поведение политика становится неким моральным камертоном, по отношению к которому люди могут сверять свой жизненный путь», – резюмировал директор Сахаровского центра.
Никто в России не испытывает иллюзий по поводу непредвзятости судов в стране, особенно по политическим делам, тем более в случае с Алексеем Навальным, считает руководитель независимого правозащитного проекта «Поддержка политзаключенных. Мемориал» Сергей Давидис. На его взгляд, все понимают, что это инструмент расправы.
«Суды в России – всего лишь приводной ремень репрессивной машины, – утверждает собеседник «Голоса Америки». – Поэтому нет ничего удивительного в том, что жалобы Алексей не удовлетворены. Власть просто не может позволить выиграть ему даже самое пустяшное дело. Если он будет требовать признать белое белым, а черное – черным, ему все равно откажут в иске. Это политическое решение, продиктованное сверху».
Тут гораздо важнее то, что Навальный так или иначе оказывается в повестке дня, подчеркнул Сергей Давидис: «Это доказывает, что власть, выслав его за Северный полярный круг, все равно не добилась желаемого. Политик демонстрирует уверенность в себе, и, безусловно, смотрится победителем в противостоянии с государством-монстром. Все устремления вычеркнуть Алексей из общественной жизни, лишить его всякой возможности влиять на умы сограждан, идут прахом. Он использует любую возможность громко заявить о себе, в том числе обжалуя разнообразные нарушения его прав как заключенного. В этом суть его тактики, и она абсолютно правильная».
Пример Навального уникальный, полагает правозащитник: «Сказать, что его путем смогут пойти многие, было бы очевидным преувеличением. Здесь необходимы огромное мужество, вера в себя и свою правоту. Тем не менее, его пример стойкости в любом случае важен. Он доказывает, что у человека всегда, в любых условиях остается выбор», – заключил он.
Срок заключения Навального по совокупности приговоров превышает 30 лет.