Музыкальный дайджест «Голоса Америки»: январь 2022

Каждый месяц «Голос Америки» рассказывает о свежих релизах американских исполнителей. Какие новинки появились в музыкальной индустрии в январе 2022 года, а какие известные альбомы американских музыкантов отметили свою годовщину?

LUMINEERS
The Brightside

Наступление 2022 года не стало волшебной панацеей от проблем, что тревожат мир последние несколько лет. Пандемия, всплески заболеваемости, новые штаммы (а в ряде стран – еще и политические кризисы) не дают поводов для оптимизма. Но, кажется, The Lumineers считают иначе.

В январе вышел альбом Brightside («Светлая сторона»), пронизанный очень сдержанным, в чем-то настороженным, но все же оптимизмом. «Как трава, пробивающаяся сквозь асфальт, так и мой оптимизм нашел путь сквозь пандемию», – рассказал фронтмен группы Уэсли Шульц в интервью изданию The Star. Группа осталась верной своим корням – это все тот же меланхоличный инди-фолк с кинематографичной эстетикой американской глубинки, кадры которой вызывают чувство щемящей ностальгии даже у тех, кто никогда не был в американской провинции.

Оптимизм, звучащий в новом альбоме, безусловно, подкупает. В 2019 году The Lumineers оставили нас с горьким послевкусием: их предыдущий релиз, масштабная пластинка «III», была посвящена теме пагубной зависимости, и тон рассказанной истории было сложно назвать позитивным. Brightside, напротив, оставляет слушателя с ощущением, что рано или поздно все наладится: «Я не знаю, где мы будем, но все будет хорошо» – будто мантру повторяет Шульц в песне Where we are.

Новый альбом не пытается развеселить или приободрить слушателя, но он по меньшей мере вселяет некую надежду – а для многих в эпоху пандемии это может оказаться очень важным.

КРИСТИНА АГИЛЕРА
La Fuerza

Целых четыре года прошло с выхода седьмого альбома Кристины Агилеры Liberation, и в январе 2022 года певица наконец выпустила следующую пластинку. Количество песен на ней кого-то могло разочаровать: по сравнению с пятнадцатью треками на Liberation, новый альбом La Fuerza довольствуется лишь шестью композициями. Зато какими!.. Ведь новая пластинка целиком написана на испанском языке.

Агилера – уроженка Нью-Йорка, а вот ее отец родился в Эквадоре. Латиноамериканские корни певицы стали для нее источником гордости, а отсылки к своему происхождению регулярно находили отражение в творчестве. «Латиноамериканская музыка всегда была связана со мной и моим детством… И если эта связь есть, она останется с тобой навсегда», – написала Агилера в своем «Инстаграме» по случаю релиза La Fuerza.

При этом новый альбом не стал ее первой испаноязычной пластинкой: в 2000 году Агилера представила сборник Mi Reflejo, который наполовину состоял из песен с ее дебютного альбома, переведенных на испанский. Mi Reflejo, записанный в самом начале карьеры певицы, имел оглушительный успех и заметно расширил армию ее фанатов за счет латиноамериканского населения Соединенных Штатов.

ХОЛЗИ
If I Can’t Have Love, I Want Power (бонусные треки)

В августе 2021 года поп-диве Холзи (Halsey) явно удалось удивить слушателей. Публике, хорошо запомнившей образ короткостриженой волевой бунтарки из клипа New Americana, теперь показали совсем другую Холзи: теперь она, облаченная в платья Эпохи Возрождения, рассказывает историю о беременности и материнстве, находясь в антуражах средневековых замков.

Звучит необычно? Но именно таким и стал концептуальный альбом If I Can’t Have Love, I Want Power, ставший четвертым в дискографии исполнительницы. Вдобавок к альбому на экраны вышел и одноименный фильм (в русском переводе «Если у меня не может быть любви, я хочу власть»), снятый под саундтрек нового альбома.

В итоге получилось совершенно театральное и завораживающее музыкальное зрелище. И, как и в любом удачном представлении, труппа поспешила выйти на поклон публике – так, в январе 2022 года Холзи выпустила два бонус-трека к своему августовскому сборнику – People Disappear Here и переделанную версию ранее выпущенной песни Nightmare.

If I Can’t Have Love, I Want Power примечателен не только визуальным и звуковым рядом, но и тем, с какими людьми Холзи его создала. Среди продюсеров альбома – знаменитые Трент Резнор и Аттикус Росс из Nine Inch Nails, а среди музыкантов – Дэйв Грол из Foo Fighters и легендарный гитарист Fleetwood Mac Линдси Бэкингем.

EELS
Witchcraft

В сентябрьском дайджесте мы рассказывали об альбоме Souljacker – тяжелой, богатой на хиты пластинке бессменного фронтмена группы Eels Марка Эверетта (известного также под прозвищем «E»). С выхода того альбома прошло 20 лет, но его наследие внезапно напомнило о себе в январе 2022 года.

Эверетт признался, что ему неожиданно позвонил старый друг – Марк Романек, снявший для музыканта клип на его песню Novocaine For the Soul. Романек признался, что часто слушает альбом Souljacker и этим, вероятно, подтолкнул Эверетта вернуться назад к истокам. Музыкант встретился с продюсером Джоном Перишем, вместе с которым они 20 лет назад записали Souljacker, и создали экстремальное волшебство – именно так переводится их новая пластинка Extreme Witchcraft.

Нельзя сказать, что альбом похож на пластинку Souljacker (хотя, например, характерные гитарные риффы в Good Night On Earth и могут напомнить релиз 20-летней давности). Но Extreme Witchcraft с предыдущими релизами музыканта объединяет одно: это все то же хаотичное попурри из совершенно разных жанров, которые Эверетт, кажется, придумывает для каждой отдельно взятой песни, чтобы уже в следующем треке полностью поменять стиль и настрой.

Творчество Эверетта бывает до боли печальным, иногда – невероятно веселым и преисполненным оптимизма, а порой и вовсе совмещающим и то, и другое. В новом альбоме он легко меняет настроение слушателя: от жизнеутверждающей Learning While I Lose до странной What It Isn't и клипа Good Night On Earth, в котором мы наблюдаем за приключениями лобстера в скафандре.

Альбом стал таким же, как и все предыдущее творчество Эверетта – привлекающим внимание и создающим настроение, порой откровенно странное. «Если я захочу поесть клубники с попкорном на ужин – что ж, только мне это решать», – поет музыкант в новой песне Strawberries & Popcorn. И это и правда так: он может позволить себе любые странности, ведь это именно то, за что его полюбили фанаты.

URGE OVERKILL
Oui

Своей популярностью на мировой сцене Urge Overkill обязаны Квентину Тарантино – ведь именно в их исполнении мы слышим кавер на песню Нила Янга Girl, You'll Be a Woman Soon в «Криминальном чтиве». Однако в американском рок-сообществе их имена хорошо известны. Им удалось стать заметной частью рок-волны, захлестнувшей Соединенные Штаты в начале 90-х. Они выступали на разогреве у Nirvana, у Pearl Jam и ворвались в мировые чарты с хитом Sister Havana, где музыканты поют про Фиделя Кастро под жирные гитарные риффы.

Правда, регулярными их релизы назвать сложно. После 1995 года музыканты ушли в долгий отпуск, неожиданно вернувшись на сцену 16 лет спустя с альбомом Rock N' Roll Submarine. После внезапного возвращения группа вновь пропала из поля зрения и лишь в январе 2022 года решила напомнить о себе.

Новый альбом носит лаконичное название Oui. Складывается впечатление, что Urge Overkill за 11 лет отсутствия будто и не заметили, как сильно поменялась музыкальная сцена – и поменялась не в пользу рока. Но, как и настоящих рокеров, их это, кажется мало волнует. «Я планирую быть среди живых, – слышим мы в треке Forgiven. – И я не хочу слышать ваше мнение». Oui – это все тот же рок тридцатилетней давности, который и прославил чикагских музыкантов. Новый альбом, возможно, не такой дерзкий, как раньше, но он все еще может похвастаться тем самым звучанием, которое в 2022 году вызовет ностальгию у любого фаната рок-сцены 1990-х.

ЯНВАРЬ 2022: МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЮБИЛЕИ

ТОРИ АМОС
Little Earthquakes

1992 год начался для Тори Амос с «маленьких землетрясений» – именно так переводится название ее пластинки, появившейся ровно 30 лет назад. Несмотря на название, маленьким это творческое «землетрясение» в карьере Амос можно назвать с трудом: именно с этой пластинки и началась ее сольная карьера.

До этого Амос выступала лишь в составе музыкального коллектива под названием Y Kant Tori Read – это отсылка к тому, что Амос, талантливая пианистка, способная импровизировать и повторять только что услышанную мелодию, не умела играть с листа, чем вызывала недовольство музыкальных педагогов. Однако Y Kant Tori Read не смогла добиться успеха, и группа распалась.

К счастью для Амос, лейбл Atlantic Records дал ей второй шанс – но уже в качестве сольной исполнительницы. Другие члены Y Kant Tori Read впоследствии также не остались без работы: гитарист Стив Катон участвовал в создании сольных альбомов Амос, а барабанщик Мэтт Сорум играл вначале в Guns N’ Roses, а потом – в Velvet Revolver.

Little Earthquakes стал для певицы более естественным: вместо яркой рокерши в духе Джоан Джетт, которой она предстала на обложке Y Kant Tori Read, публика увидела ранимую и женственную исполнительницу меланхоличных баллад – этот образ и сделал ее известной. Тогда вышли первые хиты Тори: China, Silent All These Years, Crucify и Winter. Каждая из ее песен – как и фактически все ее последующее творчество – рассказывала о личных, порой интимных переживаниях певицы. Так, например, Me and a Gun, звучащая как настоящая а-капелла исповедь, отсылает слушателя к реальной трагедии Амос, которая стала жертвой изнасилования в 21-летнем возрасте.

Последняя пластинка Амос, кстати, вышла совсем недавно – подробнее об альбоме Ocean to Ocean читайте в нашем октябрьском дайджесте.

RUFUS и ЧАКА ХАН
Ask Rufus

45 лет назад вышел пятый альбом группы Rufus, ставший для музыкантов «платиновым» и окончательно подтвердивший их статус легенд фанка. Со стороны могло показаться, что группа наслаждалась заслуженной славой. И в самом деле: песня At Midnight (My Love Will Lift You Up) с нового альбома быстро стала фанк-бестселлером, слушатели были в восторге от романтичной Everlasting Love, а хит Hollywood занимал вершины R’n’B-чартов. «Лицо» группы – певица Чака Хан – на момент выхода Ask Rufus уже могла похвастаться статусом одной из самых заметных фанк-див эпохи.

На деле все было далеко не радужно. Несмотря на финансовый успех альбома, группе на момент его выхода грозил распад. Взаимное напряжение, потасовки и затянутые сроки выхода альбома привели к уходу из группы барабанщика Андре Фишера и клавишника Нэйта Моргана. Одной из причин растущего напряжения стала сама Чака Хан: вокалистка, чье имя даже было вынесено отдельным упоминанием в названии группы Rufus and Chaka Khan, получала все внимание слушателей и прессы, тогда как остальные музыканты оставались в ее тени.

Напряжение росло (как росли и музыкальные амбиции Хан), поэтому в конечном итоге группа распалась. Перед этим Чака Хан и Rufus еще успели выпустить альбом Street Player, после чего певица окончательно ушла в свою сольную карьеру, а оставшиеся члены Rufus продолжили выпускать куда менее успешные пластинки вплоть до окончательного завершения творчества в 1983 году.

THE DOORS
The Doors

Дебютные альбомы редко достигают звания культовых, но только не эта пластинка, которая в январе 2022 года отметила свой 55-й юбилей. В январе 1967 года Джим Моррисон, Рэй Манзарек, Джон Денсмор и Робби Кригер записали свой первый альбом, повторяющий название их группы, – The Doors.

На момент выхода The Doors был тепло воспринят критиками, но настоящий успех пришел к нему позднее. В данном случае сработал принцип «большое видится на расстоянии»: лишь спустя годы Америка разглядела в дебютном альбоме группы то влияние, какое оно оказало на музыкальный контекст своего времени. Это была вторая половина 1960-х: время социальных и политических потрясений, эпоха хиппи, войны во Вьетнаме и «британского вторжения» в музыке. Представители британской сцены предлагали американской публике, оголодавшей по музыкальным экспериментам, свежее видение рок-музыки. В том числе – психоделического рока, который, перебравшись через океан, расцвел на благодатной американской почве, взращиваемый культурой хиппи и царившей вокруг нее атмосферой творческого самопознания.

The Doors были не единственными, кому удалось дать американский отпор «британскому вторжению» (например, еще до Джима Моррисона на психоделическую сцену вышли The Byrds, а спустя месяц после выхода дебютного альбома The Doors свою пластинку представили Jefferson Airpane). Но именно The Doors идеально вписались в контекст не только мировой психоделической сцены, но и своего времени.

Публика 1960-х требовала экспериментов: поэтому The Doors дали ей эклектичный звук на стыке множества жанров, от рока и блюза до джаза и босса-новы. Публика требовала пищи для размышлений – поэтому The Doors подарили ей иносказательные философские тексты. Публика требовала ярких личностей – и перед ней явился романтичный и таинственный образ Джима Моррисона, который стал для некоторых своеобразным музыкальным апостолом. Наконец, публика требовала саундтрека для новомодного увлечения психоделиками – что ж, The Doors своим дебютным альбомом преуспели и в этом.

Именно в первый альбом вошли такие хиты, как Break On Through, Light My Fire и The End. Впоследствии альбом вошел в Национальный реестр Библиотеки Конгресса как имеющий «культурную, историческую или эстетическую значимость», а слушатели неоднократно называли его одним из самых значимых музыкальных дебютов всех времен.

Читайте также предыдущие дайджесты: