24 ярких американских альбома 2024 года: какую музыку слушали в США?

2024 год, возможно, снова вернул весомость музыкальному альбому как формату – не исключено, что из-за обилия трендсеттерских, важных альбомов, уже ставших частью мировой истории. Таких, как Charli XCX с ее Brat – для многих определявшим и цвет года, и политические тренды – или новый релиз культовых британцев The Cure.

Мы же решили подвести музыкальные итоги именно для США и составить список самых интересных американских альбомов уходящего года — по мнению музыкальных обозревателей Русской службы «Голоса Америки».

GREEN DAY
Saviors

Американская публика считает, что этот альбом почти такой же великий и эпохальный, как American Idiot – которому, кстати, уже стукнуло 20 лет. Публика постарше – которая помнит времена Dookie – склонна считать, что релиз не катастрофически плох, но и не божественно хорош. Но все сходятся в одном: эти три альбома сливаются в важную трилогию. Именно об этом пишет Pitchfork, отмечая, что мы являемся свидетелями «возрождения классических Green Day – закоренелых калифорнийских панков, которые больше не отгораживаются от политики».

Действительно, Green Day всегда славились мягким сатирическим агит-попом – вместе со звонкими риффами и запоминающимися поп-мелодиями это сделало их самой умилительной панк-группой США, продающей красиво упакованный карманный бунт. Однако, сейчас все почти всерьез – их песни запретили на двух лас-вегаских радиостанциях, потому что Билли Джо, выступая в Сан-Франциско, сказал, что ненавидит Лас-Вегас, назвав его «распоследней дырой в Америке». Лас-Вегас обиделся и перестал крутить их песни. Вот бы все музыкальные скандалы 21-го века были такими милыми!

14-й альбом группы записывался по-панковски – все три участника коллектива в одной комнате, якобы для атмосферы синхронности и товарищества а-ля 70-е. И звучит он тоже будто нарезка из библиотеки самых ярких панк-риффов в истории. Краткое содержание альбома вполне демонстрирует песня «Американская мечта меня убивает» – ничего принципиально нового в списке того, что убивает Армстронга, американцы не услышат (толпы, TikTok, конспирологические теории, количество безработных и бездомных, девелоперы, джентрификация), но порадуются тому, что вечная юность возможна – Билли Джо выглядит практически так же, как в 90-е. Хипстеры из Pitchfork, в 90-е еще не родившиеся, радуются несколько другим обстоятельствам: «Какое счастье, что за 46 минут Армстронг ни разу не пропел слова woke!»

В любом случае, в праздники мы не будем смущать вас песней о том, как кого-то убивает американская мечта – лучше послушайте классический панк-боевик про любовь и 80-е: журнал Rolling Stone тоже считает, что это один из самых трогательных номеров альбома.

БИЛЛИ АЙЛИШ
Hit Me Hard and Soft

Билли Айлиш и ее брат Финеас О'Коннелл выпускают альбомы не часто, но всегда результативно. Айлиш лишь недавно исполнилось 23, а на ее счету уже множество «Грэмми», два «Оскара» за саундтреки и многочисленные упоминания в списках «самых-самых...».

Их предыдущий альбом, Happier Than Ever, вышедший три года назад, получил одобрение критики. Речь о неторопливом и тихом сборнике, лишь иногда срывающимся в рок-баллады, электронику или внезапную босса-нову. А вот майский релиз под названием Hit Me Hard and Soft — немного иная история.

Новый альбом наводит на мысль, что певица продолжает «нащупывать» еще более интересное звучание, экспериментируя с привычным для публики стилем Айлиш. Hit Me Hard and Soft будто экспериментирует сам над собой, цепляя электронику и хаус за мелодичную акустику и рок-музыку. Здесь задорно пульсирующий Lunch соседствует с пронзительным «медляком» Wildflower, а добрая половина песен и вовсе претерпевает кардинальные изменения внутри самих треков. Шептание в Skinny под конец перетекает в гремящий оркестр, а мелодичная L’amour De Ma Vie внезапно взрывается в затеянное Финнеасом гиперпоп-шоу. Внутренних перемен не избежала песня The Greatest, которую впору сравнить с рок-оперой в четырехминутном масштабе. В других треках — например, Blue и Bittersuite, стилистика успевает поменяться дважды, а то и трижды за пару минут.

Билли Айлиш все еще приковывает внимание любым своим релизом. Возможно, отчасти по той причине, что она лучше других ассоциируется с тем, как может (и будет) звучать новое поколение музыкантов, родившихся — в отличие от большинства нынешних артистов — уже в текущем тысячелетии. И этот альбом — не исключение: чего стоят только первые места на всех хит-парадах и семь номинаций на «Грэмми».

КЕНДРИК ЛАМАР
GNX

Мы уважаем Кендрика Ламара не только потому, что даже сам Дэвид Боуи вдохновлялся его музыкой в процессе работы над прощальным альбомом. Кендрик действительно революционизировал американский хип-хоп, каждым новым релизом влияя на жанр и определяя его тренды.

GNX — шестой студийный альбом рэпера и его первый национальный и международный суперхит, не только выбившийся в топ американского хит-парада Billboard 200, но и возглавивший чарты в Канаде, Великобритании, Швеции, Австралии и многих странах Европы. Вышел он практически без предупреждения 22 ноября на мэйджор-лэйбле Interscope в команде с лэйблом самого Ламара PGLang. Как всегда, здесь множество именитых гостей, и не только хип-хопперов – от SZA и Родди Рича до джазового саксофониста Камаси Вашингтона, который присутствует практически на всех релизах Кендрика. Критики в ответ на глобальный гиперуспех альбома, в основном, пишут, что это типичный, если не проходной релиз Ламара, однако, отмечая, что альбом является ярчайшим примером калифорнийского хип-хопа и трибьютом Лос-Анджелесу – родине музыканта. В заглавном треке можно услышать лос-анджелесских рэперов Peysoh, Hitta J3 и YoungTreat, каждый из которых выдает по куплету под ритмичное подбадривание Кендрика: «Вот благодаря кому Запад снова впереди!».

Понятно, что всем нравятся бойкие рэп-хиты вроде красочной squabble up. Мы же предлагаем — для лучшего понимания важности Ламара для американской культуры — послушать трек про реинкарнацию, в котором сам музыкант поэтически рефлексирует, собственно, на ту же тему – чьи традиции он продолжает, вслед за кем он пришел в американскую музыку, как он лирически связан с Билли Холидей, Джоном Ли Хукером и другими легендарными блюзменами, как он работает над неудачами и критикой – и, по сути, считает каждую свою песню реинкарнацией всего, что было в «черной» музыке до него, но при этом и сам перерождается заново. Этот трек больше всего обсуждают его фанаты – это и правда очень философская мета-рефлексия, есть о чем поговорить.

LINKIN PARK
From Zero

Самая рискованная пластинка года прозвучала в сентябре — и споры о том, оправдался ли риск группы Linkin Park, взявшей в команду новую вокалистку, не утихают до сих пор.

Спустя семь лет после смерти Честера Беннингтона, ставшей трагедией для целого музыкального поколения, его группа, теперь возглавляемая Майком Шинодой, решила воссоединиться. На место вокалиста пришла экс-солистка группы Dead Sara 38-летняя Эмили Армстронг.

К тому, что на место иконы ню-метала придет новый музыкант, Linkin Park публику никак не готовил. Музыканты пошли ва-банк: без лишних анонсов запустили бодрый YouTube-стрим, где ошеломленные фанаты и услышали новую вокалистку, и узнали о грядущем альбоме. Публика мгновенно разделилась на два лагеря: пока одни как мантру повторяли «это не Честер», другие терпеливо советовали дать обновленной группе шанс. Но каким бы ни был голос толпы, есть свершившийся факт: по крайней мере некогда культовая группа, определившая звучание тяжелой музыки в первые пару лет 21 века, окончательно вернулась.

История показывает: каким бы громким ни было возмущение фанатов, даже самые культовые группы могут успешно продолжать творчество после смерти фронтмена. На ум приходят, например, Alice in Chains, сумевшая оправиться после смерти Лейна Стэйли, или Queen, доказавшие, что даже после ухода такой культовой фигуры как Фредди Меркьюри группа способна радовать фанатов.

Теперь то же самое предстоит сделать Linkin Park — и первая попытка звучит более чем уверенной. Возвращение группы не стало ностальгическим трибьютом Честера; наоборот, коллектив аккуратно начал все «с нуля» (так и переводится название альбома From Zero). Пластинка не пытается заменить выразительность Беннингтона, а лишь напоминает, каким был Linkin Park при его жизни. А был он разный: от агрессивной классики культовых Hybrid Theory и Meteora до электроники A Thousand Suns и Living Things и, наконец, мягкого One More Light, ставшей для Честера последним.

В From Zero мы все это и слышим: к примеру, жесткий ню-металический Two Faced, попсовый Stained, хардкорный Casualty с мощным скримом и выделяющийся на их фоне атмосферный Overflow.

Похвала критиков, первые места в чартах и интерес фан-базы — судя, по всему, риск Linkin Park оправдался. А вот сможет ли обновленная группа оставить заметный след на поменявшейся за столько лет музыкальной сцене — другой, но тоже интересный вопрос.

MGMT
Loss Of Life

Из Бруклина вышло много легендарных американских групп, и MGMT, возможно, самая гениальная из них. Это доказывают довольно беспомощные концертные выступления коллектива – демонстрирующие, что творческий гений Эндрю Ванвингардена и Бена Голдвассера в разы превосходит их технический потенциал; невозможность воссоздать эту музыку на сцене закономерно привела к тому, что MGMT, по-видимому, решили и вовсе не выступать больше, даже не потрудившись устроить хотя бы формальную презентацию альбома. Это не страшно, например, точно так же однажды сделали The Beatles (но по другой причине).

Loss Of Life соединяет в себе все, за что нужно любить MGMT – сюрреалистично-мрачную, но эмоционально поддерживающую лирику, ретро-теплоту в жанровых музыкальных отсылках (от психоделического фолк-рока до пост-гранжа, как в Bubblegum Dog), невероятно изобретательные мелодии и гармонии. Критики сходятся во мнении, что это самый зрелый и серьезный альбом группы, поднимающий вопросы жизни и смерти и отношения к испытаниям судьбы. Несмотря на довольно темные темы, альбом излучает радость и успокаивает – это тоже фирменный почерк MGMT, действовать терапевтически, не отменяя общей мрачности мира. Мы все умрем, но можно все-таки чему-то радоваться – такой посыл альбома.

Мы предлагаем вам посмотреть удивительно светлое и полное надежды видео на одну из лучших песен альбома, Nothing To Declare. Инга Петри, снявшаяся в клипе, из-за тяжелой инвалидности (она родилась без рук) была оставлена родителями в детском доме в Новосибирске в 2000 году. Через два года девочку удочерила американская семья из Атланты, и сейчас Инга живет счастливой жизнью, путешествует и радуется каждому дню. В этом году она поборола страшный диагноз – рак груди 3-й стадии. MGMT сделали историю Инги видимой, что помогло девушке собрать деньги на лечение и реабилитацию.

BON JOVI
Forever

«Я протягиваю к небу руки — мне больше и не надо, чтобы почувствовать себя живым», — поет Джон Бон Джови в новом треке Legendary с альбома Forever. И эта пластинка каждым своим текстом и ударом по струнам фактически кричит: 62-летний фронтмен культовой группы Bon Jovi живее всех живых.

Кому-то Forever может показаться стерильно-скучным, неоправданно претенциозным и лишенным хард-рокового драйва. Но чего у релиза не отнять, так это какого-то маниакального оптимизма. Пока целые поколения молодых музыкантов меланхолично рассуждают о проблемах бытия, отношений и жизни, Bon Jovi излучает прямо заразительную радость во всем, что касается нового альбома.

В 2022 году музыкант перенес операцию на голосовых связках — однако, вопреки опасениям, смог восстановиться и записать пластинку. При съемках клипа The People’s House в Теннесси музыкант помог спасти женщину, пытавшуюся спрыгнуть с моста (об этой истории мы рассказывали в Telegram). Послушайте и сам этот трек, где под фразу «открой свой разум, время впустить любовь» Джон исполняет незамысловатый гимн, призывающий к единению всех и каждого.

Радость и оптимизм — главное, что связывает весь альбом, который, впрочем, и не сильно старается дать слушателям нечто новое. Сентиментальный Kiss the Bride, несколько медляков наподобие I Wrote You a Song, неторопливое My First Guitar (немного неловкое, но ностальгическое признание в любви к гитаре). А также нескольких громких композиций — например, еще один гимн Legendary и We Made It Look Easy, которая своим ток-боксом напомнит слушателю о Livin' On A Prayer, ничего похожего на который, этот альбом, увы, так и не показал.

VAMPIRE WEEKEND
Only God Was Above Us

Пятый альбом американской инди-рок группы тоже попал во все годовые списки, а журнал New Yorker написал, что это целый «трактат о наследовании, упадке, диссонансе поколений и хрупкой идее выбора оптимизма», что бы это ни значило.

Изначально они играли утонченный и немного взвинченный инди-колледж-рок (даже, наверное «Лига-плюща-рок» – участники группы учились в Колумбийском университете), по сути, обслуживая интересы нью-йоркских хипстеров: немножко референсов к 70-м и 80-м, поп-мелодии, немножко нью-йоркской фрустрации вокруг иудаики и взросления в этом бессердечном городе, оптимизм и декаданс. Теперь вокалисту Эзре Конигу — 40, и у него мини-кризис, он поет о приходящей с возрастом сомнительной мудрости, войне, поколенческих и исторических сценариях (и о Боге тоже, куда же без этого). Но и мелодии у него отличные, и критики сходятся, что альбом один из лучших и уж точно – самый честный и беспощадный. New Yorker хвалит его как поэта, отмечая, что в текстах много «надежды на фоне вопиющей глобальной несправедливости, мотивов капитуляции перед тем, что невозможно изменить, а также невозможности контроля и справедливости».

В целом, многие альбомы 2024 года именно об этом – все, что происходит, делает больно, но изменить ничего нельзя, можно только документировать и фиксировать себя, живого и чувствующего человека, в этом потоке необъяснимого. Эзра вообще в 2024 году был окружен знамениями – его день сорокалетия как раз выпал на полное солнечное затмение 8 апреля, а релиз альбома – на землетрясение в Нью-Йорке 5 апреля.

Послушайте так впечатлившую всех критиков песню про надежду – для 20-летнего музыканта она, возможно, звучала бы чересчур наивно, но для 40-летнего звучит как то, что всем нам нужно. Это одна из самых длинных песен группы, но семь минут надежды еще никогда никому не мешали.

DORA JAR
No Way to Relax When You Are On Fire

«Кто же я...?», — растерянно повторяет Дора Джар в меланхоличном треке Timelapse с альбома No Way To Relax When You Are On Fire. Ответим так: речь идет о создательнице одного весьма выразительного дебюта в жанре бедрум-поп.

Под этим термином, о котором индустрия вновь вспомнила несколько лет назад, формально понимается технически упрощенная, сделанная будто в спальне (отсюда и название жанра), мечтательная музыка — нечто вроде беззаботных домашних демо. Подобное настроение — нежное и уютное — задает и пластинка 28-летней уроженки Нью-Йорка Доры Джарковски, для которой недавний релиз стал студийным дебютом.

Эта спокойную, беспафосную музыку можно назвать чистейшим инди: эти приятные, но незамысловатые мелодии нечасто становятся частью мейнстрима. Далека от широкого слушателя и Дора Джар, но и она успела обратить на себя внимание еще до релиза первого «студийника». Так, за последние несколько лет она открывала выступления инди-коллег The Neighbourhood и самой Билли Айлиш, и успела собрать пару титулов «восходящей звезды» от музыкальных СМИ.

Не меняя общей атмосферности, альбом плавно меняет перед слушателем настроение треков: пульсирующий Puppet контрастирует с убаюкивающей фолк-балладой This Is Why, пока фриковатый электропоп Smoke Out the Window соседствует с мечтательной акустикой Holy Water. Местами певица напоминает то ли инфантильную версию Тори Эймос, то ли вовсе Мадонну с ее альбома Ray of Light, но при это не претендует на нечто серьезное и глубокомысленное.

В качестве примера — вышеупомянутый Timelapse, пространно описывающий меланхоличный нью-йоркский день.

LAURIE ANDERSON
Amelia

Легенда современного искусства, экспериментальной электронной музыки и кинематографа, добрый дух Нью-Йорка, вдова Лу Рида и медиум, общающийся с душами мертвых – Лори Андерсон выпустила альбом-коллаж, посвященный последнему полету Амелии Эрхарт.

«Голос Америки» уже писал большой текст об этом релизе – поэтому не будем повторяться, а просто послушаем вместе коротенький трэк Road To Mandalay – о том, что мир прекрасен и полон маленьких чудес даже тогда, когда ты теряешься посреди океана и тебе не с кем поделиться увиденным, кроме как с женщиной, которая родится через десять лет после твоей смерти.

ЭМИНЕМ
The Death of Slim Shady

Этот альбом вы вряд ли увидите в подборках лучших релизов 2024 года. Пластинка, мягко говоря, не вызвала восторга у критиков, но вместо него получила солидную дозу обсуждения в Сети. Как никак, событие заметное: великий и ужасный Слим Шейди вернулся на сцену спустя два с лишним десятилетия. Вернулся — и умер.

Альбом The Death of Slim Shady отсылает нас к самому известному альтер-эго Эминема, Слиму Шейди. Именно через него Маршалл Мэттерс (настоящее имя рэпера) транслировал в начале 2000-х противоречивые тезисы и оскорбительные панчлайны. В этом и была суть его образа: «Я создал монстра, поскольку никто не хочет больше Маршалла, все хотят Шейди», — говорил Эминем в треке Without Me 2002 года, повторяя в припеве, что миру не помешает «немного противоречий».

С тех пор прошло немало времени. Слим Шейди так и остался в треках My Name Is и The Real Slim Shady, пока Эминем, почивая на своих ранних лаврах, постепенно уходил на второй план. Попытки камбэка не удавались: с 2017 года Маршалл выпустил несколько альбомов, начиная с признанного неудачным Revival. Наконец, в 2024 году вышел The Death of Slim Shady, который сам Эминем назвал альбомом концептуальным.

На деле же мы видим масштабное, длиной в 23 трека, осмысление того, есть ли место старому Шейди в новых реалиях. «Иногда мне интересно, что бы сказал прежний я, если бы он увидел, как все обстоит сегодня», — говорит Маршалл в Houdini. В клипе повторяются сцены из Without Me: только теперь Эминем-2024 в прямом смысле ведет диалог с прибывшей из прошлого ранней версией себя.

На протяжении всего альбома 52-летний рэпер в духе Слима Шейди пытается резко, грубо и провокационно поддеть новое поколение слушателей. «Пытаетесь отменить меня, да, поколение Z?», — обращается он к молодой аудитории в Trouble, полном напускной неполиткорректности. Однако не факт, что он дождется ответов на подобные вопросы: ведь услышит их скорее не молодое поколение, упустившее время Слима, а его давние фанаты, ностальгирующие по тому, что они испытывали четверть века назад, слушая альбом The Marshall Mathers.

Наконец, в треке Guilty Conscience 2 история альбома завершается спором между Эминемом-2024 и Слимом Шейди, который заканчивается убийством последнего. Таким образом Маршалл и разрешил конфликт поколений, предоставив лишь себе одному право метафорически «убить» себя самого.

Альбом, раскритикованный обозревателями, все же оставил немало пространства для обсуждения и попыток понять, зачем оно вообще понадобилось Мэттерсу. Была ли эта попытка достучаться до ностальгирующей фанбазы? Насколько нынешний рэпер отличается от старой версии себя? Кто целевая аудитория этой едкой саморефлексии? И, наконец, главный вопрос: действительно ли Эминем порвал со своим альтер-эго и, если так, то чего дальше ждать от его творчества?

ТЕЙЛОР СВИФТ
The Tortured Poets Department

Сложно игнорировать громкий, но очевидный тезис: поп-сцена последних лет проживает в эру Тейлор Свифт. Раскупленные билеты, самый кассовый тур в истории, рекорды прослушиваний в Spotify, звание «человека года» по версии Time, не считая уже ее косвенного влияния на политику, экономику (и даже, как мы рассказывали ранее, сейсмическую активность в местах концертов!).

Инерция Свифт в индустрии достигла таких объемов, что любой новый релиз оказывается обласкан критиками (не говоря уже о многомиллионной фанбазе). Нечто подобное произошло и с последним ее двухтомным релизом, The Tortured Poets Department: хотя альбом собрал от критиков немало скепсиса, он может похвастаться и массой восторженных оценок.

В очередной раз говоря о личных размышлениях, Тейлор все так же следует своему стилю, который и принес ей известность. Мастерство Свифт и заключается в том, как органично она превращает свои персональные, актуальные исключительно для нее, переживания в музыкальную форму, внезапно находящую отклик у широких масс.

В 2016 году она начала встречаться с актером Джо Элвином. Тема отношений всегда была центральной для творчества Свифт и логично предполагать, что многолетний роман оказал влияние на альбомы того периода. Именно в это время появился преисполненный романтики альбом Lover, а в последующих релизах Элвин и вовсе стал числиться как соавтор песен, подаривших ему статуэтку «Грэмми».

Пара рассталась в 2023 году, и сложно считать совпадением, что фоном для The Tortured Poets Department (в переводе «Отдел измученных поэтов») стало именно расставание с Элвином. «Потому что я могу сделать это с разбитым сердцем», — говорит Свифт в одноименном вступительном треке.

Примечательно, что от альбома к альбому ей хотя бы жанрово удается избегать самоповторов. После сердечного Lover в 2019 году Свифт выпустила фолк-близнецов Folklore и Evermore. Следом вышел альбом Midnights с бодрым электропоп-звучанием — которого вы уже не встретите на новом альбоме.

«Отдел измученных поэтов» — это интимное, неторопливое музыкальное откровение, чередующее меланхоличную акустику с мягким синтезаторным звуком. Несмотря на тему альбома, он оставляет скорее светлое, позитивное послевкусие, избегая драматичных срывов (наподобие, например, трека Exile с альбома Folklore).

Послушайте, к примеру, трек Fortnight, в котором принял участие рэпер Post Malone:

LADY GAGA
Harlequinn

Релиз Леди Гаги 2024 года – это альбом-компаньон к саундтреку нового фильма про Джокера, где сама певица играет роль Харли Квинн. Сам фильм обернулся полнейшим кассовым разочарованием, однако альбом смог избежать тотального возмущения критиков. А еще это третий околоджазовый релиз Гаги – но уже самостоятельный (первые два она записывала совместно с Тони Беннеттом), подчеркивающий ее готовность двигаться дальше в этом направлении, смешивая джаз с поп-музыкой, но при больше тяготея к винтажному, нарочито кинематографичному звучанию. Сама певица считает свой подход к миксу жанров дерзким и даже хаотичным – как она сообщает в интервью Vogue – и объявляет его своего рода данью уважения той музыке, которая ее сформировала как артистку.

Никаких номинаций альбом пока не получил, но критики его хвалят. Также фанаты певицы в восторге от ее нового, вышедшего на Хэллоуин, музыкального видео на дарк-электро-поп песню Disease, снятого украинской клипмейкеркой Таней Муиньо – судя по всему, на грядущем альбоме певица вернется к своему классическому электропоп-звучанию, но в более экспериментальном формате.

Сейчас же послушаем, как Леди Гага в образе Харли Квинн – вся в роскошной рванине – исполняет песню с альбома Harlequinn «Счастливая ошибка» на шоу Джимми Киммела, демонстрируя, насколько идеально и многобещающе в ней сочетаются актерский дар с музыкальным.

THE DECEMBERISTS
As It Ever Was, So It Will Be Again

Ведущие представители американского инди-фолка вернулись после довольно долгого перерыва – их предыдущий альбом выходил в 2018-м – чем очень порадовали фанатов и критиков. И пусть последняя номинация на «Грэмми» у них была в 2012, а нынешний альбом не оказался в этом смысле прорывным, пресса отнеслась к нему с дружелюбным энтузиазмом. Pitchfork отметил, что группа пересмотрела собственное прошлое и великолепно сочетает вневременные баллады со зрелой тематикой смертности и меланхолии, а некоторые инди-издания вроде KLOF и вовсе утверждают, что это лучший альбом The Decemberists за 25 лет.

Мы тоже склонны считать, что альбом – один из самых прекрасных в карьере «Декабристов»: он словно содержит в себе, как энциклопедия мелодий и эмоций, все лучшее, что было в американском фолк-роке – от Боба Дилана и Grateful Dead до The Byrds, Нила Янга и даже R.E.M., которых вам наверняка напомнит живое исполнение песни Long White Veil.

САБРИНА КАРПЕНТЕР
Short n’ Sweet

Через четыре месяца после вышеупомянутого релиза Тейлор Свифт, на прилавках появился альбом еще одной американской исполнительницы — Сабрины Карпентер. Обе пластинки имеют немало общего: например, над обоими релизами работал продюсер Джек Антонофф, оба альбома — хоть и с разной подачей — препарируют тему отношений. Но важнее другое: пока обсуждают феномен популярности Тейлор Свифт, периодически звучит и словосочетание «феномен Карпентер».

Масштабы, разумеется, несопоставимые — вспомним хотя бы тот факт, что Карпентер называла «сбывшейся мечтой» свое выступление на разогреве у Свифт. Однако карьера Карпентер также привлекает внимание: бывшая актриса канала «Дисней» целое десятилетие выпускала альбомы, которые становились малозаметным явлением в поп-музыке. Все резко изменилось в 2024 году, с релизом альбома Short ‘n Sweet. Она моментально оказалась в центре внимания, песни с альбома собрали миллиарды прослушиваний в Spotify и надолго закрепились на вершинах чартов.

25-летней певице понадобилось всего пару недель, чтобы фактически возглавить новое поколение поп-див. Притом заметно отличаться от ее ближайших «коллег по цеху» — например, Оливии Родриго или уже сложившихся молодых поп-звезд Арианы Гранде и Селены Гомес. У Карпентер свой выразительный стиль: максимально слащавое шоу, с сексуализированным, напоминающим винтажный пин-ап, фоном. Не сказать, что интимные заигрывания с ретро есть нечто новое (Лана Дель Рей это делала еще десятилетие назад), но Карпентер использует эту тему по полной. Большинство видео для альбома нарочито сняты с ретро-эффектом, за исключением пары кинематографичных клипов, где засветились Барри Кеоган и Дженна Ортега.

В отличие от многих других поп-див (того же недавнего релиза Свифт), у Сабрины звучание альбома соответствует его названию — «коротко и сладко». Карпентер не делится глубокими переживаниями, не заставляет слушателя рефлексировать, а лишь демонстрирует приторную, максимально летнюю картинку (даже странно, почему пластинка вышла только в конце лета).

Окажет ли ошеломительный прорыв альбома влияние на дальнейшее ее творчество, будет известно позднее. Пока же любители поп-музыки продолжают ставить на повтор два ее сингла — нашумевший Espresso и Please, Please, Please.

ДЖЕК УАЙТ
No Name

Вы когда-нибудь задавались вопросом, чем сейчас занимается создатель, пожалуй, самого узнаваемого гитарного риффа в истории альтрока — Seven Nation Army? 2024 года дает ответ на этот вопрос: продолжает, несмотря на меняющиеся реалии и предпочтения публики, создавать хлесткие и драйвовые рок-композиции.

Как и вышеупомянутый Маршалл Мэттерс, Джек Уайт в этом году, вероятно, решил, что возвращение к истокам — верная тактика. И судя по отличным отзывам обозревателей, восторженным комментариям на YouTube и, наконец, номинации на «Грэмми» — Джек здесь не прогадал.

Последнее десятилетие именитый гитарист ведет сольную карьеру, притом подходы к творчеству меняются от альбома к альбому. Так, например, вышедший в 2018 году Boarding House Reach можно назвать сборником рок-экспериментов. Следом в 2022 году вышли альбомы Fear of the Dawn и Entering Heaven Alive: первый внезапно демонстрирует фолк-рок, вот-вот рискующий свалиться в кантри, тогда как второй резко утяжеляется за счет резких гитарных партий. Наконец, выходит альбом No Name — возврат к стилистике White Stripes, которая и подарила Джеку Уайту статус иконы гаражного рока.

С музыкальной точки зрения альбом однообразен, что ему нисколько не вредит: на протяжении 13 композиций не спадают ни галопирующий темп, ни громкость гитарных рифов, ни градус всей безбашенности происходящего. Меняются в лучшем случае темы — тут и неприкрытые секс-намеки (Missionary), некое подобие социальных тем (It’s Rough On Rats), и пара заигрывающих с религией треков (Bless Yourself и Archbishop Harold Holmes). В общем — достаточно, чтобы по незнанию перепутать уважаемого, обладающего своим лейблом 49-летнего музыканта с начинающим панком, заводящим публику со сцен детройтского андеграунда.

ST. VINCENT
All Born Screaming

Седьмой альбом Энни Эрин Кларк, известной под именем St. Vincent, вышел в феврале 2024 и был номинирован на целых четыре статуэтки «Грэмми», в том числе как «Лучший альтернативный альбом». Кларк сама – впервые за всю карьеру – продюсировала релиз, традиционно пригласила целый букет гостевых исполнителей (от Дэйва Грола из Foo Fighters до Стеллы Мозгава из Warpaint), а еще выпустила испаноязычную версию альбома в ноябре – как подарок своим латиноамериканским фанатам, которым, по ее мнению, не всегда удобно подпевать ей на неродном языке.

Жанр альбома она определяет как «эзотерическая постиндустриальная танцевальная музыка» и «постчумной поп». Все это о том, как певица в середине жизни традиционно обнаруживает себя в сумрачном лесу и обращается к посланиям из глубины собственного сердца, чтобы прийти к выводу о том, что человеком быть больно, но интересно. Чтобы сердцу было проще выстукивать эти антропоцентричные послания, Кларк обращалась к психоделическому микродозингу, а также переслушивала любимых исполнителей юности – Трента Резнора и Тори Эймос. Видимо, поэтому саунд альбома напоминает бунтарские шумные 90-е – но это нормально, считает Кларк, ведь громко кричать – это значит чувствовать себя живым (название альбома – «Все кричим, когда рождаемся» именно об этом). Критики от альбома в восторге – например, журнал GQ пишет, что альбом «обладает барочной грандиозностью, разворачивающейся по мере выхода песен за рамки своего привычного поп-звучания и наводящей на мысли о бессознательном насилии, которое определяет наше время».

Самая популярная песня с альбома «Сломанный человек» и правда связана с насилием, в ней Кларк совершенно не метафорически воспламеняется и пылает.

РАУ АЛЕХАНДРО
Cosa Nuestra

Латиноамериканскую музыку в нашей подборке представляет Рау Алехандро. Он представитель молодого поколения пуэрториканских артистов — наряду с Бэд Банни, Осуной, Майком Тауэрсом и Ануэлем АА. Именно они своими релизами отчасти ответственны за неизменную популярность в континентальных США реггетона, латино-трэпа и подобных им жанров.

Этим летом 31-летний Рау Алехандро появлялся в заголовках в связи с расставанием с популярной певицей Розалией. А в ноябре появилась пластинка Cosa Nuestra, где, в отличие от вышеупомянутого релиза Тейлор Свифт, тема расставания не доминирует над всем альбомом.

Весь альбом представляет собой подборку из различных латиноамериканских стилей, главенствующее место среди которых досталось в первую очередь реггетону (например, пульсирующие биты в Revolu и Que Pasaria).

В остальном — и это бесспорное украшение альбома — Cosa Nuestra предлагает слушателю классические мотивы латино-музыки. Например, за основу одного из треков музыкант взял Tu Con El — классическую сальсу, исполненную популярным в 80-х певцом Фрэнки Руисом. Еще дальше Рау пошел с треком Se Fue, исполненном в 1994 году Лаурой Паузини: для записи песни он пригласил саму исполнительницу оригинала. Заодно поменял стиль песни: Se Fue, изначально задуманная Паузини как легкий софт-рок о расставании, превратилась в атмосферную электронику. Само название сборника отсылает к одноименной пластинке 1969 года, упоминаемой как один из наиболее заметных сальса-альбомов.

Но и помимо ретро-вариаций альбому есть чем похвастаться в плане разнообразия. Среди доминирующего на альбоме реггетона мы слышим романтичную балладу Khe? и фанкующую Pasaporte, ставшую синглом синти-поп-композицию Touching the Sky, а также 2:12 AM, в хронометраж которой внезапно врывается непривычное для жанра соло на электрогитаре. Последний трек был написан с мексиканским трио Latin Mafia, но они не единственные гости на альбоме — в создании некоторых треков приняли участие такие известные артисты, как Бэд Банни и Фаррел Уильямс.

Заглавный же трек представляет собой чувственное, тягучее болеро — это еще один классический, на этот раз кубинский жанр (пожалуй, самой известной его инкарнацией служит песня Besame mucho). Предлагаем вам здесь его и послушать:

БЕЙОНСЕ
Cowboy Carter

Значение Бейонсе Ноулз для всей американской сцены переоценить сложно: с начала века на нее равняются, а ее рекордам в индустрии уже давно не принято удивляться. В годы пандемии она взяла на себя амбициозную задачу — объявила о музыкальном «ренессансе», призванном взбодрить уставших от ковидных лет слушателей. Первый альбом трилогии, Renaissance, получился мощной танцевальной эпопеей, который спустя два года был дополнен второй — куда более смелой! — частью трилогии.

Новый альбом вступил на неожиданную для фанатов Бейонсе территорию — музыку кантри (хотя можно ли считать неожиданной выбор этого жанра для уроженки Техаса?). Однако, с какой уверенностью Бейонсе расправилась с новым для нее жанром, лишний раз напоминает, почему ее называют одной из главных поп-звезд эпохи.

Важно оговориться: речь не идет о классическом кантри-альбоме. Это скорее эксперимент самой Бейонсе, где она в собственный узнаваемый стиль точечно вкрапляет стили американы, рутс-музыки и традиционных американских жанров. Мы периодически слышим элементы госпела (Ameriican Requiem, II Hands II Heaven, Amen), кантри-поп (дуэты с Майли Сайрус и Пост Малоуном) и кантри-баллады (16 Carriages), современный R&B (Formation), хип-хоп (Spaghetti или исполненную под скрипку Tyrant) и даже внезапную оперу под гитару (трек Daughter).

Ноулз также пару раз обращается к классике: перепевает битловскую Blackbird и бессмертный кантри-хит Долли Партон, Jolene.

Отдельно критикам пришлось по душе, что альбом напоминает, что у истоков кантри — традиционно «белого» жанра — стояли в том числе и афроамериканские исполнители. Сама же Ноулз стала первой афроамериканкой в истории, возглавившей кантри-чарт.

Насколько внезапной и смелой обернется для фанатов заключительная часть трилогии, поп-дива пока не намекала. В ожидании новых подробностей предлагаем пока послушать главный хит альбома — песню Texas Hold 'em:

XIU XIU
13" Frank Beltrame Italian Stiletto With Bison Horn Grips

Джеми Стюарт, мультиинструменталист и бессменный лидер калифорнийской группы с уютным шуршащим названием, произносящимся буквально как «Шушу», никогда не играл уютную музыку – скорей, он работает в жанре бескомпромиссного альтернативного саундтрека к фильмам своего любимого режиссера Дэвида Линча (он даже сделал целый альбом каверов на песни из сериала «Твин Пикс») и от его музыки всякому человеку, как правило, становится тревожно и некомфортно. Впрочем, сейчас такие эмоции вызывает приблизительно все, поэтому музыку Xiu Xiu вполне можно воспринимать как саундтрек к жизни в целом, а не только к Линчу.

Но не все так плохо – 14-й альбом группы, несмотря на название, довольно дружелюбен к слушателю. Что до названия – это было написано на выкидном ножике, который зачем-то приобрел Джеми. В интервью изданию Our Culture Джеми объясняет, что выкидные ножики, на его взгляд, являются «клишированным символом эстетики так называемых “крутых парней”, но как инструмент насилия они довольно бесполезны». На его взгляд, это любопытный символ насилия как такового – что-то, что символизирует ужас и насилие, но для производства этого насилия совершенно бесполезное».

Метафора привлекательной бесполезности ужаса – движущая сила альбома; «глупые противоречия, которые могут иметь реальные последствия», как говорит сам музыкант. Поэтому во время записи альбома группа разложила по студии выкидные ножики в качестве талисманов. Ножики помогли – 13" получил крайне благоприятные отзывы, на Metacritic набрав рейтинг 80 из 100. Издание The Quietus, например, пишет, что это, вероятно, «лучший альбом Xiu Xiu», потому что он «смешной, ужасающий, экстремальный, похотливый, смущающий, вызывающий сочувствие — все, чем когда-либо были Xiu Xiu». Фанаты же считают альбом веселым и почти счастливым – на контрасте с заразительной депрессивностью предыдущих релизов.

Действительно, например, клип на песню Veneficium довольно веселый: там и оккультизм, и паранойя, и сатира на соцсети, а еще всемогущие тостеры и маленькие паровозики. Жаль, что его снимал не Дэвид Линч!

ADEEM THE ARTIST
Anniversary

В нашей подборке кантри-музыка представлена не только Бейонсе, но и куда менее известным (хоть и весьма выразительным) исполнителем — артистом из Теннесси Адимом Бингхэмом, известным как Adeem the Artist.

Адим — небинарная персона, обращающийся к себе не иначе как «мы». Их звучание — лишенное каких-либо экспериментов, типичное современное кантри. Простое, понятное, апеллирующее к обычным человеческим проблемам.

И музыка Адима — хороший пример того, как характерное звучание современной кантри-музыки может уживаться с современными реалиями, социальной повесткой и текстами, больше напоминающими инди-музыку. От инди в новом альбоме Anniversary действительно немало — чувствуется неотполированный крупными лейблами проект, при этом остающийся внятной и цельной пластинкой.

Часть альбома посвящена типичной для кантри бытовой романтике — например, песни Part & Parcel и Carry You Down. Другая часть альбома обращается, разумеется, к отношениям, — и здесь настроение автора меняется. Так, от легкой романтики в One Night Stand и Nancy Адим переходят к позитивному кантри-року в Plot of Land о пути к семейному счастью, которые звучат на контрасте с Wounded Astronaut — терапевтической рефлексии о себе в прошлых отношениях. Тут же Адим представляет печальный Rotations — настороженный трек о взрослении детей и неумолимом ходе времени.

Наконец, из всего альбома выбивается несколько социальных треков — притом совершенно прямолинейных. Таковым является Nightmare — жалоба автора на консервативные настроения, способные ограничить права ЛГБТ-сообщества. «Почему они просто не могут оставить вас в покое?» — спрашивают Адим, предлагая консерваторам представить мир, в котором им было бы запрещено практиковать свою религию.

В политическую плоскость приводит слушателя и Night Sweats — трек-отчаяние от ситуации в секторе Газа. Напомним, гуманитарная обстановка в палестинском анклаве серьезно ухудшилась после начала израильской операции, ставшей ответом на жестокую атаку боевиков ХАМАС.

Наконец, мы слышим мрачную деревенскую акустику White Mule, Black Man — где за простой историей о сельских суевериях невзначай следует тема расизма в американском прошлом.

Предлагаем вам послушать одну из классических вестерн-композиций альбома — вступительный трек There We Are?

KIM GORDON
The Collective

Второй соло-альбом легендарной американской артистки и художницы Ким Гордон (ее знают все поклонники не менее легендарной нью-йоркской группы Sonic Youth) получился настолько мощным, что его включили в списки лучших альбомов года почти все влиятельные музыкальные медиа. Ее соратнику по Sonic Youth Терстону Муру не так повезло – а ведь у него тоже в этом году вышел альбом! Новая работа Ким получилась альтернативной по звучанию, с элементами даба, нойза, хип-хопа, трэпа и индастриала, и при этом очень цепляющей – с запоминающимися мелодиями и метаироничной лирикой, в основном представляющей собой тревожный и сбивчивый поток сознания современного человека, зависимого от бесконечного контента из соцсетей: мозговой туман, невозможность концентрации, технопаранойя.

Альбом получил две номинации на «Грэмми» – как «Лучший альтернативный музыкальный альбом» и «Лучшее альтернативное музыкальное исполнение». Не в последнюю очередь благодаря тому, что над ним работал легендарный альт-поп продюсер Джастин Рэйзен, сотрудничающий с Charli XCX.

Гордон отпраздновала альбом серией аншлаговых концертов в Нью-Йорке, выступив в Центральном парке Манхэттена и на альтернативной площадке Knockdown Center в Квинсе – а потом отправилась с туром по США и миру. Невозможно представить, что ей уже 71 год!

Чтобы понять, как звучит альбом, послушайте номинированную на «Грэмми» песню Bye Bye. Ее текст — это всего-то список покупок! В комментарии все так и пишут, что Ким Гордон даже обычный список покупок может превратить в суперхит.

АРИАНА ГРАНДЕ
Eternal Sunshine

2024 год оказался весьма продуктивным на альбомы после расставания. Эта участь не обошла стороной и дискографию Арианы Гранде, выпустившим свою седьмую пластинку с названием Eternal Sunshine.

Несмотря на радужное название, альбом — хоть и радует обилием танцевальных треков — все же нередко звучит как уязвимое, личное откровение. Eternal Sunshine — прямая отсылка к одному из самых необычных фильмах о расставании, «Вечному сиянию чистого разума», где герой Джима Керри стирает память о своей возлюбленной. То же самое делает и Ариана Гранде в клипе трека с говорящим названием We Can’t Be Friends — убирает воспоминания о прошедшем романе. Насколько автобиографичны каждый из треков альбома, судить сложно, но в 2023 году певица развелась с мужем Далтоном Гомесом.

С тех пор Гранде времени зря не теряла: успела сыграть одну из главных ролей в адаптации мюзикла «Злая», который принес ей номинацию на «Золотой глобус» (а вдобавок еще и нового партнера в виде коллеги по съемкам Итана Слейтера). Сам же альбом получил массу одобрения от критиков, хваливших его зрелость, а также принес певице очередные вершины чарта Billboard.

Но, несмотря на обилие переживаний об отношениях, пожалуй, самым личным треком можно назвать его финал. Дело в том, что в соавторах трека указана Nonna — то есть «бабушка» по-итальянски. Голос 98-летней Марджори Гранде действительно звучит в композиции Ordinary Things, что сделало бабушку певицы самой возрастной исполнительницей, попавшей в чарты Spotify!

МЭРИЛИН МЭНСОН
One Assasination Under God

Биография этого исполнителя — особенно в свете недавних скандалов — чрезвычайно противоречивая. Однако, его новый релиз – первый из грядущей трилогии – является важным, и вот почему.

Карьера Мэрилина Мэнсона, которому, казалось, прощали слабые альбомы 2010-х за гениальные релизы 90-х и ранних нулевых, фактически отменилась после того, как в 2021 году множество женщин, в том числе его экс-партнерши и бывшая личная ассистентка, обвинили его в сексуальном насилии и физическом и эмоциональном абьюзе. Дошло до суда – дело об абьюзе и домашнем насилии против Брайана Уорнера (реальное имя музыканта) рассматривается в Лос-Анджелесе, и к нему добавляются новые свидетельства. Лейблы разорвали с ним контракты, его концерты были отменены. Сейчас он если и выступает, то на разогреве у других групп.

Сам Мэнсон официально не комментировал происходящее, дав пространный комментарий в личных соцсетях о том, что «все его интимные отношения всегда были полностью основаны на согласии с близкими по духу партнерами. Независимо о того, как и по каким причинам люди предпочитают иначе интерпретировать прошлое, это является правдой». Также он подал, а потом отозвал ответный дифаммационный иск против своей бывшей невесты Эван Рэйчел Вуд, обвинившей его в насилии и сексуальном груминге в то время, когда она еще не была совершеннолетней. Об этом всем можно писать долго (журнал Rolling Stone в 2021 выпустил на эту тему гигантское расследование), так что попробуем рассказать про альбом. Тем более, что альбом и есть – развернутый личный комментарий музыканта обо всем, что с ним происходило.

В музыкальном смысле это запись уровня легендарного Mechanical Animals – эпичная, музыкально разнообразная, в ней много искренних эмоций и боли: этакое приглашение на казнь, набоковское инферно невозможности вернуть утраченный дом. По альбому понятно – да, Мэнсону больно и страшно, и теперь он не просто голливудская рок-страшилка и стареющий клоун, а человек, осмысляющий свою биографию через призму религии, искупления и вины. Музыкально это все тот же софт-индастриел с элементами глэм-рока, но вдруг в нем появилась толковая лирика и красивые мелодии, будто автор нырнул в тот же темный омут, откуда ему выдали в свое время песню Coma White непонятно за что – за какие-то детские травмы, судя по всему.

За что ему сейчас выдали хорошие песни – вопрос открытый. Видимо, не получив искупления от общества, он смог получить его от своей музы, до которой он все-таки достучался сквозь тотальную богооставленность. Сейчас понятно, насколько религиозна его музыка – вот раньше человек и Библию рвал, и кресты переворачивал, а все равно интуитивно действует внутри христианского эгрегора и полностью в этом дискурсе: невозможно спастись, не погрузившись на полное дно и не раскаявшись максимально искренне.

Все это не значит, что для того, чтобы Мэнсон записал хороший альбом, ему – и тем, кого затронуло случившееся – нужно было пройти через кошмар. Никакое искусство не стоит страданий. Но Мэнсону важно не это. От альбома возникает ощущение, что он вымолил прощение не столько у людей, сколько у чего-то глобального и пост-человеческого, связанного с его личными отношениями с мирозданием.

PIXIES
The Night The Zombies Came

Cамое важное, что нужно знать про легендарную бостонскую альт-рок группу (помимо того, что без них не было бы группы Nirvana, а также всем надоевшей песни про рыбку из фильма «Бойцовский клуб») – что после воссоединения, последовавшего за почти десятилетним периодом молчания, Pixies продолжили записывать альбом. Притом, в музыкальном и лирическом плане — ничем не менее примечательные, чем легендарные Doolittle, Trompe Le Monde или Bossanova. Просто публика принимает их как должное – и, вероятно, из-за того, что Фрэнсис Блэк и компания удивительно работоспособны и выпускают чуть ли ни по альбому в год (на самом деле нет) – всем кажется, что новый релиз Pixies, десятый в их дискографии, уже не является чем-то из ряда вон выходящим. Но на самом деле каждый их новый альбом – это музыкальное сокровище, ни в одном нет проходных песен. Более того, с годами Блэк еще более отточил свое мастерство сочинения ярких поп-панк-хитов.

В записи альбома приняла участие новая басистка Эмма Ричардсон из группы Band of Skulls. Но если вы скучаете по Ким Дил – у нее в этом году тоже вышел новый альбом, просто мы не включили его в обзор (и зря! Вот какие на нем есть чудесные баллады).

Невозможно выбрать лучшую песню с этого ироничного и утешающего «хэллоуинского» альбома (посвященного экзистенциальным кризисам – как будто раньше Pixies пели о чем-то другом). Пусть это будет трэк «Мотороллер» о том, как развеять грусть-печаль, если вам кажется, что ваше время вышло и впереди уже только самоповторы, тлен и смерть. Рецепт хорошего настроения, согласно этой песне, такой: кататься по ночному Берлину на скутере. Что может быть прекраснее! Наверное, только возможность каждый год ходить на концерты Pixies, снова и снова осуществляя прежде недосягаемую мечту юности.