С 16 по 18 февраля в Мюнхене проходила международная конференция по безопасности (Munich Security Conference – MSC) - один из самых авторитетных мировых форумов по вопросам внешней политики и обороны.
Нынешняя конференция стала юбилейной, 60-й по счету. Но, кроме этого формального отличия она еще до своего начала привлекла внимание тем, что на нее не были пригашены официальные делегации таких стран, как Россия, Беларусь, КНДР и Иран. Хотя некоторые представители российской и белорусской оппозиции, а также независимые эксперты в Мюнхен приехали.
Одной из главных тем нынешней Мюнхенской конференции по безопасности стала российская агрессия против Украины и необходимость продолжения поддержки сражающейся стране. Также было уделено внимание другим «горячим точкам» планеты, в том числе - ситуации на Ближнем Востоке.
В день открытия конференции стало известно о смерти Алексея Навального, который считался российским оппозиционером № 1.
Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» побеседовала с европейскими экспертами, которые обратили внимание на ряд высказываний, прозвучавших с трибуны 60-й Мюнхенской конференции по безопасности.
«Если Китай будет включать все свои возможности для поддержки Москвы, тогда Украине и Западу будет сложно победить»
Выступая на Мюнхенской конференции по безопасности, президент Украины Владимир Зеленский, сказал, что последствия войны России против Украины будут влиять на весь мир в политической и экономической сфере, а также в вопросах миграции.
Коснувшись проблемы поставок оружия Украине, Зеленский подчеркнул, что дефицит оружия у ВСУ усиливает позиции российской армии и лично Владимира Путина. И в качестве примера упомянул, что отход вооруженных сил Украины из Авдеевки Донецкой области произошел на фоне острой нехватки боеприпасов.
Аналитик Стокгольмского центра по изучению Восточной Европы Андреас Умланд (Andreas Umland) cчитает, что это обращение президента Украины было услышано и правильно воспринято участниками конференции. «Проблема, скорее, в технических мощностях западных стран, в логистике, в производственных возможностях западных стран. Они, наверно, хотели бы больше поставлять снарядов для Украины, но поскольку этот вопрос поздно стал понятен для западных лидеров, сейчас он не может быть решен легко», - отметил эксперт в своем комментарии для Русской службы «Голоса Америки».
Он также упомянул о том, что президент Чехии Петр Павел нашел на мировом рынке большое количество снарядов и будет договариваться о сделке через посредников. «Не думаю, что у Запада есть непонимание этой проблемы, просто он немного отстал в подготовке к этой войне», - считает Андреас Умланд.
Министр иностранных дел Китая Ван И, выступая в Мюнхене, сказал: «Китай неустанно работает над поиском решений в этой кризисной ситуации», имея в виду агрессию России против Украины. При этом от однозначного осуждения Кремля Ван И воздержался. Такой же расплывчатой была и его позиция в отношении нападения ХАМАС на Израиль и отражения агрессии силами «Цахал». По словам Ван И, «Сражения должны прекратиться, необходимо создание гуманитарных коридоров». А единственный путь к установлению мира в ближневосточном регионе - существование двух государств (еврейского и палестинского).
Что же касается ситуации вокруг Тайваня, то китайский министр твердо заявил, что это - внутреннее дело КНР.
В отличие от России, Северной Кореи и Ирана, Китай, не является «страной-изгоем». Означает ли это, что Пекин может выступать на глобальной арене с позиции силы? Такой вопрос корреспондент Русской службы «Голоса Америки» задала аналитику Стокгольмского центра по изучению Восточной Европы. «Я бы не сказал, что Китай может диктовать, но он в чем-то играет решающую роль. Потому что если Китай будет включать все свои возможности для поддержки Москвы, тогда Украине и Западу, мягко говоря, будет сложно (победить Россию).
Если же Китай будет придерживаться взвешенной политики и не будет впрямую помогать России, тогда шансы (на победу Украины) будут лучше», - ответил эксперт.
Андреас Умланд напомнил также о том, что 4 декабря 1994 года Китай выступил с заявлением правительства КНР о предоставлении Украине гарантий безопасности. Кстати, это произошло на день раньше подписания Будапештского меморандума, в котором США, Великобритания и Россия брали на себя обязательства уважать независимость, суверенитет и существующие границы Украины, воздерживаться от угроз или применения силы и экономического давления, а в случае каких-либо угроз Украине с применением ядерного оружия — требовать от Совета Безопасности ООН незамедлительных действий.
А 19 лет спустя - 5 декабря 2013 года - в Пекине была подписана Совместная декларация Китая и Украины о дальнейшем углублении отношений стратегического партнерства. В этом документе, в частности, говорится, что китайская сторона на случай «если Украина станет жертвой агрессии с применением ядерного оружия или угрозы осуществления такой агрессии, подтверждает предоставление Украине соответствующих гарантий безопасности». А также, что «взаимная поддержка в вопросах, затрагивающих государственный суверенитет, единство и территориальную целостность, является важной составляющей отношений стратегического партнерства между двумя государствами».
Эти обстоятельства, по мнению собеседника «Голоса Америки» могут удерживать Китай от откровенной поддержки России в войне против Украины. «А второй фактор - ели будет дальнейшая эскалация войны, и Россия будет применять тактическое ядерное оружие, о чем уже два года идет дискуссия, это может подтолкнуть соседей Китая, с которыми у него есть территориальные диспуты, к приобретению и созданию собственного ядерного оружия», - допускает он.
И заключает: «Но, тем не менее, Китай настроен против Запада, он выступает против расширения демократии, и в этом плане Россия и Китай - союзники. Но их союз основывается на негативных установках, а не позитивной идее. И они не имеют общего видения своего будущего. Но сейчас можно видеть некое ужесточение китайской позиции, она становится более пророссийской, и еще меньше, чем раньше, признает украинские интересы».
«О каком желании "справедливого мира" может идти речь!»
Владимир Зеленский также сказал, что, возможно, наступило время, когда вопрос о вступлении в действие статьи 5 Устава НАТО будет решаться не в Вашингтоне, а в европейских столицах. Это заявление прозвучало на фоне тревожащих Запад слов Дональда Трампа о том, что он, если будет вновь избран на пост президента США, не станет защищать страны НАТО, которые вносят меньше 2% своего ВВП в общий бюджет Альянса.
Главный специалист в Центре восточных исследований, а в прошлом - руководитель Информационного бюро НАТО в Москве Роберт Пшель (Robert Pszczel) уверен, что в ближайшей перспективе существованию Североатлантического альянса ничто не грозит.
Что же касается войны России против Украины, то, хотя армия НАТО не участвуют в боевых действиях, но приграничные с Россией страны испытывают определенные опасения, связанные с тем, что российские боевые дроны и ракеты вторгаются в их воздушное пространство.
«Эта война уже не абстракция, о чем свидетельствуют начавшиеся недавно учения НАТО, ставшие самыми крупными с конца восьмидесятых годов. Задачей НАТО было, есть и будет оборона всех стран-членов и защита всей своей территории. Конечно, надо делать все, чтобы война к нам не пришла», - подчеркнул он в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки».
И добавил, что основополагающий принцип НАТО запечатлен в словах 43-го президента США Джорджа Буша, сказанные им во время визита в Вильнюс в ноябре 2002 года: «Каждый враг Литвы теперь будет считаться врагом Соединенных Штатов». И эти слова помещены на памятную доску на стене Вильнюсской ратуши.
«И давайте не забывать, что, хотя США - ведущая держава НАТО, но единственный раз, когда 5-я статья "Вашингтонского протокола" была введена в действие — это 11 сентября 2001 года. И это был случай, когда европейцы пришли на помощь американцам», - напомнил эксперт.
Роберт Пшель согласен с тем, что приведенные выше слова Трампа вызвали негативную реакцию во многих странах, но считает это лишь одним из элементов предвыборной кампании. «Господин Трамп, когда был президентом, часто использовал жесткие аргументы, чтобы заставить страны вносить в бюджет НАТО не менее 2% своих ВВП. Но каждый президент США, кто бы он ни был, обязан выполнять Устав НАТО», - отметил собеседник «Голоса Америки».
Генеральный секретарь ООН Антониу Гуттериш, выступая перед участниками конференции по безопасности в Мюнхене, сказал: «Мы отчаянно нуждаемся в справедливом и прочном мире для Украины, России и всего международного сообщества. Это должен быть мир в соответствии с Уставом ООН и международным правом, которое обязывает уважать территориальную целостность суверенных государств».
Комментируя это высказывание Генсека ООН, Роберт Пшель заметил, что при всем уважении и к Организации Объединенных Наций, и к нему самому, ему показалось, что Гуттериш не до конца понял, что он сказал. «Потому что в одной фразе говорить об Украине и России не совсем уместно. Потому что Россия является страной-агрессором, которая нарушает все, что возможно, включая карту ООН. Так что о каком желании "справедливого мира" может идти речь! Представьте себе, что в 1941 году генеральный секретарь Лиги Наций (им тогда был ирландец Шон Лестер - А.П.) сказал бы, что нужен "справедливый мир" для Польши, Великобритании, Франции и Германии! Все бы восклинули - "о чем ты говоришь! Есть страна-агрессор и всем нам нужно с ней справиться"», - иронично отметил главный специалист Центра восточных исследований.
Он также напомнил, что после начала полномасштабного вторжения России в Украину в мире осталось считанное количество стран, которые, подобно Северной Корее, «поддержали зло».
«К сожалению, есть некоторые высказывания (официальных лиц), которые запутывают ситуацию. Ведь вопрос этой войны - черно-белый. Но было так, что даже Папа Римский не понимал этого, к сожалению, и говорил, что нужно договариваться, как будто это Украина напала на Россию, а не наоборот. Мы живем сейчас в таком мире, где НАТО не намерено вступать в войну, хотя поддерживает Украину. Но нужно прямо называть угрозы, язык имеет значение, если его используют политики и, прежде всего, представители международных организаций.
Поэтому лучше было бы говорить о соблюдении международного права и предлагать какие-то конкретные элементы давления (на страну-агрессора). Здесь, в этом выступлении я этого не заметил и не знаю, что стало причиной такой странной формулировки. Такой язык с такими людоедами, как Путин, не работает», - резюмирует бывший руководитель Информационного бюро НАТО в Москве Роберт Пшель.
«Нужно, чтобы Путин почувствовал, что у него нет никаких возможностей строить отношения с западным миром»
Юлия Навальная выступала на Мюнхенской конференции по безопасности вскоре после того, как узнала о смерти своего мужа в заполярной колонии в России. Она, в частности, сказала: «Я хочу, чтобы Путин, все его окружение, путинские друзья, его правительство знали: они понесут ответственность за то, что они сделали с нашей страной, моей семьей и моим мужем. И этот день наступит очень скоро.
Я хочу призвать все мировое сообщество, всех, находящихся в этом зале, всех людей в этом мире, чтобы мы вместе сплотились и победили это зло, победили ужасающий режим, который сейчас в России. Этот режим и Владимир Путин должны понести персональную ответственность за все те ужасные вещи, которые они делают с моей страной, с нашей страной, Россией, в последние годы».
Польский политолог Агнешка Каневска (Agnieszka Kaniewska) также подтвердила, что сообщение о смерти Навального было шокирующим для всех участников встречи в Мюнхене и повлияла на ее повестку. «Конечно, в Мюнхене обсуждалась общая безопасность, но многие эксперты очень решительно высказывались за объединение усилий для обеспечения безопасности.
Еще недавно много говорилось о том, что в Европейском Союзе происходит очевидный кризис именно из-за войны в Украине. А сейчас это символическое убийство (Алексея Навального) может способствовать объединению правительств не только европейских стран. И они могут в какой-то степени попытаться повлиять на изменения в России», - отметила собеседница Русской службы «Голоса Америки».
При этом Агнешка Каневска уточнила. что речь не идет о вооруженном вторжении в Россию, но только об усилении западных санкций. «Нужно принять решения, которые будут влиять на российскую власть и ее окружение, так чтобы Путин реально почувствовал, что у него нет никаких возможностей строить отношения с западным миром», - добавила она.
Эмоциональные выступления разных спикеров Мюнхенской конференции, по мнению пани Каневской, создали впечатление, что они поняли: если российской агрессии не будет дан коллективный отпор, она будет расширяться. «Хиллари Клинтон сказала, что Путина нужно воспринимать серьезно и буквально. И мне кажется, что эти слова могут стать итогом этой конференции - надо помочь Украине закончить войну и надо сопротивляться Путину», - считает польский политолог.
Мюнхенская конференция по безопасности не выносит никаких решений, обязательных к исполнению. Между тем, некоторые из выступлений, произнесенных здесь ранее, не только вспоминаются до сих пор, но и имели далеко идущие последствия, и в первую очередь - так называемая «Мюнхенская речь» Владимира Путина 2007 года.
По мнению Агнешки Каневской, слова бывшего госсекретаря Соединенных Штатов могут стать своеобразным руководством к действию для политиков Запада. «Уже давно очевидно, что всякая победа Путина очень негативно влияет на другие страны. И хотя, действительно, не было принято никаких решений, но было очень много разговоров о необходимости военной помощи для Украины. И это не будет только словами - очень скоро мы увидим принятие решений об отправке разными странами своего оружия для Украины и об обучении украинских солдат. Кроме того, на одной из панелей речь шла о возможности создания Вооруженных сил Евросоюза и об учреждении должности секретаря ЕС по безопасности. И это показывает, в каком направлении в ближайшее время будет двигаться Европа», - подытоживает Агнешка Каневска.
Широкий резонанс вызвали выступления Владимира Зеленского, Ван И, Антониу Гуттериша, Хиллари Клинтон и Юлии Навальной