Монументальные бронзовые скульптуры, статные фигуры в широких соломенных юбках, антропоморфные фигуры, причудливые кувшины и видео-инсталляции - в Смитсоновском музее современного искусства Хиршхорн в Вашингтоне открылась выставка американской художницы Симоны Ли.
«Симона Ли - одна из наиболее значимых художников современности, - говорит куратор выставки Энн Рив. - Ее работы получили широкое признание. Они побуждают диалог и критическое мышление в мире искусства. Поэтому возможность представить в Хиршхорне работы художницы, которая сейчас находится на пике своей популярности, это невероятная удача для нашего музея. Наш музей расположен на Национальной аллее - это сцена, где страна собирается вместе, чтобы выразить протест, увековечить память, отдать дань уважения. Работы Симоны в первую очередь сосредоточены на историях чернокожих женщин. Они заставляет нас задуматься об общественных институтах, цель которых - не признавать или игнорировать достижения черных женщин. Поэтому очень важно представить этот диалог на Национальной аллее в центре Вашингтона».
Симона Ли широко известна своими масштабными скульптурами, посвященными феминизму, гендерному равенству, расовому неравноправию и африканским традициям. В 2021 году ее имя прогремело на весь мир благодаря крупной выставке в нью-йоркском Музее Гуггенхайма, а еще - благодаря сотрудничеству с глянцевым журналом Garage: актриса Зендея появилась на обложке в юбке трехметровой длины из рафии - волокон из пальмовых листьев. Ли также создала для актрисы другой наряд в виде юбки-колокола из розовой глины весом более 450 килограммов. Однако наибольшую известность Ли принесло участие в 59-м Венецианском биеннале: она стала не только первой темнокожей художницей, представленной в национальном павильоне США за его 125-летнюю историю, но и получила главную награду форума - «Золотого льва» как лучший художник. Из 29 экспонатов, представленных на выставке в Вашингтоне, 9 демонстрировались в Венеции.
«Это портрет писательницы Шарифы Родс-Питтс, - Симона Ли рассказывает про один из экспонатов. - Это первый и единственный портрет, который я сделала. В основе этой скульптуры лежат мои 20-летние отношения и творческое сотрудничество с Шарифой. Как-то я снимала фильм в Гуггенхайме, и в кадр попал момент, когда Шарифа прислонилась к стене. Так возникла эта идея, которую затем я воплотила в жизнь».
В своем творчестве Симона Ли прославляет темнокожих женщин, их независимость, силу воли и значимость в обществе, обращаясь к традиционной культуре. Ее работы напоминают ритуальные маски, она создает образы праматери-богини в виде монументальных идолов. Основными материалами в работах Ли являются керамика, этнические африканские материалы и бронза.
«Я чувствую себя очень счастливой, потому что эта выставка - это словно мой дневник, - сказала Ли в интервью корреспонденту "Голоса Америки". - Это все мои воспоминания в твердой форме. Я считаю, что мне невероятно повезло. Но, оглядываясь назад, сейчас для меня удивительно: насколько керамика была важной составляющей моего творчества. Она и продолжает быть таковой, хотя сейчас я, наверное, делаю больше работ из бронзы, чем из керамики. В основном я использовала соляной обжиг, и этот способ послужил для меня огромным источником для вдохновения».
В 2023 году Журнал Time включил Симону Ли в список 100 самых влиятельных людей мира, написав про нее: «На протяжении многих поколений тела чернокожих женщин подвергались стереотипизации, маргинализации и коммодификации, но Симона своими скульптурами полностью перевернула эти представления... Тем самым она вдохновляет поколения чернокожих женщин на то, чтобы они почувствовали себя сильнее и осознали, что они занимают центральное место в американской истории и культуре».