Политическое прошлое, настоящее и будущее Игоря Додона

  • Анна Плотникова

امرتسر، هند

Молдавские эксперты - о новом политическом скандале и перспективах развития страны

В Молдове Конституционный суд снова временно отстранил от исполнения обязанностей президента страны Игоря Додона. Причиной данного решения стал отказ Додона обнародовать принятый в конце декабря парламентом страны закон о борьбе с иностранной пропагандой.

Закон запрещает трансляцию телевизионных и радиопрограмм информационного, информационно-аналитического, военного и политического содержания, произведенных в странах, не ратифицировавших Европейскую конвенцию о трансграничном вещании.

Согласно молдавским законом, президент обязан подписать нормативный акт, который дважды был принят парламентом. Между тем, Додон два раза отклонил закон о борьбе с иностранной пропагандой и обратился в КС с просьбой проверить конституционность его положений. Между тем, чуть ранее туда же обратился депутат от Демократической партии Молдовы Сергей Сырбу с просьбой назначить временно исполняющего обязанности президента страны для принятия закона о борьбе с иностранной пропагандой. В результате Конституционный суд удовлетворил просьбу Сырбу.

Корреспондент «Голоса Америки» обратилась к молдавским экспертам с просьбой прокомментировать данную коллизию.

«Простой человек голосует не руками, а ногами»

Бывший посол Молдовы в Китае, профессор Виктор Боршевич отмечает, что нынешние события происходят в преддверие очередных парламентских выборов, которые пройдут в стране в ноябре 2018 года. «Безусловно, сейчас идет борьба за сердца избирателей, и каждая из сторон использует имеющийся административный, идейный и социологический ресурс», - утверждает Боршевич. И добавляет, что второй аспект проблемы связан с функциями различный ветвей власти. «Принято считать, что у нас в Молдове – парламентская республика. Но на самом деле не все так просто. Парламент избран прямым голосованием, и свою легитимацию он принял из рук “Его Величества Народа”. Но, простите - президент-то тоже избирается народом.

В результате получается ситуация, когда парламент, избранный по спискам партии противостоит президенту. А партии у нас - это собственность лидера партии, который ее финансирует», - поясняет эксперт.

Демократической партией Молдовы в настоящее время руководит крупный бизнесмен и филантроп Владимир Плахотнюк, с именем которого связывают финансовые махинации, приведшие к массовым протестным акциям 2015 – 2016 годов.

А Игорь Додон, шедший на президентские выборы от Социалистической партии, во время предвыборной кампании пользовался поддержкой Москвы, а после избрания стал ратовать за максимальное сближение с Россией.

Комментируя пророссийский вектор молдавского президента, Виктор Боршевич напоминает, что Молдова входила в состав Российской империи, а перед Второй мировой войной страна вошла в состав СССР. «Так что исторически мы были вместе, как минимум, два века. А если взять православную веру, то здесь наши связи еще глубже. Кроме того, есть и ментальная связь: наш крестьянин знает, что, если ему нужно найти где-то работу, то проще всего поехать в Россию. Русский язык он знает, его характер в России понимают. Так что, кто бы ни мутил воду, но ненависти к России у молдован нет», - подчеркивает эксперт.

Вместе с тем, Боршевич отмечает, что молдоване ездят на заработки и в страны Европейского союза, прежде всего – в Италию и Испанию. «Они там хорошо зарабатывают, и, конечно, хорошо относятся к Западу. Так же, как к России», - повторяет он. И подытоживает, что местные политики, для того, чтобы набрать очки в глазах молдавских избирателей, начинают критиковать кто Европу и Америку, кто – Россию. «А простой человек смотрит на это, говорит: “Как вы все мне надоели!” и голосует не руками, а ногами. У нас в Молдове скоро останутся одни старики и дети», - предупреждает профессор Виктор Боршевич.

Приднестровский секрет избрания Игоря Додона

Директор Института общественной политики Аркадий Барбарошие сказал, что в парламенте страны обсуждается закон, предусматривающий наказание должностного лица за ненадлежащее исполнение своих обязанностей. По словам политолога, речь об этом законе зашла во время разговора председатель Конституционного суда Молдовы с депутатом от Демократической партии Сергеем Сырбу. «Подробностей я не знаю, и могу лишь констатировать: ситуация у нас такая, что президент не исполняет своих обязанностей, но, тем не менее, закона об импичменте нет», - отмечает Барбарошие.

«Тот факт, что Конституционный суд уже в третий раз собрался для временного отстранения президента от власти, свидетельствует о том, что Игорь Додон находится на грани фола. Кстати, президентом он был избран и потому, что во время выборов в Приднестровье на избирательных участках отсутствовал паспортный контроль. То есть, все, кто хотел, могли спокойно приехать и проголосовать за Додона», - напоминает эксперт.

«Пудель Путина» и коалиция оппозиционеров

Политический аналитик Оазу Нантой напомнил, что по результатам трех последних парламентских выборов было возможно формирование устойчивого проевропейского большинства. Однако, поведение политиков привело к тому, что в глазах части молдавских избирателей «проевропейский вектор развития» стал ассоциироваться с финансовыми махинациями. «И на фоне этого разочарования Игорь Додон, который является циничным политиком, использующим избирателей для своих нужд, вышел с идеей православной солидарности, пророссийской внешней политики и так далее», - рассказывает собеседник «Голоса Америки».

В период президентской кампании у Игоря Додона были серьезные финансовые ресурсы. В то время как в команде соперницы Майи Санду работали, в основном, волонтеры. При этом Додон набрал во втором туре 52,11%, а Санду – 47,89%. «Я участвовал в избирательной кампании Майи Санду, и могу сказать, что против нее работали очень многие политические силы. И вот на этой волне Игорь Додон стал победителем. А потом ему, очевидно, сказали: “Мы тебя президентом сделали, а теперь делай, что мы скажем”. В результате Додон изо всех сил изображает любимца Владимира Путина, поскольку только в прошлом году он встречался с ним семь раз. Поэтому бывший президент Румынии Траян Бэсеску, увидев, как молдавский президент стоит на трибуне Мавзолея рядом с российским, назвал его “пуделем Путина”. Конечно, президент у нас не имеет диктаторских полномочий. Но если исходить из того, что демократия подразумевает диалог, взаимные компромиссы и так далее, то у нас в Молдове дела с этим обстоят очень относительно. Поэтому наши граждане теряют доверие к государственным институтам, мы все больше живем не по законам, а по понятиям», - сокрушается политический аналитик.

В настоящее время, по словам Оазу Нантоя, в Молдове наблюдается снижение рейтингов всех политиков. «И можно только ожидать, что по мере приближения выборов избиратели, которые считают себя неопределившимися в своих симпатиях, начнут проявлять какой-то интерес к политике и за счет этого происходит кристаллизация предвыборных рейтингов основных политических конкурентов», - добавляет он.

Основными оппозиционными лидерами в Молдове сейчас являются Майя Санду и председатель партии «Достоинство и правда» Андрей Нэстасе. Они уже объявили, что на предстоящих парламентских выборах будут работать вместе. «Парламент у нас формируется на смешанной пропорционально-мажоритарной основе, и основная борьба развернется как раз в мажоритарных округах, которых у нас 51. А там используются такие “аргументы”, как подкуп избирателей и запугивание кандидатов. Так что предсказать, каким будет состав следующего парламента, пока совершенно невозможно», - заключает Оазу Нантой.