Отказ от ПРО в Центральной Европе: решение администрации и будущее американо-российских отношении

Решение администрации воздержаться от размещения элементов ПРО в Польше и Чехии не стало неожиданностью для американского экспертного сообщества. «Единственный сюрприз здесь – это то, как долго принималось это решение», – заявил вице-президент по политическим вопросам в Американском совете по внешней политике Илан Берман. «Барак Обама был вполне последователен в этом вопросе, – подчеркивает Берман, – еще во время предвыборной кампании было совершенно ясно, что у него принципиально иное понимание противоракетной обороны, нежели у президента Буша».

По мнению аналитика, проблема в другом: «Даже если президент Обама не хочет устанавливать систему ПРО в Европе, то ее, по крайней мере, можно было бы использовать в качестве своеобразной разменной монеты». Однако, приняв в одностороннем порядке решение отказаться от ее размещения в Европе, Обама потерял эту возможность, считает Илан Берман.

Принятое Белым домом решение восходит к секретному посланию, которое Барак Обама направил в Кремль в марте нынешнего года, отмечает Илан Берман. В письме содержалось предложение об отказе США от противоракетной обороны в обмен на отказ России от сотрудничества с Ираном. Именно тогда глава Белого дома продемонстрировал Кремлю, что противоракетная оборона не обладает первостепенной важностью для внешней политики США. Стало ясно, что в контексте американо-российских отношений приоритетом является проблема контроля над вооружениями, а не ПРО.

Значение проблемы ПРО, с точки зрения двусторонних отношений между Вашингтоном и Москвой, подчеркивает и известный специалист по политической истории России из Гарвардского университета Ричард Пайпс. «Похоже, что Иран испытывает затруднения с производством ракет дальнего радиуса действия, – констатирует историк, – и потому его руководители решили форсировать производство ракет меньшего радиуса. И хотя решение администрации было обусловлено именно угрозой со стороны Ирана, оно должно привести к устранению серьезной проблемы, связанной с американо-российскими отношениями, и, следовательно, сыграть позитивную роль в их развитии».

«Очень хорошим решением» назвал инициативу администрации профессор политологии из Колумбийского университета Роберт Легволд. Несмотря на то, что оно, скорее всего, вызовет сложности во взаимоотношениях США с их восточноевропейскими союзниками, это важнейший шаг на пути развития и улучшения американо-российских отношений.

По словам аналитика, администрация будет теперь следить за реакцией Москвы: удовлетворит ли сделанный шаг российское руководство, и пожелает ли оно улучшить двусторонние отношения в других областях? Иными словами, дело теперь за Россией, считает Роберт Легволд.

Джеффри Манкив, профессор Йельского университета, считает, что решение президента Обамы пересмотреть планы по системе ПРО в большей степени связано с вашингтонской оценкой уровня иранской угрозы и в меньшей – с предположениями о том, как этот шаг может повлиять на отношения с Москвой. «Многие американские критики Обамы доказывают, что вне зависимости от того, насколько предлагавшаяся Джорджем Бушем система ПРО была эффективна, США не должны были отказываться от нее, предварительно не заключив какой-то сделки с Россией».

По мнению эксперта, Москва позитивно оценит это решение, которое в какой-то степени успокаивает ее озабоченность по поводу приближения американских военных объектов к российским границам. «Однако Россия дала понять, что она не заинтересована ни в каких сделках с США, по крайней мере, в иранском вопросе, – считает г-н Манкив. – У России в Иране есть свои интересы, которые она будет продолжать реализовывать вне зависимости от данного решения США».

Эксперт Йельского университета считает, что, возможно, в результате снятия с повестки дня проблемы ПРО, Вашингтон и Москва окажутся способны более конструктивно обсуждать иные вопросы двусторонних отношений.

«Один из них – региональная безопасность в Европе. Вероятно, станет легче обсуждать вопросы возможного членства России в НАТО и судьбу Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Конечно, сейчас мяч на российской стороне поля. Москва должна продемонстрировать, что она также заинтересована в реальной перезагрузке взаимоотношений с США, как в этом заинтересована Администрация Барака Обамы», – сказал американский эксперт.