В частной арт-галерее Neue Galerie на «музейной миле» Манхэттена открылась выставка «Макс Бекманн: годы становления 1915–1925» (Max Beckmann: The Formative Years, 1915–1925).
Выставка вряд ли поколеблет сложившуюся табель о рангах художников Германии первой половины 20-го века, где лидерами давно и по праву считают Отто Дикса и Георга Гросса. В то же время эта тщательно продуманная камерная экспозиция несомненно увеличит ряды поклонников творчества Макса Бекманна, большого и оригинального мастера европейского искусства.
Стиль и термины
На выставке Бекманна представлены примерно сто живописных полотен и графических листов, созданных им во время и сразу после Первой мировой войны.
Как сообщил куратор выставки Олаф Петерс (Olaf Peters), работы поступили в основном из музеев и частных собраний Европы и США. Для экспозиции был выбран десятилетний период творчества Бекманна, когда художник сменил импрессионистический стиль на стиль, который искусствоведы называют «веризмом» или «новой объективностью» (Neue Sachlichkeit). Впрочем, со временем мастер стал дистанцироваться от последнего термина, предлагая взамен термин «трансцендентальная объективность». Его также часто называют экспрессионистом.
«Организуя монографическую выставку Макса Бекманна, наша галерея выполняет давно намеченную задачу, - заявила Рене Прайс (Renee Price), директор Neue Galerie. – В нашей коллекции хранятся важнейшие произведения мастера, такие как графическое портфолио «Ад» 1919 года и политическая аллегория «Galleria Umberto»1925 года».
Макс Бекманн, один из столпов фигуративной живописи 20-го века, родился в 1884 году в Лейпциге. В 16 лет поступил в Веймарскую художественную академию. Три года спустя завершил учебу. Отправился в Париж, где его сильнейшим художественным впечатлением стали работы Поля Сезанна. В 1904 году вернулся в Германию, поселившись в Берлине. Стал выставляться. С 1925 преподавал в Штеделевском художественном институте, но с приходом нацистов к власти был подвергнут обструкции, а его творчество причислено к «дегенеративному искусству». Более 500 его картин были изъяты из германских музеев.
Художник вместе со своей второй женой Кваппи переехал в Амстердам, но нацисты и там не оставляли его в покое, что пагубно сказалось на его здоровье. В сентябре 1947 года Бекманн переехал в США, где стал преподавать в арт-школе университета в Сент-Луисе. Осенью 1949 года он переехал в Нью-Йорк, начав преподавательскую деятельность в арт-школе Бруклинского музея. Умер в декабре 1950 года от сердечного приступа на пути в музей Метрополитен, куда он направился, чтобы увидеть один из своих автопортретов, помещенный в экспозиции музея.
Возлюбить человечество
Причина кардинальной трансформации видения Бекманна – в его вовлеченности в Первую мировую войну. Когда в 1914 году начались боевые действия, он отправился в Восточную Пруссию в качестве медбрата-добровольца. Пробыл на фронте недолго, но апокалиптические впечатления от увиденного буквально впечатались в его сознание.
В октябре 1914 года в письме к Минне Бекманн-Тюбе, своей первой жене, он пишет: «Моя воля к жизни в настоящий момент сильнее, чем когда-либо, даже если иметь в виду, что я несколько раз пережил ужасные вещи и был близок к гибели. Близость к смерти усиливает интенсивность жизни. Я все время продолжал рисовать, что защищало меня от разных опасностей и смерти».
В следующем году он был передислоцирован в Бельгию, где служил в военном госпитале. В июле 1915 года пережил нервный срыв и в 1917 году был комиссован по состоянию здоровья.
Бекманн отправился во Франкфурт, где постепенно стал восстанавливаться после пережитой моральной травмы и где начал работать в новой для себя манере.
Как отмечается в аннотации к выставке, прежние романтические и красочные композиции предвоенной поры заменили более острые, условные и экспрессивные формы, палитра стала темнеть и зачастую сводиться лишь к нескольким базовым цветам. Что касается тематики, то фокус интересов художника переместился в сторону современности, пусть и увиденной порой сквозь библейскую оптику.
В сентябре 1918 года он написал короткое обращение, озаглавленное «Творческое кредо», в котором сформулировал свою позицию относительно отражения реальности и свое намерение разделить тяготы эпохи со всеми своими современниками. Бекманн выразил готовность возлюбить человечество, несмотря на его очевидные недостатки, к которым он причислил склонность к получению удовольствий и очень редкие проявления героизма.
Как подчеркнул Петерс, в послевоенных работах художника заметно ощутим интерес к показу брутального насилия, политической нетерпимости, массовой бедности и социальной несправедливости.
В период с 1917 по 1925 год Бекманн стал одним из самых востребованных европейских мастеров фигуративной живописи. Это наиболее отчетливо выразилось в его работах, показанных на выставке «новой объективности» в Мангейме в 1925 году.
Значимость проекта
«Наша выставка, - заметил куратор, - предлагает уникальную возможность понять эволюцию видения Бекманна».
Куратор выставки профессор Олаф Петерс – одиз из самых авторитетных исследователей изобразительного искусства Германии первой половины 20-го века. Он является профессором университета Мартина Лютера в Виттенберге. Родился в 1964 году в германском городе Хаген. Изучал историю искусства в Рурском университете в Бохуме, где позднее защитил докторскую диссертацию. Работал в университете Бонна и Принстоне.
Ранее профессор Петерс организовал в Neue Galerie несколько этапных выставок, включая «Отто Дикс», «Дегенеративное искусство: атака на современное искусство в нацистской Германии», «Берлин Метрополис.1918–1933», «Перед падением: искусство Германии и Австрии в 30-е годы». Куратор многих художественных выставок в Европе и США. Автор нескольких книг и множества статей.
«Самой большой сложностью для получения работ на выставку в Neue Galerie, - написал в имейле «Голосу Америки» Олаф Петерс, - стало общее понимание, что речь идет о некоторых значительных произведениях искусства Германии первой половины 20-го века. По всеобщему признанию, Бекманн – один из гигантов фигуративной живописи. Собрать для одной выставки принципиально важные картины, прослеживающие эволюцию художника уровня Пикассо и Матисса, - очень трудная задача, особенно когда мы имеем дело с работами из частных коллекций. Мы исключительно благодарны тем, кто пошел нам навстречу, осознавая значимость этого проекта для углубленного понимания изобразительного искусства».
Элита и все остальные
Выставка отражает несколько любимых Бекманном жанров – портреты и автопортреты, религиозные и аллегорические сюжеты, натюрморты, пейзажи и бытописание жизни в веймарской Германии.
Картина 1917 года «Адам и Ева» представляет библейскую пару в современном стиле и со смещением акцентов, которое современники посчитали достаточно дерзким. Историки искусства полагают, что художник вдохновлялся жестом с офорта Рембрандта 1638 года, изображавшего Адама и Еву.
«Пейзаж возле Франкфурта» 1922 года отразил сентиментальные чувства автора к городу, где он спасался от войны и прожил до 1933 года. Бекманн не раз возвращался к этому городскому ландшафту в своих работах более позднего времени.
«Автопортрет на фоне красной кулисы» (1923) символическим образом передает кризисность момента. Тот год стал временем политического кризиса в Веймарской республике, совпавшего с экономической катастрофой и гиперинфляцией. Бекманн одет в элегантный вечерний костюм. На нем шляпа-котелок, в руке - сигара. Он словно внушает зрителям: со мной все в порядке, несмотря на ужасную ситуацию в стране. Впрочем, вольно или невольно, автопортрет рождает и томительное ощущение неопределенности.
К картине «Парижское общество» (1925/1931/1947) мастер обращался на протяжении многих лет. Это безусловно карикатура на правящий класс, элиту общества. Гости, одетые в вечерние наряды, заняты сами собой и не обращают внимания на оркестр, играющий где-то в глубине композиции. Черты лиц огрублены и шаржированы, главные эмоции «хозяев жизни» – заносчивость и презрение к тем, кто стоит ниже их на социальной лестнице.
Картину «Баркас» 1926 года сам художник без ложной скромности оценивал как выдающуюся, употребив выражение «магнум опус» в письме арт-дилеру в июне 1926 года. Часто используемый им вертикальный формат картины позволяет изящно вписать несколько человеческих фигур в бравурную, поистине барочную по духу композицию. Картину можно воспринимать по меньшей мере на двух уровнях – как иронический показ группы людей, наслаждающихся морским отдыхом, и как тесный и, похоже, вынужденный альянс тех, кто пожертвовал личной свободой ради коллективной цели. Критики полагают, что такими аллегориями Бекманн отреагировал на взлет фашизма в Италии. Художник хранил «Баркас» до 1946 года, когда отправил картину в США своему близкому другу и стороннику Стефану Лакнеру, который в 1960 году продал ее еще одному ценителю Бекманна Ричарду Фейгену.
«Макс Бекманн поистине является гигантом современного искусства Германии, - пишет в предисловии к каталогу выставки Рональд Лаудер, коллекционер и бизнесмен-миллиардер, владелец Neue Galerie. -–Его трудно вписать в какую-либо одну категорию. Он был визионером, который не только отразил свое время, но и заглянул в будущее, которое могло реализоваться и во многом реализовалось в соответствии с его видением... Я до сих пор помню, как будучи тинейджером, впервые увидел картину Бекманна в галерее в мидтауне Нью-Йорка. Это был триптих, и я мгновенно ощутил власть и силу этого невероятного художника. Я стал покупать все книги о Бекманне, меня он захватил, и я сгорал от любопытства и желания узнать о нем как можно больше. Это стремление совпало с моим растущим интересом к германскому и австрийскому искусству».
Выставка Макса Бекманна в Neue Galerie завершит работу 15 января 2024 г.
Фото: