Глава Пентагона находится с визитом в Каире

Седки Собхи и Джеймс Маттис. Международный аэропорт Каира, 20 апреля 2017.

Джеймс Мэттис встретился с министром обороны и президентом Египта

Министр обороны США Джим Мэттис в четверг прибыл в Египет. Его визит стал новым свидетельством потепления отношений с Каиром в первые 100 дней администрации Трампа

Мэттис встретился с министром обороны Египта Седки Собхи и президентом Абдель Фаттахом ас-Сиси, чье появление в Белом доме ранее в этом месяце стало первым визитом египетского лидера с 2009 года, когда бывший президент Барак Обама принимал Хосни Мубарака.

В 2011 году политические беспорядки привели к свержению Мубарака, после чего обстановка в стране некоторое время оставалась нестабильной, после чего к власти пришел авторитарный генерал ас-Сиси.

Эксперт по Ближнему Востоку из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Джеймс Гелвин отмечает, что политика администрации Трампа во многом обусловлена принципом противоположности политике Обамы.

«Иными словами, Трамп смотрит, что делал Обама, и говорит: я буду действовать совершенно иначе», – считает он.

После встречи с представителями египетских властей Мэттис возложил венок на могилу неизвестного солдата в Каире, после чего отправился в Израиль, который станет третьим пунктом его ближневосточного турне, начавшегося в Саудовской Аравии.

Ожидалось, что Мэттис призовет Египет, пытающийся справиться с политическими и экономическими проблемами, и занимать и в дальнейшем жесткую позицию в вопросах борьбы с терроризмом на фоне угроз на Синайском полуострове и даже в некоторых городских районах.

Актуальность этой угрозы показали нападения на коптские церкви в Александрии и Танте в Вербное воскресенье, совершенные боевиками «Исламского государства».

«Судя по всему, угроза растет. Первым делом Египту следует навести порядок у себя дома», – считает старший научный сотрудник Центра за американский прогресс Брайан Катулис.

По словам Катулиса, Мэттису и другим представителям администрации Трампа следует полагаться на таких союзников, как Саудовская Аравия и Египет, чтобы совместные усилия в Ираке, Сирии, Йемене и Ливии привели не к раздроблению этих стран, а к «изоляции террористических и экстремистских группировок при одновременной консолидации власти в этих странах».

В Ливии США поддерживают Правительство национального единства и наносят авиаудары, чтобы помочь вытеснить из страны боевиков «Исламского государства». Египет также наносит удары по объектам «Исламского государства» в Ливии, но поддерживает ливийского командира Халифу Хафтара.

По мнению Катулиса, поддержка, которую Египет оказывает Хафтару, представляет собой серьезную проблему и может привести к дальнейшей дезинтеграции Ливии, однако этим вопросом должен заниматься не Мэттис, а кто-то за пределами Пентагона.

«Это должен быть человек, думающий о более широкой стратегии для Ливии и Ближнего Востока, и боюсь, пока такого человека в администрации Трампа я не вижу», – отмечает он.

Тем временем представители египетских властей оспаривают сообщения о размещении российских военных на базе в западной части Египта. Руководство США считает, что это могло быть сделано с целью поддержать Хафтара в Ливии.

Сотрудник американской администрации сказал корреспонденту «Голоса Америки» в среду, что Вашингтон не обеспокоен российским влиянием в Египте.

«Мы поясним египетской стороне, как объясняли и другим арабским странам, что слишком тесное сближение с Россией не отвечает их лучшим интересам», – заявил он.