Евгений Киселев: «Настоящую дружбу завести там сложно – тут американцы сильно отличаются от русских»

  • Матвей Ганапольский
Евгений Кисилев

Евгений Кисилев

Матвей Ганапольский представляет первые впечатления от Америки известных российских политиков, деятелей культуры и искусства, а также общественных деятелей, которые когда-то первый раз пересекли границу США и открыли для себя новую страну, которую раньше видели только в кино и по телевизору

Как и многие другие, я открывал Америку несколько раз. Первый раз я попал в Сиэтл – это было в 1988 году.

Совершенно случайно я оказался участником одного из модных тогда проектов журналистских обменов. Это был период открытия не только Америки для советских людей, но и первое настоящее знакомство с СССР самих американцев.

Эти журналистские обмены были крайне важны, потому, что американские журналисты приезжали, свободно снимали сюжеты на русские темы, но показывали их не только своей аудитории, но и русской, причем без всякой цензуры. И вот в Москву приехала журналистка местного сиэтлского канала Джин Эннерсон, и ей было позволено в утренней программе Первого канала Гостелерадио СССР показывать в прямом эфире репортажи со своими впечатлениями о жизни в Москве и в Советском Союзе.А потом с ответным визитом Сиэтл поехал я снимал репортажи об Америке и показывал их в вечернее время на канале King 5.

Потом было второе открытие Америки в 1994 году, и там уже был и Вашингтон, и Бостон, и Нью-Йорк, и Новая Англия.

Это была поразительная поездка, в том числе и в личном плане, потому что мы путешествовали вдвоем с сыном, которому тогда было одиннадцать лет. Мы путешествовали на машине, и он до сих пор помнит эту поездку, хотя ему скоро тридцать. Конечно, ему трудно забыть, как мы прилетели в Бостон, и я ему сказал, что поручаю нелегкую миссию штурмана, и его задание состоит в том, что он должен по карте провести нас до поворота такого-то, чтобы попасть на нужное шоссе.

Я вел машину и все время спрашивал: «Леша, ну когда поворот? Мы его еще не проехали?». А он отвечал: «Все в порядке, папа!»

И когда мы доехали уже до канадской границы, выяснилось, что всю дорогу он спал мертвым сном, но очень четко реагировал на мои вопросы, тут же меня успокаивая. В итоге мы добирались до цели вместо нескольких часов целые сутки.

Вообще-то я люблю Америку…Она меняется.

Я помню, как я приехал первый раз в Нью-Йорк, и поразился, какой это был запущенный город. На улице стояло огромное количество уличных торговцев, испуганно озиравшихся и готовых убежать в любую секунду. Было очень грязно, казалось, что мусор вообще никто не убирает. А потом я снова приехал, но уже при мэре Джулиани. И увидел совсем другой Нью-Йорк.

И я бы сравнил Джулиани с нашим Юрием Лужковым, но отметил бы вот какую существенную разницу - если с Лужковым, после его ухода, власти повели себя очень некрасиво, то к Джулиани, несмотря на многочисленные грехи, которые ему инкриминируются, отношение благодарное.
Это очень важное качество Америки - не страдать короткой памятью. Поэтому о Джулиани помнят и признательны за все, что он привнес в город вообще, и как вел себя во время трагедии 9/11.

Я на самом деле не могу сказать, что у меня есть какая-то любимая Америка. Когда я путешествовал по Новой Англии, то был совершенно влюблен в эти маленькие игрушечные городки - ты едешь тридцать миль среди лесов и гор и вдруг возникает пряничный город и огромный торговый центр с бутиками от лучших фирм. И, как насмешка над привычной логикой среди бутиков ты обнаруживаешь магазин «Мазератти» с одинокой машиной внутри. Одинокой потому, что все остальные уже разобрали, а за этой приедут вечером.

Потом, уже много лет спустя, я попал в Калифорнию - это было четыре года назад. Мне удалось проехать от мексиканской границы - от города Сан-Диего до Сан-Франциско. Мы побывали в культовой Санта-Барбаре, заехали в Голливуд и я сказал моим друзьям, что вот это тот регион, в которой я хотел бы жить.

Я очень надеюсь, что я еще не раз в эти районы поеду и еще что-то для себя открою.Что касается общего впечатления, то конечно Америка поражает мощью, размахом и своей разностью. Она все время находится в движении. Это динамичная страна с динамичным обществом.

При этой разности, удивительное свойство этой страны создавать такую атмосферу, что когда ты приезжаешь туда, то чувствуешь себя дома. Трудно сказать, как Америке удается создать такую атмосферу. Возможно дело в том, что никого не шокирует акцент приезжего - там все говорят с акцентом.

Америка - страна эмигрантов, где ты не чувствуешь себя иностранцем. И если отнестись творчески к американскому опыту, то он безусловно достоин для изучение и даже прямого копирования.
И главное что умеет Америка - это создать для своих граждан удобство жизни. И если начинаешь этот опыт изучать, то понимаешь, как и что делается.

Например, я был в небольшом городке Гринвидж, где живут богатые, очень богаты и сверхбогатые люди. Так вот они платят огромные налоги за свой дом и за земельный участок. А на эти деньги строится и содержится бесплатная школа, в которой условия лучше, чем в платной, содержится инфраструктура, полиция.

Конечно, американцы другие - они воспитаны улыбаться, быть радушными. В первую поездку нас водили по разным домам, и хозяева семей вели себя так, как будто мы родственники. А буквально на следующий день мы встречались, и они с нами едва здоровались - они выполнили свою роль радушного хозяина, и я им больше неинтересен.

А настоящую дружбу завести там сложно - тут американцы сильно отличаются от русских. Но я не уверен, что это так уж плохо.

Да, мы другие - мы если уж полюбили, то навсегда.

Хотя, возможно, что и у них есть такая дружба, только она проявляется как-то по своему - возможно, нам так кажется, потому что они более закрытые - у них «мой дом - моя крепость». У них есть личное пространство, в которое никого никуда не пускают.

И, конечно же, они стараются уходить от конфликтов - я могу пересчитать по пальцам какие-то острые моменты в общении, и всех их американские коллеги «разруливали» максимально доброжелательно.

Конечно, хотелось бы, чтобы Россия была похожа на Америку логистически, информационно и институционально, но боюсь, что это будет нескоро. Для этого нужна политическая воля и чтобы сменились два-три поколения.

Думаю, что когда-нибудь это будет, потому что, как минимум, в Америке тоже медведи гуляют по улицам. В Новой Англии я видел мусорные баки, зарытые на замки. Оказывается, что американский народ дружно защищается, но не от бомжей, а от бродячих медвежат, которые мастерски открывают баки без замков и прямо внутри приступают к обеду.

Другие статьи автора читайте в нашей рубрике Матвей Ганапольский: «Открывая Америку»