Первый процесс над Манафортом: больше внимания роскоши, чем сговору

Пол Манафорт

Разбирательство будет сосредоточено на консалтинговой работе бывшего главы предвыборного штаба Трампа в Украине

На этой неделе начинается судебный процесс над бывшим руководителем предвыборного штаба Трампа Полом Манафортом. Здесь будут истории о роскошном образе жизни, тайных подставных компаниях, а также украинских деньгах, исчисляемых в миллионах долларов, которые перетекали через офшорные банковские счета в карманы политического консультанта.

Чего, вероятно, не будет – так это ответов на вопрос, координировал ли штаб Трампа свои усилия с Кремлем в ходе президентских выборов 2016 года, да и вообще каких-либо упоминаний России.

Разбирательство в отношении предполагаемых финансовых преступлений Манафорта является первым процессом, к которому привело расследование спецпрокурора Роберта Мюллера. Однако оно будет сосредоточено на консалтинговой работе Манафорта в Украине и лишь кратко коснется его участия в президентской кампании.

Тем не менее, нет сомнений в том, что судебный процесс будет иметь более широкие последствия.

Процесс, который начнется во вторник с выбора коллегии присяжных в Александрии, штат Вирджиния, позволит общественности получить наиболее подробное представление о доказательствах, которые команда Мюллера собирала в течение года. На нем будут представлены показания, касающиеся сделок и зарубежных связей ответчика, которому Трамп доверил возглавить свою кампанию в критически важный отрезок 2016 года, в том числе во время съезда Республиканской партии.

Кроме того, он пройдет в очень деликатное время для президента, когда команда Мюллера добивается возможности допросить главу государства, а Трамп усиливает атаки на расследование, которое он называет «охотой на ведьм».

Усиливает интригу ожидаемое зрелище в исполнении заместителя Манафорта Рика Гейтса, который дал показания против него, пойдя на сделку с прокурорами о признании вины. Кроме того, строятся предположения, что Манафорт, которому предъявлены обвинения в двух разных судах, и которому грозят десятки лет в тюрьме в случае признания виновным, может быть помилован Трампом.

«Возможно, он считает, что не сделал ничего плохого, и поскольку он не сделал ничего плохого, то он не желает признавать себя виновным в каком-либо преступлении вообще, пусть даже это преступление меньшей тяжести, – говорит профессор права Университета Нотр-Дам и бывший федеральный прокурор Джимми Гуруле. – Разумеется, это очень рискованная позиция».

Манафорту, как и Гейтсу, были предъявлены обвинения в рамках масштабного расследования Мюллера, но он единственный обвиняемый американец, который согласился на суд вместо того, чтобы сотрудничать с властями. Обвинения предъявлены еще 31 человеку. Часть из них заключили соглашение о признании вины, включая бывшего советника Белого дома по национальной безопасности Майкла Флинна. Остальные являются гражданами России, которые едва ли появятся в зале американского суда. Обвинения также были предъявлены трем российским компаниям.

Обвинение пытается доказать, что Манафорт «отмыл» более 30 миллионов долларов, полученных за консалтинговую деятельность в Украине, и скрыл их от американской налоговой службы. Прокуроры сообщили, что в ходе процесса могут вызвать 35 свидетелей, в том числе пять человек, заключивших соглашение об иммунитете.

Ожидается, что присяжным покажут фотографии «Мерседеса» Манафорта и его дома с бассейном в Хэмптоне, утопающего в зелени. Также, вероятно, будут показания о костюмах индивидуального покроя из Беверли-Хиллз, элитном антиквариате, коврах, предметах искусства и билетах на матчи бейсбольной команды New York Yankees.

Источником средств для роскошного образа жизни, который вел Манафорт, были его политические консультации для пророссийской украинской политической партии Виктора Януковича, который был смещен с поста президента Украины в 2014 году.

Юристы спорят о том, какую часть информации о политической работе Манафорта, особенно о его связах с Россией и другими богатыми политическими деятелями, должны услышать присяжные.

На недавних слушаниях окружной судья Т.С. Эллис III, который будет председательствовать на судебном процессе, предупредил прокуроров, чтобы они проявляли сдержанность, отметив сложившуюся «антипатию» в отношении России и то, что «большинство людей [в США] не делают различий между украинцами и русскими». Он также заявил, что не потерпит показа фотографий Манафорта и других людей «на коктейльной вечеринке с едва одетыми женщинами», если такие фотографии существуют.

Прокурор Грег Андрес заверил судью, что «никаких фотографий едва одетых женщин не будет», как не будет и фотографий российских флагов.

«Я не думаю, что хоть какой-то свидетель со стороны правительства произнесет слово "Россия"», – сказал Андрес.

В то время как присяжные будут подробно разбираться в финансах Манафорта, им не расскажут о его другом уголовном деле. Речь идет об обвинениях в том, что он действовал в качестве незарегистрированного иностранного агента и лгал властям.

Они также не узнают, почему Манафорт был взят под стражу в июне, после того как судья отменил его домашний арест в связи с подозрениями, что он и его давний соратник пытались оказать влияние на свидетелей. Они также не узнают о том, что соответчиком Манафорта по его второму делу является бизнес-партнер Константин Килимник, который живет в России, и который, как считают американские власти, связан с российской разведкой.

Трамп и его адвокаты неоднократно пытались приуменьшить связь Манафорта с президентом, однако данный судебный процесс пройдет без каких-либо ссылок на предвыборную кампанию.

Команда Мюллера утверждает, что положение Манафорта в кампании Трампа имеет отношение к некоторым обвинениям в банковском мошенничестве. Обвинение планирует представить доказательства того, что глава одного банка позволил Манафорту предоставить неточную информацию о кредитах в обмен на работу в предвыборной кампании и обещание должности в администрации Трампа, которое никогда не было выполнено.

Судебное разбирательство позволит общественности впервые взглянуть на линию защиты Манафорта, которая до этого фокусировалась не столько на сути обвинений, сколько на полномочиях Мюллера представлять данное дело на рассмотрение суда. В какой-то момент его адвокаты подали в суд на Мюллера и министерство юстиции, заявив, что они превысили свои полномочия, выдвинув обвинения, которые не связаны с главным вопросом, поставленным перед Мюллером – сотрудничал ли штаб Трампа с Россией, чтобы повлиять на выборы?

Судья Эллис отверг этот аргумент, хотя изначально ставил под сомнение мотивы спецпрокурора, лежащие в основе возбуждения дела. Он отметил, что заместитель генерального прокурора Род Розенстайн, который назначил Мюллера, прямо разрешил спецпрокурору расследовать деловые операции Манафорта. Изначальный мандат Мюллера позволял спецпрокурору расследовать не только потенциальный сговор между предвыборным штабом Трампа и Россией, но и другие преступления, о которых станет известно по ходу разбирательства.

«Когда прокурор рассматривает такие сделки и видит признаки состава преступления, нет смысла просить его отвести глаза», – сказал по этому поводу профессор права Стэнфордского университета Дэвид Алан Склански.