Режим Лукашенко расширяет репрессии против оппозиции

  • Анна Плотникова

Силовики проводят обыск и забирают документы и компьютеры. Минск, Беларусь (архивное фото)

Минский режим проводит конфискации имущества политэмигрантов и следит за молодежью, которая планирует уехать на учебу в Евросоюз

В течение нескольких последних дней по всей Беларуси сотрудники силовых структур проводят обыски в квартирах тех, кто был независимым наблюдателем на президентских выборах 2020 года.

Правозащитный центр «Весна» сообщает, что кампанию запугивания организовал Комитет государственной безопасности Республики Беларусь. По мнению активистов «Весны», налицо очередная атака на гражданское общество Беларуси. У бывших наблюдателей проверяют мобильные телефоны и предупреждают их об уголовной ответственности за «содействие экстремистской деятельности». Кроме того, их заставляет записывать видеообращения с «покаяниями».

Но давление власти оказывают не только на гражданских активистов и членов их семей. Так, источник "Hrodna.life" сообщил , что выпускникам этого года приходят угрозы от их бывших классных руководителей. От них требуют немедленно предоставить данные о вузах, где они учатся, или собираются учиться. В противном случае выпускникам придется «ждать гостей» - можно догадаться, из какого ведомства. Кроме того, родителей некоторых «неблагонадежных выпускников» вызывают на профилактические беседы и спрашивают, что их детей не устраивает в Беларуси, и почему их ребенок уезжает за границу. Поэтому на родительских собраниях в некоторых школах пришедшим не рекомендуют рассказывать о поступлении их детей в европейские вузы.

Еще один источник издания рассказал, что данная ситуация не нова: и в прошлом году медалистов просили не говорить о том, что они собираются получать высшее образование за рубежом.

Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» побеседовала с представителями белорусской оппозиции за рубежом и попросила рассказать, что известно о складывающейся ситуации.

«Выехавшие продолжают активно высказывать свою позицию»

Руководитель аппарата Объединенного переходного кабинета Беларуси, член Координационного совета белорусской оппозиции Валерий Мацкевич констатирует, что репрессии в стране усилились и объясняет это так: «Мы понимаем, что ситуация 2020 года была уникальна. Ведь Лукашенко привык к следующей модели: проходят выборы, он их фальсифицирует, появляются политические заключенные. После этого западные страны вводят санкции и через какое-то время Лукашенко пытается обменять отмену санкций на политических заключенных. В 2020 году Лукашенко не только сфальсифицировал выборы, он их проиграл и это доказуемо. И понятно, что большая часть санкций была введена не только по причине репрессий внутри Беларуси, а потому, что Лукашенко проявил себя как международный преступник».

В доказательство последнего утверждения Мацкевич предлагает вспомнить инспирированный самопровозглашенным президентом Беларуси миграционный кризис 2021 года на границах с Польшей, Литвой и Латвией, посадку самолета RYANAIR в Минском аэропорту, соучастие правящего белорусского режима в российской военной агрессии против Украины. Кроме того, вопрос репрессий и политзаключенных сейчас не является предметом торга с Западом, как Лукашенко может быть и хотел бы в плане отмены санкций.

В свою очередь демократические силы Беларуси, по оценке собеседника «Голоса Америки», не только не снижают, а наоборот увеличивают свое влияние на ситуацию внутри страны. «Они сейчас структурированы, объединены, консолидированы, взять, например конфигурацию Объединенного переходного кабинета, который выполняет роль протоправительства и Координационного совета, который выполняет роль протопарламента. Лукашенко очень осторожен и понимает, что влияние демократических сил растет, и это связано не только с репрессиями, но и с теми принимаемыми законами, которые говорят, что он разорвал социальный договор между государством и обществом, когда пытается придумать новые рычаги репрессий на людей, которые выехали. Это запрет замены паспортов в диппредставительствах, вынуждая людей возвращаться в Беларусь, а по сути – в тюрьму. Люди вынуждены искать альтернативные пути решения своих вопросов и демократические силы находят это решение, например, развивая проект нового национального паспорта и возможно скоро беларусы смогут получить альтернативный паспорт, который будут признавать государства Европы и США», - приводит аргументы Валерий Мацкевич.

Он также упомянул случаи конфискации имущества тех белорусских оппозиционеров, которые были вынуждены уехать из страны. «Это происходит потому, что выехавшие продолжают активно высказывать свою позицию, например финансово поддерживая демократические силы или заявляя о своей позиции, общаясь с властями тех стран, в которые они выехали, чтобы те держали в фокусе белорусскую повестку. Конечно все это влияет на ситуацию в которой находится Лукашенко, и он хочет хоть как-то "насолить" белорусам. Эти рейды прошли и в первую очередь коснулись членов Объединенного кабинета, Координационного совета и Офиса Тихановской. Люди получили известие от своих родственников, что проходили обыски, опись имущества и конфискации. Конечно, мы не знаем всех подробностей, потому что спецслужбы требуют подписывать подписку о неразглашении этих дел. И если родственники расскажут о происходящем прессе, правозащитникам или родственникам за границей, то против них немедленно будет заведено уголовное дело», - описывает ситуацию руководитель аппарата Объединенного переходного кабинета Беларуси.

И продолжает: «Как сказал один мой друг: "Раньше Лукашенко грабил людей на государственном уровне, а сейчас ему понадобилась микроволновка моей тещи!". В Беларуси уже можно судить умерших, госслужащие могут быть приговорены к смертной казни за измену родине, угрожают расстрелом не за сам акт, а уже за умысел того, что режим сочтет терроризмом».

На просьбу уточнить положение дел с альтернативными паспортами для белорусских политэмигрантов Валерий Мацкевич ответил: «Вся эта затея связана с особенностями признания странами и государствами такого документа. На сегодняшний день фактически идет согласование, и мы далеко в этом продвинулись с ICAO ("Международной организацией гражданской авиации" - А.П.). Активно идут переговоры о получении странового кода. Я не буду называть страну, которая согласилась предоставить такую возможность. А сейчас активно идут переговоры с отдельными правительствами европейских стран и США относительно возможности признания такого документа, который бы в полной мере заменял белорусу его национальный государственный документ».

«Лучшие - те, кто не побоялись выйти на протесты и сказать, что стране нужны перемены»

Бывший белорусский политзаключенный, правозащитник Леонид Судаленко напомнил, как известная белорусская оперная певица Маргарита Левчук рассказывала о том, что силовики явились к ее пожилым родителям и заставляли их на видеокамеру обратиться к дочери с призывом прекратить оппозиционную деятельность.

Дело в том, что Левчук с 2016 по 2020 год была солисткой Большого театра Беларуси, кроме того, в качестве приглашенной артистки выступала на сценах ряда ведущих европейских оперных театров, в том числе - в Германии, Франции, Польше и Литве. Среди исполненных ею партий - Царица ночи в «Волшебной флейте», Джильда в «Риголетто», Виолетта в «Травиате» и Джульетта в операх Гуно и Беллини по трагедии Шекспира. А в 2020 году Маргарита принимала участие в предвыборной кампании

Светланы Тихановской на президентских выборах в Беларуси.

«Я понимаю, что пожилым людям, которые честно прожили всю жизнь, неприятно, когда к ним на старости лет приходят в дом силовики с обыском и прочими вещами. Еще когда я освободился, я читал, что (силовики) приходят к родителям тех, кто поехал воевать в Украину (на стороне ВСУ). И таких родителей уже не оставляют в покое, к ним приходят и заставляют сказать на камеру: "Сын, вернись, опомнись", то есть через родителей давят на этих военных добровольцев. Такие случаи были, и по ним КГБ “работает” плотно», - подтвердил Леонид Судаленко в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки».

Кампанию по конфискации имущества эмигрировавших белорусских оппозиционеров он считает серьезной проблемой, о которой стоит говорить. «По ним жестко начали “работать” (силовые структуры Республики Беларусь), буквально, у всех прошли обыски, и, как я понимаю, началась новая волна арестов с последующими конфискациями недвижимого имущества у тех, кто им обладает», - рассказывает он.

Как профессиональный юрист, Судаленко подчеркивает, что заниматься конфискацией можно только после соответствующего решения суда. «Но дело в том, что против всех, кто вошел в Координационный совет оппозиции возбуждены уголовные дела, и наверняка будут организованы заочные суды, и их фигурантов просто известят о том, что в их отношении вынесен приговор, и их имущество конфисковано», - продолжает Леонид Судаленко. И в конце комментария упоминает, что арест наложен и на его скромный по размеру земельный участок, который достался ему в качестве «пожизненно наследуемого владения».

В настоящее время Леонид Судаленко, который отбыл срок по политической статье, находится вне пределов Беларуси. «Уезжают-то самые лучшие. А лучшие не те в балаклавах, кто людей в тюрьмы кидают, и не те, что в "Дроздах" (официальная резиденция президента Республики Беларусь - А.П.) сидят. Лучшие - те, кто не побоялись выйти на протесты и сказать, что стране нужны перемены. Понятно, что белорусская власть заявляет, что все уехавшие никому не интересны, но прошло больше трех лет с тех событий, а все равно они преследуют уехавших, а значит - видят в них угрозу», - убежден белорусский политэмигрант.

«Задержанный телевизор и арестованный пылесос»

Активист объединения Валерия Цепкало Ярослав Козлов (имя изменено по просьбе собеседника «Голоса Америки», но редакции известно его настоящее имя), начал с того, что в последнее время ему информация о подобных фактах не встречалась. Но это вовсе не означает того, что они не соответствуют действительности. «Сейчас таких историй, что называется "на поверхности" нет. Были неприятности у семьи Вероники Цепкало, когда ее родственников вызывали на какие-то беседы и разговоры, но это могло быть не только давлением, но и своеобразным "контролем" - проработкой каких-то деталей, попытками получения информации. Что касается конфискации недвижимости, то была история, когда у отца Александры Герасимени (чемпионка Мира по плаванию, призер Олимпийских игр - А.П.) конфисковали дом. Мне тогда довелось разговаривать с Сашей, она заметила, что это не у отца отобрали дом, а у нее. На сегодняшний момент, насколько мне удается общаться с уехавшими из Беларуси, то особенно никакой паники среди политически активных людей нет. Они прекрасно понимают, что подобное могло произойти, что у их близких в Беларуси могут возникать проблемы и что могут потерять имущество. Люди расстраиваются и переживают, но готовы к этому», - уточняет член команды Валерия Цепкало.

Кстати, сам Цепкало, бывший потенциальный соперник Александра Лукашенко летом 2020 года, когда узнал, что в его минскую квартиру пришли с обыском, так сарказмом прокомментировал это: «У меня был “задержан” телевизор и “арестован” пылесос».