Лавров пытается «закрыть вопрос» с Крымом

Эксперты сомневаются в эффективности усилий России противопоставить страны БРИКС глобальным трендам

КИЕВ – «Вопрос с Крымом – закрыт». Об этом в Уфе заявил 9 июля министр иностранных дел России Сергей Лавров, разъясняя журналистам политику Кремля на вопрос о «крымской повестке» в ходе проведения саммитов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и объединения БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР).

«Я не знаю, что существует такой термин «крымская повестка». Ее нет. В деятельности ШОС и БРИКС такой проблемы не существует. Никто из наших партнеров не заявляет о своем непризнании итогов референдума, которые стали основанием для возвращения Крыма в состав Российской Федерации. <…> Вопрос с Крымом (думаю, что все это понимают, даже те, кто не может перестать об этом говорить) закрыт. Его закрыли народ Крыма и решения, которые были приняты Российской Федерацией в ответ на ясно выраженную волю крымского народа», – сказал 9 июля министр иностранных дел России Сергей Лавров.

Его слова цитирует официальный сайт МИДа России. Сергей Лавров отметил, что «в документах, которые вы увидите буквально через несколько часов, лидеры БРИКС и ШОС закрепляют нашу общую позицию о необходимости полного и добросовестного выполнения «Минских договоренностей», которые не имеют никакого отношения к "крымской повестке дня"».

Единство БРИКС – вопрос или реальность

Директор Центра внешнеполитических исследований «OPAD» Сергей Пархоменко считает, что нет оснований говорить о желании стран БРИКС поддерживать риторику России по вопросу аннексии Крыма и противостоянию Украине в Донбассе.

«Теоретически, страны БРИКС могли бы выступить в поддержку России. Но у России очень слабые инвестиционные и финансовые позиции, попросту нет денег заинтересовать партнеров по организации совместными, глобальными проектами в качестве «благодарности» за поддержку позиции по Донбассу или Крыму», – говорит Сергей Пархоменко Русской службе «Голоса Америки».

Эксперт говорит о том, что для укрепления лидерских позиций в такой организации, как БРИКС, России нужно демонстрировать развитие экономики, социальной сферы, рост благосостояния простых россиян.

«Этого ничего нет. Зато есть «гонка вооружений» – нужно поддерживать как-то сепаратистов в Донбассе, дотировать аннексированный Крым, наращивать вооруженное присутствие на границах с Украиной. Очень скептически отношусь к тому, что другие страны БРИКС поддержат инициативу России по «украинскому вопросу». Дальше разговоров дело, скорее всего, не пойдет», – говорит Сергей Пархоменко.

Вместе с тем, Сергей Пархоменко считает, что внутри самой организации можно наблюдать борьбу мнений, в первую очередь, между Москвой и Пекином.

«При отсутствии единства внутри организации, думаю, что политический истеблишмент других стран-участниц должен отдавать себе отчет – чем может обернуться для него попытка «выступить» на стороне России, в противовес позиции Европейского Союза, Соединенных Штатов, других демократических стран, которые осуждают политику Кремля, вторжение на территорию Украины, создание, фактически, Россией гуманитарной катастрофы на территории другого независимого государства», – отмечет Сергей Пархоменко.

БРИКС: альтернативный тренд

Директор Института политического анализа и международных исследований Сергей Толстов считает, что страны БРИКС последовательно формируют мировой тренд, как альтернативу нынешней евроатлантической мировой системе ценностей.

«Мы видели, что страны БРИКС воздержались (Россия была против) при голосовании в поддержку резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о территориальной целостности Украины в марте 2014, осуждавшей аннексию Крыма. Да, в БРИКС есть разные уровни экономического развития, доминирует основной партнер – это Китай. Но довольно ровный уровень стран в военно-политической сфере», – говорит Сергей Толстов Русской службе «Голоса Америки».

Сергей Толстов называет «серьезными» заявления лидеров БРИКС о желании поддерживать взаимовыгодное сотрудничество внутри организации, которое, по мнению эксперта, может быть выражено в глобальных проектах.

«Нельзя говорить о том, что в мире на условиях неравномерности социального и экономического развития есть только раз и навсегда заданные величины. Сегодня очень трудно реально соотнести значения китайской и американской экономик – мы видим, что этот процесс выражен в длительном соревновании, но и во взаимосвязи. И, тем не менее, 30-40 лет назад Китай был достаточно слаборазвитой страной, которая с нуля создавала наукоемкие отрасли», – отмечает Сергей Толстов.

Сергей Толстов утверждает, что необходимо время для того, чтобы понять, насколько реалистичны заявления лидеров стран БРИКС и сможет ли организация, обладающая весомым экономическим потенциалом, составить конкуренцию демократиям по обе стороны Атлантики.

По мнению политолога, член Общественного совета при Комитете по иностранным делам Верховной Рады Петра Охотина, лидеры стран БРИКС и ШОС не способны продуцировать перспективные решения – предложить лучший вариант социального договора или более продуктивную модель производства для своих граждан.

О «вечно вторых»

Тем более, не приходится надеяться на то, что идеология этих организаций может на равных конкурировать с демократическими ценностями западного мира, считает Петр Охотин.

«БРИКС и ШОС могут противопоставить себя Соединенным Штатам и странам Евросоюза. Если на Западе ценностью есть права человека – БРИКС и ШОС предлагают авторитарную модель. Забывая, что мир пока играет по демократическим правилам, а изобилие власти и тирания – наказуемы. Ситуация в Крыму запустила механизм круговой поруки диктаторов, притом, что большинство стран БРИКС и ШОС являются авторитарными», – говорит Петр Охотин Русской службе «Голоса Америки».

Петр Охотин считает, что заявлениям главы внешнеполитического ведомства России Сергея Лаврова по «украинскому вопросу» сложно будет найти поддержку среди лидеров БРИКС.

«Страны БРИКС начали терять темп роста экономики еще в 2013 году. Таким образом, «Уфа-2015» не стала саммитом альтернативного полюса мира, скорее – собранием вечно «догоняющих» стран. Слабость элит этих государств заставляет их искать смыслы в антагонизме с западным миром», – подчеркивает Петр Охотин.

Напомним, что в столице Башкирии, Уфе (Российская Федерация) 8-9 июля прошел саммит БРИКС (Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР).

Позиция США

Как сообщала Русская служба «Голоса Америки», 18 мая 2015 г. крымские татары отмечали 71-ю годовщину того дня, когда сталинский режим депортировал более 230 000 татар с их родины. В связи с этим пресс-служба Госдепартамента выпустила заявление внешнеполитического ведомства США, котором, в частности, подчеркивается:

«Мы осуждаем незаконную попытку России аннексировать Крым, которую мы не признаем, и призываем прекратить российскую оккупацию. Мы также хотим еще раз подчеркнуть, что поддерживаем суверенитет и территориальную целостность Украины, а также глубоко уважаем права всех жителей Украины, в том числе Крыма.