Кого убили в Ингушетии?

Официально «уничтожены 4 террориста», правозащитники утверждают – убиты невинные люди

В течение недели в самой маленькой северокавказской республике – Ингушетии – произошел ряд инцидентов, после которых российские СМИ сообщили о новой эскалации конфликта в республике после непродолжительного затишья.

В четверг 5 апреля четверо полицейских получили ранения в результате подрыва патрульного автомобиля в городе Малгобеке. Как сообщила пресс-служба МВД республики, бомба была заложена у обочины автодороги и была приведена в действие в момент проезда патрульной машины. Сообщается также, что раненые сотрудники госпитализированы, врачи оценивают их состояние как тяжелое.

3 апреля в Ингушетии, согласно заявлению Национального антитеррористического комитета РФ, «сотрудниками УФСБ и МВД республики в 20:45 на одной из улиц Назрани была предпринята попытка остановить и заблокировать автомобиль ВАЗ-2107, в котором передвигались преступники. Однако бандиты открыли огонь из автоматического оружия по бойцам спецназа». Сообщается, что «ответным огнем уничтожены террористы», НАК утверждает о «причастности убитых к бандподполью», а также предотвращении двух крупных терактов с использованием шахидов, которые убитые планировали совершить в ближайшее время. В машине находились два брата Гардановых – Салман и Джунейд, их двоюродный брат Шамсудин Муружев, а также соседка братьев – 57-летняя Зина Вагелова. На телах последних, согласно информации ФСБ Ингушетии и НАК, «взрывотехниками ФСБ были обнаружены самодельные взрывные устройства, так называемые пояса смертников, суммарная мощность которых составляла около 5 кг в тротиловом эквиваленте».

Представители НАК заявили о «возможной причастности» одного из убитых – 22-летнего Салмана Гарданова – к организации подрыва автомобиля 30 марта в Назрани, в результате которого погиб сотрудник ФСБ Ингушетии Руслан Яндиев, и получила ранения его супруга.

Однако ингушские правозащитники и журналисты подвергают сомнению заявление НАК о причастности убитых к террористическому подполью. Председатель правозащитной организации «Машр» Магомед Муцольгов сообщил газете «Коммерсант», что убитые были односельчанами, работниками местного кирпичного завода, возвращавшимися с работы домой.

Ингушский журналист Зураб Мархиев также сказал в комментарии «Голосу Америки», что убитые, по информации местных жителей, не имели отношения к вооруженному подполью. Он предположил, что причиной, из-за которой братья Гардановы оказались в поле зрения силовиков, может быть причастность к ингушскому подполью их старшего брата Магомеда, убитого в перестрелке с федеральным спецназом в 2010 году.

«После убийства их старшего брата, этих детей берегли, они вообще все были ни при чем», – сказал Мархиев.

В феврале 2012 года о необходимости недопущения «незаконных действий силовиков», а также о возможной причастности российских силовых структур к исчезновениям людей заявил глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров.

Согласно информации российского агентства «Кавказский узел», с 26 марта по 1 апреля на Северном Кавказе в результате противостояния вооруженного подполья и федеральных структур погибли 14 и ранены 8 человек.