Керри и Лавров начали переговоры о сирийском химоружии

Джон Керри и Сергей Лавров в Женеве

Джон Керри: «Ожидания высоки – соглашение должно быть реальным, заслуживающим доверия и реализованным в срок»
Госсекретарь США Джон Керри и глава МИДа РФ Сергей Лавров начали в четверг в Женеве переговоры, на которых обсуждается российская мирная инициатива о передаче сирийского химического оружия под международный контроль.

По словам заместителя пресс-секретаря Госдепартамента Мари Харф, перед встречей с Лавровым Керри встретился с Лахдаром Брахими, спецпосланником ООН и ЛАГ по Сирии, а также провел телефонные переговоры с лидером сирийских оппозиционеров Ахмадом Джарбой и начальником штаба Высшего военного совета «Сирийской свободной армии» Салимом Идрисом. По словам Харф, Керри дал им понять, что в переговорах с российской делегацией США намереваются добиться «реальных обязательств».

Харф заметила, что подробности будут обсуждаться в течение двух ближайших дней (главы внешнеполитических ведомств также собираются ужинать вместе), и что, несмотря на то, что речь идет о сложном процессе, «он не может длиться бесконечно и не может быть тактикой по затягиванию времени».

«Именно потому, что это сложный процесс, мы должны быть уверены, что возможности найти дипломатическое решение исчерпаны, прежде чем прибегнем к военному варианту. Но этот вариант остается "на столе"», – отметила Харф.

На совместной пресс-конференции перед началом переговоров министр иностранных дел Сергей Лавров заявил, что решение сирийского руководства о передаче химического оружия под международный контроль «делает ненужным» удар против Сирии.

«Убежден, что и наши американские партнеры, как об этом сказал президент Обама, твердо предпочитают мирный путь урегулирования проблемы химического оружия в Сирии», – сказал Лавров.

Госсекретарь Керри, в свою очередь, отметил, что за последний год он не раз обсуждал с российским коллегой вопрос безопасности сирийского арсенала ХО. После газовой атаки в пригороде Дамаска 21 августа этот вопрос был поднят снова. По словам Керри, хотя формально у Сирии есть месяц для того, чтобы отчитаться о своих запасах ОМП перед ООН, США не видят в этом «ничего стандартного, поскольку химическое оружие уже было применено».

Керри признал, что между Россией и США сохраняются разногласия по ряду вопросов. В частности, по поводу того, какая из сторон применила химическое оружие. Однако, отметил Керри, есть и многое, в чем Россия и США согласны: газовая атака имела место, что привело к многочисленным жертвам среди гражданского населения, и что этого не должно произойти снова.

«Ожидания высоки для США и, возможно, еще больше для России. Соглашение должно быть реальным, заслуживающим доверия и реализованным в срок, и если этого не произойдет, у этого должны быть последствия. Это не игра. Мы серьезно подходим к этим переговорам, хотя при этом наши военные продолжают давление, поскольку только угроза применения силы вынудила режим Асада впервые признать, что у него есть арсенал химического оружия. Если дипломатия не будет иметь успеха – применение силы может стать необходимым», – сказал Керри.

По словам высокопоставленного сотрудника Госдепартамента, перед поездкой в Женеву Керри и Лавров побеседовали по телефону, обсудив общую задачу – выявить, проверить и впоследствии уничтожить запасы химоружия в Сирии.

Президент Сирии Башар Асад в показанном в четверг интервью российскому телеканалу «Россия 24» заявил, что готов передать химическое оружие под международный контроль.

Власти США оценивают российское предложение по уничтожению сирийского химоружия как осуществимое, однако связанное с большим количеством сложностей.

Лавров, выступая в Казахстане перед отъездом в Женеву, выразил уверенность, что «шанс для мира в Сирии есть».

Оружие для повстанцев

Представители администрации США сообщили нескольким американским СМИ, что ЦРУ впервые начало поставки легких вооружений умеренным группам сирийских повстанцев.

Однако лидер «Свободной сирийской армии» Салим Идрис, похоже, решил оспорить это заявление, сообщив американской радиостанции NPR, что не получал «никакого оружия от наших американских друзей».

Российский президент Владимир Путин в своей статье, опубликованной газетой The New York Times, призвал США не наносить удары по силам Асада, который является давним союзником России.

Путин подчеркнул необходимость действовать через ООН и не предпринимать военные действия против Сирии в одностороннем порядке. По его словам, удар США «может привести к росту насилия и новой волне терроризма», а также негативно отразится на ситуации с ядерным оружием в Иране и палестино-израильском мирном процессе.

Путин также заявил, что есть «все основания» считать сирийскую оппозицию виновной в применении химического оружия в попытке спровоцировать военное вмешательство извне.

Однако президент Обама и другие западные лидеры считают, что за химической атакой под Дамаском стоят сирийские власти. Обама убежден, что именно угроза применения силы вынудила правительство Асада пойти на переговоры. На этой неделе Обама в осторожных выражениях поддержал российскую инициативу, однако подчеркнул, что американские вооруженные силы будут готовы к действию, если проблему не удастся решить дипломатическим путем.

США настроены скептически

США выражают сомнения по поводу намерений сирийского президента и его союзника – России.

«У наших отношений с Россией долгая и непростая история, поэтому я еще раз повторю, что мы подходим к этому вопросу с полной бдительностью, а госсекретарь Керри, беседуя два дня назад с российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым, ясно дал понять, что мы не намерены играть ни в какие игры», – заявила официальный представитель Госдепартамента США Джен Псаки.

Представители пяти постоянных членов Совбеза ООН – Великобритании, Китая, России, США и Франции – обсуждают возможное принятие резолюции, предусматривающей взятие под контроль и уничтожение сирийского химического оружия.

Россия уже заявила, что намерена блокировать любую попытку внести в резолюцию пункт о возможном применении силы против Сирии.

В ООН настроены оптимистично

Представители ООН возлагают большие надежды на дипломатические усилия.

«Генеральный секретарь Пан Ги Мун горячо приветствовал возникновение серьезной международной дискуссии, которая может привести к соглашению в Совете Безопасности по поводу уничтожения сирийского химического оружия для предотвращения дальнейшего его использования», – заявил официальный представитель ООН Фархан Хак.

По его словам, в четверг в ООН поступили документы от сирийского правительства на присоединение к Конвенции о запрещении химического оружия.

Правительство президента Башара Асада обещало пойти на такой шаг в рамках усилий по предотвращению силового решения.

Представитель Государственного департамента Мари Харф заявила в этой связи, что присоединение Сирии к конвенции не должно заменить или замедлить уничтожение сирийского химоружия.

Харф отметила, что военное решение сирийского вопроса по-прежнему стоит на повестке дня, в то время как США и Россия ведут переговоры в Женеве.

В то же время глава «Свободной сирийской армии» Салим Идрис в опубликованном видеообращении отверг предложение России, заявив, что международное сообщество должно не только уничтожить химоружие, но и наказать тех, кто несет ответственность за его применение.

По словам президента Обамы, корабли ВМС США остаются в Средиземноморье, чтобы продолжить давление на сирийский режим и убедиться, что он будет выполнять любые соглашения, предусматривающие передачу ХО. Сирия обладает одним из крупнейших арсеналов химоружия; по данным открытых источников, хранилища ХО разбросаны по всей территории страны.

Как отмечает эксперт по Ближнему Востоку и национальной безопасности Ари Ратнер, необходимо воспользоваться любой возможностью решить проблему дипломатическим путем: «Каким именно будет это решение, еще предстоит обсудить – как внутри Сирии, так и, разумеется, в рамках всего международного сообщества. Однако если последние две недели подготовки к войне, которая во многом была хаотичной, к чему-то приведут, необходимо дать последний шанс дипломатическим усилиям, даже если они будут неудачными».

По его мнению, противники применения силы в Сирии могут по-другому посмотреть на этот вопрос, увидев, что для разрешения кризиса прикладывались и дипломатические усилия.