В ходе инициированной Владимиром Путиным сочинской встречи трех президентов (лидеров России, Азербайджана и Армении) – Ильхам Алиев и Серж Саргсян декларировали готовность к мирному урегулированию конфликта вокруг Нагорного Карабаха, в последние две недели переживающего стадию нового обострения.
По какому сценарию будут развиваться события? Какие факторы определят это развитие? «Самое мощное влияние на обе стороны – у России, – сказал в интервью Русской службе «Голоса Америки» ведущий специалист по вопросам Кавказа вашингтонского Фонда Карнеги Томас де Ваал. – Можно надеяться, что после встречи уровень насилия снизится, но вряд ли это приведет к долгосрочному мирному урегулированию; позиции сторон слишком далеки друг от друга».
По мнению эксперта, последние столкновения в зоне конфликта – самые драматические после 1994 года, когда – после шести лет войны – Азербайджан и Армения подписали соглашение о прекращении огня.
На днях военное ведомство непризнанной Нагорно-Карабахской республики сообщило о 5 погибших. По сведениям минобороны Азербайджана, потери азербайджанской стороны составили в эти дни 12 человек.
Томас де Ваал подчеркивает: «Очень трудно найти достоверные цифры потерь в зоне конфликта». «Однако, – продолжает он, – ясно, что в течение последних десяти дней погибли, как минимум, 30 военнослужащих. А это уже больше, чем за весь прошлый год… Обострение на линии фронта началось не сегодня: оно наблюдается последние 2-3 месяца. В последние десять дней наблюдался особенный всплеск насилия на линии фронта».
Тем не менее, по мнению Томаса де Ваала, говорить о полномасштабном развитии конфликта в данной ситуации было бы преувеличением.
«Я думаю, – продолжает аналитик, – что каждая сторона просто хочет доказать противнику свою силу; доказать, что она может воевать. Но существуют объективные причины, в силу которых Азербайджан не пойдет на войну – это для него слишком рискованно. Азербайджан за эти годы построил новую страну, богатое государство за счет нефти и газа, которое может исчезнуть, если будет конфликт. Поэтому я не ожидаю нового полномасштабного конфликта. Но, к сожалению, и мир в данный момент невозможен».
В чем же причины нынешнего обострения? «Я думаю, – отвечает Томас де Ваал, – что здесь существует связь с событиями в Украине: мир не обращает внимания на Карабах, а конфликтующие стороны чувствуют, что мирный процесс исчерпан, и потому идут на все более провокационные действия на линии фронта».
Стивен Бланк – эксперт Американского совета по внешней политике – также полагает, что одной из причин нынешней эскалации конфликта стало отсутствие внимания к нему мирового сообщества.
Отмечает Бланк и другой фактор – роль Москвы. По мнению эксперта, на протяжении последних 20 лет Россия прилагает усилия, призванные не допустить мира на Южном Кавказе.
«Лишь сохранив напряженность между молодыми независимыми странами, Россия может сохранить свое господство в регионе, – констатирует Бланк. – Если бы эти страны действительно были независимыми, они со временем начали бы склоняться к Западу – и в экономической, и в политической и, наконец, в военной сфере. Более того, Россия вторгается в соседние страны, когда ей заблагорассудится, и это усиливает напряженность на всем постсоветском пространстве».
По словам аналитика, Москва активно использует в кавказских делах и другой внешнеполитический инструмент – Евразийский союз.
«По существу, – продолжает Бланк, – Армении дали понять, что если она хочет получить поддержку России в Нагорно-Карабахском вопросе, то она должна присоединиться к Таможенному союзу. Внешняя политика Армении лишена какой бы то ни было гибкости и независимости. Но в то же время Россия заинтересована в том, чтобы к Евразийскому союзу присоединился Азербайджан. Задача Путина – сохранить Армению и других членов союза и при этом добиться присоединения Азербайджана. Но дело в том, что Азербайджану этот союз не выгоден экономически. А точнее – Евразийский союз не выгоден ни одному из его членов, включая саму Россию. Без Украины этот проект нежизнеспособен».
Военная риторика и поиски мира
Американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Джеймс Уорлик сказал в интервью Армянской службе «Голоса Америки», что Соединенные штаты, подобно России и Франции, обеспокоены эскалацией конфликта и считают, что он должен быть разрешен за столом переговоров, а не на поле боя.
Выразив надежду на то, что сочинские встречи приведут к предотвращению столкновений на армяно-азербайджанской границе, Уорлик призвал противоборствующие стороны положить конец провокационным заявлениям, которые, по его словам, не могут привести к позитивным результатам.
«Подобная враждебная риторика провоцирует насилие», – подчеркнул Джеймс Уорлик.
Минская группа и стороны конфликта
Как же идут поиски мирного урегулирования конфликта? Члены Минской группы ОБСЕ еще до нынешней эскалации заявляли о намерении разработать механизм расследования инцидентов на линии соприкосновения в зоне карабахского конфликта – с тем, чтобы укрепить режим прекращения огня.
«Это предложение – логичное и необходимое, – считает де Ваал. – Но дело в том, что стороны хотя и дают согласие, но делают это неохотно, поскольку подобные меры могут лишить Армению и Азербайджан контроля над пиаром – с принятием данного предложения нейтральные наблюдатели смогут рассказать, что случилось (в действительности)».
Сегодня инициатива Минской группы остается нереализованной. Существует еще одно немаловажное обстоятельство: Армения и Азербайджан оценивают работу Минской группы ОБСЕ по-разному.
«Механизмы расследования происшествий на линии фронта позволят найти сторону, которая совершила нарушения соблюдения режима. Армения и Нагорный Карабах заинтересованы в этом предложении сопредседателей ОБСЕ, потому что расследование нейтральной стороны позволит узнать, кто нарушил режим прекращения огня, и в дальнейшем приведет к усилению ответственности с обеих сторон и уменьшению напряжения на линии контакта», – сказал в интервью корреспонденту Русской службы «Голоса Америки» первый заместитель министра обороны Армении Давид Тоноян.
Точку зрения официального Баку выразил в ходе недавней сочинской встречи трех президентов лидер Азербайджана Ильхам Алиев. «Совет Безопасности ООН, – напомнил президент Азербайджана, – принял четыре резолюции, требующие незамедлительного и безоговорочного вывода армянских оккупационных сил с территории Азербайджана. К сожалению, прошло более 20 лет – эти резолюции так и остались на бумаге. Минская группа в лице ее сопредседателей работает, пытается сблизить стороны, но это не очень хорошо получается».
Продолжаются дискуссии и в экспертном сообществе. Своим мнением о путях урегулирования конфликта с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» поделился Стивен Бланк. По его словам, инициатива Минской группы может помочь снизить напряженность, но не остановить давнее противостояние.
«Я думаю, – продолжает политолог, – что минской группе или одному из ее сопредседателей – скажем, Соединенным Штатам – необходимо взять в свои руки инициативу по посредничеству в этом вопросе и предложить альтернативный способ урегулирования. По примеру Кэмп-Дэвидского соглашения, и Армении и Азербайджану необходимо предложить дополнительные бенефиты – помимо решения спорных вопросов». Правда, по мнению Бланка, у Москвы, да и у других участников минской группы подобный подход может вызвать возражения.