«Россия дала нам 48 часов»: экс-посол Салливан о том, что предшествовало вторжению РФ в Украину

Бывший посол США в России Джон Салливан

Бывший посол США в России Джон Салливан

Экс-посол США в России Джон Салливан (John Sullivan) обсудил отношения России и США в последние годы на площадке Центра евразийских, российских и восточноевропейских исследований Джорджтаунского университета (The Center for Eurasian, Russian and East European Studies at Georgetown University).

Дипломат, занимавший должность посла США в России с 16 января 2020 года по 4 сентября 2022 года, затронул темы того, как меняются связи России и США на фоне противостояния с Китаем, войны между Израилем и ХАМАС, а также вторжения России в Украину.

Отвечая на вопрос, можно ли было предотвратить российское вторжение в Украину, если бы США подписали проекты договоров о гарантиях безопасности, которые предлагала Москва в декабре 2021 года, Салливан сказал, что действия Кремля были «театральной постановкой». Салливан убежден, что Путин к тому моменту уже принял решение начать полномасштабную войну и создавал условия для того, чтобы у него была возможность сказать что-то вроде: «Мы попытались, но США нас отвергли». По его словам, это были ультиматумы, а не попытки договориться.

Салливан рассказал о деталях, по которым, как он отмечает, можно судить о «несерьезности» России. Он отметил, что обычно, когда Госдепартамент обменивается документами с Министерством иностранных дел РФ, то обе стороны предоставляют тексты соглашений на английском и русском языках. Но Салливану вручили проекты договоров только на русском. «Это была среда, и мне сказали: эти два документа очень важны для нас, и мы бы хотели их обсудить с США в пятницу в Женеве. В пятницу мы обнародуем эти документы. Я им сказал: “Подождите, это же меньше, чем через 48 часов. Мне понадобится время как минимум на то, чтобы перевести эти договоры, прежде чем прочитать их самому и дать ознакомиться с ними моим коллегам в США. Это несерьезно”». По словам Салливана, ему дали понять, что если вопрос не удастся срочно решить, то возникнет угроза, по масштабам сравнимая с Карибским кризисом. «Такой резкий скачок от нуля до шестидесяти. То, что я думал, будет обсуждением Минских соглашений, политических реформ в Украине, превратилось в разговор о ядерном противостоянии США и России», – вспоминает бывший посол. По его словам, с учетом зимних праздников, США смогли представить свой проект только спустя месяц. Но на встречах по этим документам россияне не вступали по-настоящему в диалог с американцами.

Говоря о позиции России по конфликту на Ближнем Востоке, Салливан отметил, что у премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху сложились тесные отношения с Владимиром Путиным. По его словам, после российского вторжения в Украину Израиль поддержал Киев не в той мере, в какой это хотелось бы Вашингтону. Салливан объясняет это теплыми взаимоотношениями между Израилем и Россией и интересами Израиля держать под контролем события в Сирии, в которые вовлечена Москва. Но по мнению Салливана, после 7 октября многие из этих связей были прерваны.

«У россиян и раньше были отношения с ХАМАС, но они приняли члена политбюро группировки в Москве. Недавно Россия резко осудила операцию Израиля в Газе. Я думаю, это привело к разрыву тесных отношений между странами», – отметил Салливан, добавив, что для Путина это неоднозначная ситуация, потому что в Газе остаются граждане России. Салливан также подчеркнул, что проблема антисемитизма, обострившаяся в России, создает сложности для президента России, но Путин попытается это использовать в «войне против Запада».

Салливан также поднял тему Китая, сказав, что отношения между КНР и США очень отличаются от связей между Москвой и Пекином. По его словам, Россия намеренно преуменьшила роль саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в Сан-Франциско, где состоялись переговоры председателя КНР Си Цзиньпина и президента Джо Байдена. Москва отправила делегацию во главе даже не с премьер-министром, а с его заместителем.

Тем временем Москва и Пекин наращивают сотрудничество. По словам Салливана, еще с 2017 года, когда его назначили заместителем госсекретаря, он видел рост совместных российско-китайских военных учений, хотя страны опровергают создание военного союза. Салливан считает, что Россия сильно зависит от Китая.