В пятницу 18 ноября в Нью-Йорке начинает демонстрироваться документальный фильм «На небесах, под землей» (In Heaven, Underground). Прокатная компания Seventh Art Releasing выпускает полнометражную ленту немецкого режиссера Бритты Вауэр, рассказывающую о крупнейшем действующем еврейском кладбище Европы. Называется оно Вайсензее и расположено в северной части Берлина. Оно было открыто в 1880 году, сегодня его площадь составляет сто акров, на которой расположены примерно 115 тысяч могил. Зрители фильма познакомятся как с посетителями кладбища, приезжающими сюда из разных стран, так и с его служащими, причем судьбы практически каждого из героев фильма удивительны и драматичны.
Режиссер фильма Бритта Вауэр родилась в Берлине в 1974 году. Училась журналистике и кинорежиссуре, затем работала на телевидении в Гамбурге. Начиная с 2001 года, снимает документальные фильмы. Получила около двадцати международных премий. Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» побеседовал с Бриттой Вауэр по телефону.
Олег Сулькин: Понятно, что кладбищенскую тематику к жизнерадостным и веселым не причислишь. Вам пришлось много времени проводить среди могильных камней. Что подвигло вас заняться историей Вайсензее?
Бритта Вауэр: Вначале, когда мне предложили этой проект, я была преисполнена скепсисом. Но когда прочитала статью о Вайсензее в одном из немецких журналов, то заинтересовалась не на шутку. Дело в том, что журнал напечатал многочисленные отклики на статью, и я обратила внимание, что люди писали отовсюду, из самых разных стран, включая Новую Зеландию. Я стала воспринимать кладбище как сложный и загадочный организм, незримыми нитями связанный со всем миром, с его драматичной историей и не менее драматичным настоящим.
О.С.: Сколько времени заняли съемки?
Б.В.: Примерно 2 года. Мне было важно запечатлеть Вайсензее во все времена года. И плюс еще два с половиной года заняла подготовительная работа.
О.С.: Я с изумлением узнал из фильма, что нацисты не тронули Вайсензее, и оно продолжало функционировать всю войну как действующее еврейское кладбище. А говорят, что чудес не бывает...
Б.В.: Да, это чудо. Я пыталась найти какие-то документы, объясняющие, почему это произошло, но ничего не смогла обнаружить ни в архивах, ни в документации самого кладбища, ни в свидетельствах очевидцев. Но можно принять за рабочую версию, что нацистам оно было необходимо для захоронения евреев. Как мы знаем, большинство евреев было депортировано и погибло в лагерях смерти. Но небольшая часть из числа состоявших в смешанных браках с немцами продолжала жить в Берлине. И когда они умирали, их предавали земле здесь, в Вайсензее. Поразительно, но полностью сохранился реестр захоронений за все годы и архив кладбища. Это бесценные документы прошлого.
О.С.: Как вы выбирали людей, которые стали героями фильма?
Б.В.: Мы старались насытить фильм интересными историями людей самого разного плана, самых разных биографий. Познакомились с обширным семейством из Аргентины, которое искало место упокоения своего видного предка. Побеседовали с молодой парой, которая въехала в жилой дом на территории кладбища, нисколько не смущаясь соседством с миром усопших. Видели, как выходцы из России шумной толпой посещали могилы своих родных. Специалист-орнитолог рассказал нам, что изучает здесь повадки птиц-хищников. Старик-берлинец с чувством вспоминал на камеру далекую юность и первое свидание, которое происходило здесь, в тени кладбищенских ив. В общем, самые разные судьбы, объединенные одним удивительным местом – Вайсензее.
О.С.: Вы открываете зрителям малоизвестные страницы истории. Скажем, то, что сто тысяч немецких евреев воевали за Германию в первую мировую войну...
Б.В.: На Вайсензее покоятся останки 12 тысяч еврейских солдат и офицеров, воевавших в германской армии и погибших в первую мировую войну. В 1927 году им был торжественно открыт памятник. Любопытно, что в пропорциональном отношении к числу жителей, число евреев, воевавших в регулярной армии за Германию, превышало число немцев-христиан.
О.С.: Очень выразительны кадры, запечатлевшие молодых немцев сегодняшнего поколения, заботящихся о еврейских могилах Вайсензее. Видно, что ребята увлечены своей работой.
Б.В.: Они добровольцы. Дело в том, что за многими могилами некому ухаживать. Ведь целые семьи до единого человека погибли в трагедии Холокоста. В Германии такие захоронения называют «могилами-сиротами». Если за ними не ухаживать, неизбежны разруха и запустение. Государственные ведомства федерального и муниципального уровня поддерживают усилия по сохранению уникального «города вечности», как называют Вайсензее евреи. Сюда приходят школьники, студенты, военнослужащие, представители профсоюзных организаций. С их помощью проводятся работы по консервации и реставрации, ремонту дорог, уходу за деревьями и кустарниками.
О.С.: Время от времени на еврейских кладбищах в различных странах Европы хулиганы, в том числе неонацисты, совершают акты вандализма. Оскверняют могилы, разрисовывают свастиками, ломают надгробия. Подобные инциденты происходили на Вайсензее?
Б.В.: Вы спрашиваете, потому что не увидели на экране таких случаев? Да, я специально даже не упомянула в фильме про случаи вандализма. Меня об этом настоятельно просили представители полиции. Они считают, что если об этом рассказывать в фильме, то мы тем самым привлечем внимание асоциальных элементов к Вайсензее. Кроме того, случаи вандализма, которые были здесь, не несут на себе признаков антисемитизма, а скорее дело рук обычных хулиганов, которые не делают различия между еврейскими и христианскими могилами. Им лишь бы покуражиться.
О.С.: Осталось ли в сегодняшней Германии коллективное чувство вины перед евреями?
Б.В.: Наверное, только у людей постарше. У молодежи его совершенно нет.