Борьба с терроризмом – главная задача внешней политики Обамы

  • Эрика Марат

Боевики Талибана

«Стратегия Обамы в Афганистане – это серьезный риск, который взял на себя президент», – считает Брюс Ридел, старший сотрудник Института Брукингса. Ридел был одним из главных советников президента США Барака Обамы в разработке афганской стратегии. Напомним, что 1 декабря президент Обама объявил, что в краткие сроки направит в Афганистан дополнительные войска в количестве 30 тысяч человек, а затем, через 18 месяцев, начнет их вывод, передав ответственность за обеспечение безопасности в стране афганской армии и полиции. Администрация Обамы также отвела более заметную роль Пакистану в борьбе против террористических группировок Аль-Кайда и Талибан, сделав страну самым крупным реципиентом финансовой помощи США после Афганистана и Ирака.

На конференции по вопросам международного терроризма, организованной фондом «Джеймстаун» 9 декабря, ряд ведущих экспертов высказали свое мнение о том, насколько такие террористические организации, как Аль-Кайда и Талибан, угрожают безопасности во всем мире.

«Нужно бороться с идеологией террористов, а не с самими террористами», – считает старший сотрудник «Джеймстауна» Стивен Ульф. По его словам, мощное идеологическое обоснование своих действий – главное оружие Аль-Кайды и других террористических организаций. «Идеи тщательно разрабатываются лидерами этих группировок, которые хорошо разбираются как в вопросах истории религии, так и международной политики, – продолжает Ульф. – Их постулаты способны объяснить любые события и конфликты через идеологическую призму. Каждая новая смерть – это еще одна победа идеологии. Идеология террористов создает и обосновывает агрессию и жестокость».

В прошлом ученик подобных радикальных идей в Египте, а ныне сотрудник Института политических исследований «Потомак» в Вашингтоне Тафик Хамид винит исламский мир в «негласной поддержке террористов». Хотя террористические организации составляют лишь небольшую часть всех мусульман мира, они прежде всего существуют благодаря пассивному большинству. «Почему мы видим массовые демонстрации мусульман по всему миру против карикатур в датской газете и не видим подобные действия, призывающие к совместной борьбе против терроризма?» – задается вопросом Хамид.

По мнению Хамида, радикальные лидеры ислама осознанно создали идеи, которые манипулируют Кораном, и тем самым ведут за собой необразованное население. В то же время политические и религиозные лидеры, которые не относят себя к радикальным группировкам, почти ничего не делают для того, чтобы ослабить их влияние в исламском мире. «Если мы только будем бороться с радикальными группировками и игнорировать «пассивных сторонников» терроризма, то мы проиграем борьбу против терроризма», – заключает Хамид.

«Сегодня у движения Талибан две основные цели – вновь установить исламское государство и избавиться от присутствия запада на территории Афганистана», – считает содиректор аналитической организации Afghanistan Analyst Network Томас Раттинг. Из-за слабого и коррумпированного правительства жители некоторых провинций Афганистана склонны поддерживать движение Талибан и с ностальгией вспоминают период до 2001 года – когда началась международная военная операция во главе с США и НАТО. «Талибы отказываются признавать свое поражение, – говорит Раттинг, – и продолжают сохранять тесные связи между разными течениями террористических группировок».

Эксперт фонда «Джеймстаун» Мурад Батал ал-Шиштани считает, что сегодня Аль-Кайда намеревается расширить и приумножить свои лагеря, где группировка тренирует потенциальных террористов, планирует свои атаки и рекрутирует новые кадры. Слабое правительство, неохраняемые границы, коррупция и негласная поддержка организации местным населением позволяют Аль-Кайде раскидывать лагеря на территориях таких стран, как Пакистан, Йемен, Саудовская Аравия и Сомали. Одной из главных задач террористов является наращивание своего присутствия в местах, где у США есть определенное влияние. «Но если в Сомали группировка преуспела, то на территориях Узбекистана и Чечни у нее получилось основать свои лагеря – прежде всего потому, что местное население не поддерживает ее идеологию», – комментирует ал-Шиштани.

Старший сотрудник Института Брукингса Брюс Ридел резюмирует результаты США и НАТО в Афганистане за последние восемь лет так: «США смогли вытеснить костяк террористов из Кандагара в неизвестном направлении, возможно за 100 миль в сторону Пакистана». По мнению эксперта, до того как бывший президент США Джордж Буш начал войну в Ираке, которая значительно отвлекла ресурсы от афганской войны, «США и НАТО вели успешную и достаточно недорогую военную операцию в Афганистане». Но сегодня террористические группировки распространились от Бали до Мадрида и от Алжира до США. «Они атакуют целенаправленно – например, против премьер-министра Пакистана Беназир Бхутто два года назад – и без разбора, как взрывы в Мадриде в 2004 году», – подчеркивает Ридел.

«Обама может потерпеть неудачу в Афганистане. Множество факторов способны нарушить планы президента начать выводить войска уже через полтора года», – продолжает Ридел. Однако он считает, что стратегия Обамы – оптимальная, несмотря на колоссальные военные затраты и вероятность проиграть войну. «Если бы США решили выйти из Афганистана на нынешнем этапе, Талибан объявил бы себя «второй супердержавой мира», – констатирует Ридел. По мнению эксперта, судить о результатах стратегии президента Обамы можно будет уже летом следующего года.