Один из лучших фильмов «женского сопротивления» выходит на экраны США

Сигне Баумане. Credits: The Marriage Project

Сигне Баумане. Credits: The Marriage Project

Сигне Баумане: «Мой фильм снят в уникальном жанре биологического триллера»

Один из самых необычных анимационных фильмов последних лет «Моя любовная история с женитьбой» (My Love Affair With Marriage) с 6 октября начинает демонстрироваться в Нью-Йорке, в артхаусном центре The Quad Cinema. Неделю спустя он начнет показываться в Лос-Анджелесе, в кинотеатре Laemmle Glendale, после чего выйдет в Сан-Франциско, Портленде, Сиэтле, Чикаго, Бостоне и других городах США. Прокатчиком выступает компания 8 Above.

Мировая премьера фильма «Моя любовная история с женитьбой» состоялась в 2022 году на кинофестивале Трайбека, где был дан старт кругосветному фестивальному марафону. За это время лента показывалась на более 90 кинофестивалях. На более двадцати из них она получила премии, в том числе Гран-при на Animafest в Загребе.

Режиссер картины – Сигне Баумане (Signe Baumane), режиссер из Латвии, живущая и работающая в Нью-Йорке. В озвучании персонажей участвовали Мэтью Модайн, Дагмара Доминчик, Мишель Поук, Кэмерон Монаган и Стивен Лэнг.

В центре фильма, снятого совместно США, Латвией и Люксембургом, судьба девушки Зельмы, которая более двадцати лет посвятила поиску идеального брака. Рассказанная с точки зрения героини история переплетает исторические, биологические, социальные и эмоциональные мотивы с музыкальными номерами и научными экскурсами. Фильм во многом основан на биографии самого режиссера и пронизан самоиронией. История формирования личности впечатлительной, умной и уязвимой девушки, открывающей мир любви и секса в эпоху советского застоя, сопровождается научно-популярными иллюстрированными «мини-лекциями» по физиологии и пародийными нравоучениями.

Сигне Баумане, независимый режиссер-аниматор, художник, литератор, родилась в Латвии, закончила в Москве философский факультет МГУ, а в середине 90-х уехала в США. Живет в Бруклине. Она сняла полтора десятка короткометражных анимационных лент. Ее полнометражный анимационный дебют «Камни в моих карманах» (Rocks in My Pockets) вышел на экраны в 2014 году и получил несколько премий на международных киносмотрах, в том числе приз ФИПРЕССИ (международная ассоциация кинокритиков) на фестивале в Карловых Варах. Это история разных поколений женщин из семьи Сигне, полная лишений, отчаяния и депрессии.

Сигне Баумане в своей студии за работой. Credits: The Marriage Project

Сигне Баумане в своей студии за работой. Credits: The Marriage Project

Сигне Баумане по сервису Zoom ответила на вопросы корреспондента Русской службы «Голоса Америки». (Здесь и далее перевод с английского).

Олег Сулькин: Сигне, работа над анимацией, как мы знаем, требует очень много времени. А сколько времени потребовалось вам для реализации этого проекта?

Сигне Баумане: Семь лет. Я начала работу в сентябре 2015 года. Время сжимается, когда ты делаешь что-то на протяжении семи лет. Это второй фильм триптиха. Первым был «Камни в моих карманах». Сейчас я работаю над третьим фильмом, и когда закончу его, то поставлю точку в этом жанре.

О.С.: Вы использовали эпизоды вашей биографии при создании сценария?

С.Б.: Я закончила МГУ, и у меня много русскоговорящих друзей и знакомых. Да, мы с вами выходцы из Советского Союза, и у нас, полагаю, общий опыт жизни при коммунистическом режиме. Будучи латышкой, то есть представителем национального меньшинства, я несколько иначе, чем мои русские друзья, воспринимала происходившее в СССР. Помню разговоры на нашем философском факультете. Меня упрекали: почему, мол, вы, латыши, не хотите понять нас, русских. Я приводила факты из истории, свидетельствующие о притеснениях и репрессиях в отношении латышей, но мои оппоненты явно не хотели их признавать.

«Моя история с женитьбой». Кадр из фильма. Credits: The Marriage Project

О.С.: Как вы воспринимаете войну России против Украины?

С.Б.: Как вопиющую несправедливость и как трагедию. В 2014 году, когда Россия развязала войну, я ждала, что мир вмешается и изменит ситуацию. Но этого не произошло. Война продолжалась, как бы тлея, не разгораясь. Она прочно заняла какую-то часть сознания, но как бы на его периферии. Постепенно война набирала силу. Огромный камень, ускоряясь, покатился по склону, приближаясь к моему дому.

О.С.: Вы имеете в виду Латвию?

С.Б.: Я идентифицирую себя и как латышка, и как украинка. Да, Украина – мой дом. Нападение России на Украину — это нападение и на мой дом, на меня персонально. Для Путина Латвия – один из главных врагов. Он спит и видит, как по латвийской земле вновь маршируют российские солдаты, как это было в 1940 году. Для меня фигура Путина, начиная с 1999 года, когда я впервые увидела его в новостях, является олицетворением Зла. Когда в феврале 2022 года началось широкомасштабное вторжение России в Украину, я много плакала. И сразу стала думать – чем я могу помочь Украине. Отложила все дела и отправилась на митинг в поддержку Украины на Таймс-сквер. Я стала регулярно ходить на такие акции.

«Моя история с женитьбой». Кадр из фильма. Credits: The Marriage Project

О.С.: В Латвии сейчас один из жгучих вопросов повестки дня – требование властей к русскоязычным жителям сдать экзамен на знание латышского языка, в ином случае им грозит депортация. Многие считают это требование нарушением прав граждан. А вы как думаете?

С.Б.: Я не политик, я просто человек, художник. Я верю в силу искусства влиять на людей, заставлять их сопереживать. Но я не верю в простые решения сложных проблем. Несколько лет назад я посмотрела в одном латвийском театре пьесу о русских жителях Латвии. В центре пьесы – три поколения одной семьи. Бабушка, ее дочь и внук размышляют и спорят. Как сохранить идентичность? Что для этого нужно? Эта проблема, кстати, остра и для сегодняшней Америки. Тот спектакль, как мне кажется, стал образцом честной дискуссии на сложную тему этнической и культурной идентификации. Ведь искусство помогает строить мосты, и хотелось бы, чтобы таких явлений стало больше.

«Моя история с женитьбой». Кадр из фильма. Credits: The Marriage Project

О.С.: Как вы относитесь к тренду, который называют «отменой русской культуры»?

С.Б.: Эта опасность, по-моему, сильно преувеличена. По моему скромному мнению, нужно взять паузу, перевести дыхание и с высоты сегодняшнего дня, с учетом нового опыта, взглянуть на наследие великих русских писателей – Пушкина, Толстого, Достоевского и других. Я очень люблю Пушкина и до сих пор помню наизусть некоторые его стихотворения. В то же время нельзя не видеть, что Пушкин воспевал имперское величие России и, соответственно, превосходство русских над национальными меньшинствами, населявшими окраины империи. Имело бы смысл перечитать отдельные страницы русской истории, как это делают, скажем, американцы в отношении памятников прошлого Америки и того горького и трагического опыта, который связан с расизмом и рабовладением.

О.С.: В одной рецензии ваш фильм назван проявлением «женского сопротивления». То есть вас считают активной феминисткой. Вы согласны с этим? И как вы оцениваете борьбу женщин в США за свои права?

С.Б.: Когда я переехала в США в 1995 году, мои взгляды на феминизм сильно отличались от сегодняшних. Во многих странах феминизм – плохое слово. Я вижу ограничения, с которыми сталкиваются женщины, вижу возможности, которые в то же время для нас открываются. Я верю в равенство полов, в том числе в судебной и правозащитной сфере. Мужчины и женщины должны быть равны перед лицом закона, женщинам должны за ту же работу платить такую же плату, что и мужчинам.

«Моя история с женитьбой». Кадр из фильма. Credits: The Marriage Project

О.С.: Вы думаете, что США в гендерных вопросах движутся в правильном направлении?

С.Б.: Все очень запутано и неоднозначно. Право женщин на аборт подвергается сильнейшей атаке. Женщину лишают права принимать самостоятельные решения в отношении ее собственного тела. Даже если речь идет об изнасиловании, женщин принуждают не прерывать беременность. Это вопиющая несправедливость, как и атака на использование контрацептивов. Отвечая на ваш вопрос, скажу, что часть Америки толкает ее в прошлое, в эпоху запретов, диктата и гендерного неравенства. В то же время значительная часть Америки движется в сторону справедливости, равенства, сочувствия тем, кто в нем нуждается, то есть в сторону инклюзивности.

О.С.: Что бы вы сказали своим будущим зрителям??

С.Б.: У меня заготовлены два полушутливых послания зрителям. Первое: я сняла несколько короткометражек о сексе и один большой фильм о депрессии (имеется в виду «Камни в моих карманах»). Ну а когда секс совмещается с депрессией, получается фильм о браке. Второе послание – мой новый фильм снят в уникальном жанре биологического триллера. Если вы хотите понять, почему ваши предыдущие любовные романы не задались, этот фильм для вас. В Нью-Йорке показы пройдут в Quad Cinema - отличном уютном кинотеатре, где я на многих сеансах буду отвечать на вопросы зрителей, и часть этих обсуждений пройдут на русском языке.