«Вильнюсский офис Международной организации миграции (МОМ Литва) предоставит единовременные выплаты в размере 176 евро вновь прибывшим военным беженцам из Украины. Помощь будет оказана одиноким родителям или опекунам, прибывшим с одним или несколькими детьми до 18 лет, семьям с тремя и более детьми до 18 лет, семьям с ребенком с ограниченными возможностями до 18 лет (поддержка будет оказана детям и взрослым), беременным женщинам, лицам 60 лет и старше, а также лицам с ограниченными возможностями».
Такая информация на сайте LRT.lt появилась в среду 30 октября. И это – лишь единичный случай среди потока новостей на эту тему с за последние 2 года и 8 месяцев.
После начала полномасштабного вторжения российской армии на территорию Украины в Литве появились волонтерские организации, собирающие пожертвования в пользу ВСУ и для поддержки гражданского населения страны, повергшейся агрессии. В основном, речь идет о медикаментах, предметах личной гигиены и бытовых приборах, позволяющих сократить ущерб от многочисленных повреждений критической инфраструктуры российскими снарядами, ракетами и беспилотными летательными аппаратами.
Также существует юридическая клиника Вильнюсского университета, которая оказывает бесплатную юридическую помощь всем военным беженцам из Украины. Консультации ведут на литовском, английском и русском языках по электронной почте, по телефону или через месседжеры, а также во время личного приема. Среди основных направлений юридической помощи – получение визы, регистрация, разрешение на временное пребывание, предоставление жилья в помещениях самоуправления и в частном секторе.
Всего же с начала войны в Литву прибыло около 91 тысячи жителей Украины и значительную часть беженцев составляют женщины с детьми.
О том, как происходит адаптация маленьких украинцев к жизни в приютившей их стране, и в частности – как они могут получить качественное среднее образование – в материале корреспондента Русской службы «Голоса Америки».
«У нас уникальные кадры, в этом гордость школы и ее сила»
Директор Международной Украинской Школы Литвы Олена Внуковська рассказала, что учебное заведение было учреждено правительством Украины и зарегистрировано в 2007 году. С тех пор школа работает в 11 европейских странах. «20 лет назад я открыла Украинскую Парижскую школу. С 2008 года мы готовим детей к государственной аттестации, которую проводит Министерство образования Украины. У нас есть контракт на 5 лет о подготовке детей к государственной аттестации», - отметила пани Олена в разговоре с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки».
26 ноября 2022 года школа в Вильнюсе получила право получать деньги на зарплату для учителей и помощников учителей. «За это разрешение мы очень благодарны Литве. Нам было дано время, к нам очень толерантно отнеслись, потому что всю документацию, всю административную деятельность мы обязаны вести на литовском языке, договора с родителями мы подписываем на украинском и литовском языках», - продолжила она.
В Литве школа функционирует в пяти городах – Вильнюсе, Каунасе, Паневежисе, Шауляе и Клайпеде. Всего здесь обучаются 2700 детей, с которыми занимаются 300 учителей. «Уникальность школы, созданной во время войны – это возможность иметь литовскую частную школу, где мы имеем право работать по украинским программам. Мы с первого класса преподаем на двух языках – украинском и литовском, которые для наших учеников являются родными. А французский, английский и немецкий изучаются как иностранные языки. На сегодняшний день все руководители отделений являются гражданами Литвы, а в Вильнюсе у нас шестидневная система обучения», - уточнила Олена Внуковська.
И добавила, что за последние два с половиной года преподавательский персонал школы ежедневно проводил своеобразный эксперимент: как в условиях войны, эмоционального выгорания и страха вернуть детей к состоянию мирной жизни. «Украинские дети не просто так здесь появились. Клайпеда – побратим Одессы, Шауляй – побратим города Хмельницкий, поэтому дружеские связи были наработаны до войны.
Сейчас у нас ведется учебно-воспитательный процесс, мы открылись в апреле 2022 года, создали библиотеку и материально-техническую базу. С первого дня нам активно помогает Посольство Украины, и с первого же дня мы являемся единственной государственной школой, потому что во время войны Украина не может открывать филиалы за границей. Поэтому мы нашли такую модель: это литовская частная школа, которая имеет контракт с украинским государством. У нас уникальные кадры, в этом гордость школы и ее сила», - продолжает рассказ пани Олена.
По ее словам, для сотрудников школы самое главное – это желание детей прийти в школу, потому что им нужно было преодолеть страх первых месяцев войны. В Международной Украинской Школе Литвы учатся дети из Херсонской, Одесской, Донецкой областей, находящихся под атакой армии страны-оккупанта. «Сейчас в школу едет уже четвертая волна украинских граждан – из Германии, Латвии, Эстонии, Норвегии, Франции, потому что только в Литве есть пятидневная школа, после которой наши дети поступают в высшие учебные заведения в Европе. А 30% едут учиться домой, потому что чем старше ребенок, тем его больше тянет домой. Наша школа всегда будет работать в Литве, но мы верим, что эта война будет победоносно завершена, и нашим детям мы дадим возможность получить билет домой», - поясняет директор Международной украинской школы.
В данном случае Олена Внуковська имеет в виду качественное образование и сохранение человечности в учениках.
Сейчас ведутся переговоры с правительствами Латвии и Польши для того, чтобы открыть там отделения школы.
«У нас есть дети, мамы которых были расстреляны на их глазах»
К разговору присоединилась заместитель директора Международной украинской школы Литвы Оксана Воронецька. Она рассказала, что отбора учеников, как такового, не существует. «Кто к нам пришел, тот наш, мы никому не отказываем. Классы формируются по степени наполняемости – заполнен один, мы открываем другой. В начальных классах у нас по 28 учеников, кстати, в некоторых старших – тоже, потому что не все классные аудитории физически позволяют поместить в них большее количество учащихся. Но есть классы и по 40 человек. Мы не имеем право отказать никому из наших сограждан, которые бегут от войны», - рассказала она корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».
Воронецька также подтвердила, что примерно половина учеников приехала из оккупированных областей Украины. «Первые два года обучение у нас было бесплатным, - продолжила заместитель директора. – У нас были спонсоры, были помощники и мы максимально старались оттянуть момент оплаты за обучение. У нас всегда был ежегодный взнос в размере 50 евро, в этом году мы его увеличили до 75 евро и ввели символическую оплату за обучение. Но без нее мы просто физически не можем выжить. Никто нам не помогает, к сожалению, оплатить коммунальные услуги».
Каждой украинской маме литовское государство выделяет определенную сумму на содержание ребенка, часть которой идет на оплату обучения в украинской школе. Примерно у трети учеников родители находятся на фронте. На вопрос, сколько маленьких украинцев потеряли на войне своих родных, Оксана Воронецька ответила: «Такие есть, но мы не ведем статистку. У нас есть дети, которые не только отцов потеряли, но и те, мамы которых были расстреляны на их глазах».
Но есть мамы, которые привели своих детей в Международную украинскую школу Литвы и получили предложение работать здесь, поскольку у них есть педагогическое образование.
«На сегодняшний день у нас 1126 учеников в Вильнюсе. 2 сентября, когда мы начинали учебный год, было 800 человек, но к нам приходят новые ученики каждый день. Зима будет сложная, инфраструктуры повреждены, и мы ждем еще пополнения», - подытоживает Оксана Воронецька.