Международный День солидарности с Беларусью: риторика и реальность

  • Анна Плотникова

Жозеп Боррель (архивное фото)

Эксперты бьют в набат по поводу ужесточения репрессий минского режима в отношении гражданского общества и сдержанно оценивают эффективность политики ЕС в отношении Беларуси

По случаю Международного дня солидарности с Беларусью верховный представитель ЕС по внешним делам и политике безопасности Жозеп Боррель выступил с заявлением, в котором заверил о продолжении поддержки белорусского народа на пути к демократии.

«После фальсификации президентских выборов 2020 года ситуация с правами человека в Беларуси продолжает резко ухудшаться. Режим произвел более 40 000 политически мотивированных арестов, возбудил не менее 12 000 политически мотивированных уголовных дел и содержит почти 1 500 политзаключенных. Заметно участились случаи содержания под стражей без связи с внешним миром, жертвами которых становятся представители политической оппозиции, активисты гражданского общества, правозащитники и журналисты, находящиеся за решеткой. Усилились также чистки против политических партий и государственная политика дальнейшего ограничения гражданского пространства в Беларуси», – отметил верховный представитель ЕС.

Боррель упомянул и погибших участников протестов в Беларуси, включая Романа Бондаренко, Витольда Ашурка, Дмитрия Дудойтя, Александра Вихора, Николая Климовича, Дмитрия Сорокина и Алеся Пушкина, а также выступил за немедленное освобождение всех политзаключенных в стране.

«Европейский Союз будет поддерживать белорусский народ, пока он идет по пути создания независимой, демократической и процветающей страны в составе мирной Европы», –резюмировал Верховный представитель ЕС по внешним делам и политике безопасности.

Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» попросила независимых белорусских экспертов оценить эти слова Жозепа Борреля.

«Самое важное – разрешить гуманитарный кризис с политзаключенными»

Политолог Дмитрий Болкунец с сожалением констатировал, что, наблюдая за словами и действиями брюссельских чиновников в последние три года, он для себя ввел термин «шкала в "Боррелях" по десятибалльной системе».

«Так вот, это заявление я оцениваю в один балл. Причем, это касается не только самого Борреля, но и постоянных обещаний со стороны Евросоюза, которые предназначены только для Твиттера и остаются на словах», - пояснил он в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки».

Болкунец считает, что после событий августа 2020 года в Минске не было ни одного серьезного действия со стороны ЕС, которое помогло бы разрешить политический кризис в Беларуси. «Это полный провал всей внешнеполитической позиции Брюсселя, включая Еврокомиссию...», - разводит руками эксперт.

В подтверждение своих слов он приводит тот факт, что предложение белорусских оппозиционеров Боррелю провести стратегическую сессию были проигнорированы, как и предложение провести чрезвычайный саммит по ситуации в Беларуси, где обсуждалось бы положение белорусских политзаключенных. Вместо этих конкретных действий высокие брюссельские чиновники выкладывают в Twitter (ныне – сеть X) заявления, за которые, по оценке Дмитрия Болкунца, никого ни к чему не обязывают. «И, к сожалению, такая же политика Брюсселя привела к тому, что Лукашенко в 2020 году сохранил власть. Потому что белорусы ждали внешней поддержки и с Востока, и с Запада. Но в результате и оттуда, и оттуда была поддержка не народа, а исключительно режима Лукашенко. Европа наращивала с ним торговлю, и он получал валюту. А санкции введены не против режима, а против народа Беларуси. Брюссельские бюрократы не готовы сейчас встретиться и обсудить за столом переговоров, что нужно сейчас сделать, чтобы положить конец политическому кризису в Беларуси», - считает Дмитрий Болкунец.

Выход из этой ситуации собеседник «Голоса Америки» видит в разработке стратегии, которая была бы понятна гражданам Беларуси. «Мне кажется, первое, что Евросоюз должен сделать – на очередном саммите глав МИД обсудить, какие меры следует предпринять для освобождения белорусских политзаключенных, потому что это просто гуманитарная катастрофа. Для этого нужно найти инструменты и принять меры вплоть до ультиматума в адрес Лукашенко с перекрытием грузов, которые едут по железной дороге. Возможно, это – единственный путь, который привел бы к освобождению политзаключенных. И такие аналитические записки с предложениями Брюссель получал. Но европейские дипломаты отвечают, что для них торговля первична, а политзаключенные – это наша внутренняя проблема. И я такие заявления слышал сам от ряда дипломатов европейских стран», - свидетельствует белорусский политолог.

Кроме того, Дмитрий Болкунец считает, что Европейский Союз мог бы сделать электронные визы для всех белорусов, чтобы избавить их от необходимости долгого стояния в очередях у посольств. «И это не означает, что все белорусы вдруг возьмут и глобально уедут за границу», - подчеркивает он.

Также Болкунец советует оказывать поддержку независимым медиа, потому что сейчас все больше белорусов обращаются к российским СМИ. «Но самое важное – разрешить гуманитарный кризис с политзаключенными, сегодня это ключевая проблема. Однако я скептически отношусь к тому, что Боррель и его окружение способны этот кризис разрешить, потому что для них этой проблемы не существует, и это надо признать откровенно. Сегодня в Европе нет ни одного политика, который мог бы говорить с Лукашенко на единственном понятном ему языке – на языке ультиматумов», - подытоживает эксперт.

«Логично, что Беларусь сейчас занимает меньше места в повестке»

Без энтузиазма относится к словам Верховного представителя Европейского Союза по внешним делам и политике безопасности и редактор «Белорусского ежегодника» Вадим Можейко.

В комментарии для Русской службы «Голоса Америки» он обратил внимание на то, что заявление о том, что «ЕС будет поддерживать белорусский народ, пока он идет по пути создания независимой, демократической и процветающей страны в составе мирной Европы» прозвучало в контексте регулярного мероприятия – форума европейских социалистов, который для Беларуси не является значимым событием. «Боррель высказался по разным темам – про Венгрию, Палестину и про Украину, и было бы странно, если бы в этом контексте заявлений по разным темам он сказал бы что-то принципиально новое по Беларуси. Это вполне рутинный регулярный форум и столь же регулярные заявления. Но в то же время регулярность очень важна, они бывают разными – можно сказать, что нам интересен Азербайджан, как альтернативный России источник нефти, а можно сказать, что мы интересуемся судьбами политзаключенных в этой стране. И то и другое будет не ново, но акценты – разные. Так и здесь, можно было бы сказать что-то нейтральное про Беларусь, а можно поддержать», - оценивает сказанное Жозепом Боррелем Вадим Можейко.

Вместе с тем, он отмечает, что в речи высокого брюссельского чиновника прозвучали нарративы, которые полностью соответствуют тому, что продвигает офис Светланы Тихановской и все демократические силы Беларуси. И что это заявление ни в одной части не отвечает тому, что хотел бы услышать официальный Минск. «Боррель еще раз подтвердил, что ЕС продолжает придерживаться такого курса и будет это делать в дальнейшем. В заявлении нет ничего сенсационного, но они тоже важны и необходимо, чтобы это звучало – про стабильность курса ЕС, про политзаключенных в Беларуси, про жертв режима Лукашенко. К тому же сейчас третья годовщина гибели Романа Бондаренко, которого избили белорусские силовики, и важно, чтобы в такие дни это прозвучало», - убежден редактор «Белорусского ежегодника», который также подчеркивает, что имена убитых действующим режимом надо называть, чтобы такие преступления не были преданы забвению.

Если во второй половине 2020 и начала 2021 годов белорусская повестка была в числе доминирующих в западной прессе и высказываниях политиков ЕС и НАТО, то затем она начала отодвигаться агрессией России против Украины (где минский режим признан соучастником этого преступления), а в последние недели еще и борьбой Израиля против террористической группировки ХАМАС.

«Как это не печально, но это естественный процесс и, возможно, люди не знают, как работает международная политика и как работают медиа. Возможно, они ожидали, что и через три года после августа 2020 про Беларусь будут писать в том же объеме и Беларусь будет также на передовицах всех мировых СМИ», - соглашается Вадим Можейко.

По его мнению, для поддержания международного внимания к сопротивлению режиму Лукашенко нужна работа белорусских демократических сил, политиков, представляющих граждан своей страны, чтобы и в этих условиях находить информационный поводы, контакты и способы продвигать Беларусь с учетом всей международной повестки. Это необходимо для того, чтобы, по его словам, добиваться сохранения символической, моральной и материальной поддержки для политзаключенных, сбора средств на их реабилитацию, на правосудие и привлечение к ответственности, на сохранение всех доказательств преступлений режима. «Это все кропотливая работа, требующая поддержки и важно, чтобы это осуществлялось. Логично, что Беларусь сейчас занимает меньше места в повестке, но точно так же мы понимаем, что если что-то особое в Беларуси случится, как было с "вагнеровцами", то Беларусь снова займет заметное место в информационном поле», - уверен Вадим Можейко.

«Существенных санкций Беларусь не получила, даже имея статус соагрессора»

Главный экономист украинской НКО «Офис простых решений и результатов» Ярослав Романчук также обеспокоен снижением внимания западной общественности к белорусской повестке.

«Да, это так, не дай бог еще и Тайвань будет! Сочувствие есть, когда идут горячие войны, а поддержка белорусских демократических сил превращается больше в психологическую поддержку. Будут приглашать Тихановскую, пытаться организовывать встречи, обучать ведению бизнеса. Вот эта гражданская активность, которая поможет политикам и чиновникам ЕС сказать, что да, мы действительно Беларусь поддерживаем. А какого-то реального влияния нет, потому что мы видим, что даже в отношении России санкции "дырявые", даже по такому чувствительному товару как нефть они не работают», - констатирует он.

В разговоре с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» эксперт напомнил, что в настоящее время Беларусь в полной мере пользуется инфраструктурой, железной дорогой, логистикой, финансовой системой. От России Минск получает 15% финансовой и ресурсной поддержки. И поэтому Лукашенко говорит, что в стране все нормально, в 2023 году ВВП будет под $70 млрд, и Беларусь все преодолеет.

Санкции, которые были наложены на Лукашенко западными правительствами, Ярослав Романчук называет символическими, психологическими и, как и в случае с Россией, «дырявыми». «Потому что, как показывает структура торговли и состояния белорусской экономики, сближение с российской экономикой стремительное и большинство товарных потоков, которые шли через страны ЕС переориентированы на другие страны, в том числе и на Россию через логистические цепочки. Поэтому существенных, и как говорил один политик, "санкций из ада" Беларусь не получила, даже имея статус соагрессора. Других рычагов влияния, кроме как тотального эмбарго нет, а на это Евросоюз не пойдет, потому что есть страны, которые выступают против этого, в частности та же Венгрия», - отмечает собеседник «Голоса Америки».

Весьма сдержанно Романчик оценивает и упомянутые Жозепом Боррелем гуманитарные аспекты то поддержки Беларуси. «Ну, дадут еще на пару десятков миллионов евро больше на гранты для поддержки политических организаций белорусов, которые находятся за пределами страны, в том числе на поддержку независимых СМИ. Будут проводить семинары, тренинги, обучать молодежь, давать стипендии. Все это мы видели, но, к сожалению, это не может влиять на положение внутри страны в большой степени. Хорошо, если помогут решить вопрос с пребыванием в ЕС примерно полумиллиона беларусов, у которых проблемы с паспортами, получением ВНЖ. Это острые вопросы, которые беспокоят сотни тысяч беларусов», - перечисляет он. И заключает, что никакой другой существенной поддержки со стороны стран Запада он не видит.