Сирийское правительство рухнуло рано утром в воскресенье, под молниеносным наступлением сил повстанцев, которые захватили столицу Дамаск и вывели толпы на улицы, чтобы отпраздновать конец полувекового правления семьи Асадов.
Сирийское государственное телевидение транслировало заявление группы мужчин, в котором говорилось, что президент Башар Асад был свергнут, а все заключенные — освобождены.
Человек, зачитавший заявление, сообщил, что оппозиционная группа, известная как Оперативный штаб по завоеванию Дамаска (Operations Room to Conquer Damascus), призвала всех повстанцев и граждан сохранить институты «свободного сирийского государства».
Заявление появилось через несколько часов после того, как глава сирийского оппозиционного военного наблюдателя заявил, что Асад покинул страну и отправился в неизвестном направлении, спасаясь от повстанцев.
За почти 14 лет гражданской войны во время правления режима Асада погибли сотни тысяч людей, была перемещена половина довоенного населения страны в 23 миллиона человек, в конфликт втянулись несколько иностранных держав.
Празднования проходят по всей столице
Когда над Дамаском рассвело, толпы людей собрались, чтобы помолиться в городских мечетях и отпраздновать на площадях, скандируя «Бог велик». Горожане также скандировали антиасадовские лозунги и гудели в автомобильные гудки. Подростки подобрали оружие, которое, по-видимому, было выброшено силами безопасности, и стреляли из него в воздух.
Празднующие свержение диктатора заполнили площадь Омейядов в центре города, где находится Министерство обороны. Мужчины стреляли в воздух в знак празднования, а некоторые размахивали трехзвездным сирийским флагом, который существовал еще до правительства Асада и был принят революционерами.
Солдаты и полицейские покинули свои посты и бежали, а мародеры ворвались в Министерство обороны. На видео из Дамаска видно, как семьи заходят в президентский дворец, некоторые из них несут стопки тарелок и другие предметы домашнего обихода.
«Я не спал прошлой ночью и отказывался спать, пока не услышал новости о его падении, — сказал Associated Press 44-летний Мохаммед Амер Аль-Улаби, работающий в секторе электроэнергетики. — От Идлиба до Дамаска им (оппозиционным силам) потребовалось всего несколько дней, слава Богу. Да благословит их Бог, героических львов, которыми мы гордимся».
Сирийская газета al-Watan, которая исторически была проправительственной, написала: «Сирия перевернула страницу. Мы благодарим Бога за то, что он не пролил больше крови. Мы верим и надеемся, что Сирия будет принадлежать всем сирийцам».
Газета добавила, что работников СМИ нельзя винить за публикацию правительственных заявлений в прошлом.
«Мы только выполнили инструкции и опубликовали новости, которые они нам прислали, — говорится в ней. — Теперь быстро стало ясно, что это ложь».
В заявлении секты алавитов, к которой принадлежит Асад и которая сформировала ядро его базы, содержится призыв к молодым сирийцам быть «спокойными, рациональными и благоразумными и не втягиваться в то, что разрушает единство нашей страны».
Местонахождение Асада неизвестно
Сирийский премьер-министр Мохаммед Гази Джалали заявил в видеообращении, что правительство готово «протянуть руку» оппозиции и передать свои функции переходному правительству. Видео, распространенное в сирийских оппозиционных СМИ, показало, как группа вооруженных людей выводит его из офиса.
Премьер-министр ранее сообщил новостной сети Al Arabiya, что не знает, где находятся Асад и министр обороны. Он сказал, что потерял связь с Асадом поздно вечером в субботу.
Рами Абдуррахман из Сирийский центр мониторинга за соблюдением прав человека (Syrian Observatory for Human Rights) сообщил Associated Press, что Асад вылетел в воскресенье из Дамаска.
Высокопоставленный дипломат из Объединенных Арабских Эмиратов, которые стремились реабилитировать имидж Асада и в последние годы принимали высокопоставленных изгнанников, отказался комментировать свое местонахождение, когда журналисты на конференции в Бахрейне спросили его об этом.
Анвар Гаргаш сказал, что пункт назначения Асада на данный момент — «сноска в истории», сравнив его с длительным изгнанием немецкого кайзера Вильгельма II после Первой мировой войны.
Асада обвиняли в военных преступлениях и преступлениях против человечности во время войны, включая химическую атаку 2013 года на окраине столицы.
Иран, который был самым верным сторонником Асада, не дал никаких комментариев. Иранское посольство в Дамаске было разграблено после того, как, по-видимому, было оставлено. На кадрах AP видны разбитые окна и документы, разбросанные в подъезде.
Силы оппозиции не доходили до Дамаска с 2018 года, когда сирийские войска отбили районы на окраине столицы после многолетней осады.
Призывы к упорядоченному переходу
Наступление повстанцев с 27 ноября было самым крупным за последние годы, и города Алеппо, Хама и Хомс пали за считанные дни, поскольку сирийская армия растаяла. Россия, Иран и ливанская военизированная группировка «Хезболла», которые оказывали Асаду решающую поддержку на протяжении всего восстания, бросили его в последние дни на фоне других конфликтов.
Повстанцев возглавляет группировка «Хайят Тахрир аш-Шам» или ХТШ, которая берет свое начало в «Аль-Кайде» и считается террористической организацией в США и ООН.
Лидер группировки Абу Мухаммед аль-Джулани стремился изменить имидж, разорвав связи с «Аль-Кайдой» и поклявшись принять плюрализм и религиозную терпимость. В 2017 году ХТШ создала «правительство спасения» для управления крупным регионом на северо-западе Сирии под своим контролем.
«Голани вошел в историю и вселил надежду в миллионы сирийцев, — сказал Associated Press Дарин Халифа, старший советник Международной кризисной группы и эксперт по сирийским группировкам. — Но теперь ему и повстанцам предстоит столкнуться с серьезным вызовом. Можно только надеяться, что они окажутся на высоте».
Специальный посланник ООН по Сирии Гейр Педерсен призвал в субботу к срочным переговорам в Женеве для обеспечения «упорядоченного политического перехода». Министр иностранных дел России Сергей Лавров, чья страна является главным международным сторонником Асада, заявил, что «сочувствует сирийскому народу».
Катар, ключевой региональный посредник, в субботу вечером провел экстренную встречу министров иностранных дел и высших должностных лиц восьми стран, имеющих интересы в Сирии. Среди участников были Иран, Саудовская Аравия, Россия и Турция.
Маджед бин Мохаммед аль-Ансари, пресс-секретарь министерства иностранных дел Катара и советник премьер-министра, сообщил журналистам, что они согласились с необходимостью «вовлекать все стороны на местах», включая ХТШ, и что главной заботой является «стабильность и безопасный переход».
Израильские военные заявили в воскресенье, что разместили войска в демилитаризованной буферной зоне вдоль своей северной границы с Сирией после наступления там повстанцев.
Военные, которые заявили, что также отправили войска в «другие места, необходимые для их обороны», заявили, что развертывание было призвано обеспечить безопасность жителей аннексированных Израилем Голанских высот. Израиль захватил эту территорию в ходе войны на Ближнем Востоке 1967 года, и международное сообщество, за исключением Соединенных Штатов, считает ее оккупированной.
Международная реакция
Министр иностранных дел Турции заявил в воскресенье, что Анкара контактирует с повстанцами в Сирии, чтобы гарантировать, что группировка «Исламское государство» и Рабочая партия Курдистана (РПК) не смогут расшириться там после того, как антиправительственные силы взяли Дамаск. «Мы должны быть бдительны в этот переходный период, — заявил Хакан Фидан на Дохийском форуме в Катаре. — Мы поддерживаем связь с группами, чтобы убедиться, что террористические организации, особенно ИГ и РПК, не воспользуются ситуацией».
Фидан также заявил, что свержение режима Асада было не внезапным, а скорее результатом изнурительной гражданской войны. «Конечно, это не произошло в одночасье. Последние 13 лет страна находится в смятении», — сказал Фидан.
Избранный президент США Дональд Трамп заявил в воскресенье, что отказ России от Башара Асада привел к падению его правления, добавив, что Москва изначально не должна была его защищать, а затем потеряла интерес из-за войны на Украине, которая вообще не должна была начинаться.
«Асад ушел. Он сбежал из своей страны. Его покровитель, Россия во главе с (президентом) Владимиром Путиным, больше не была заинтересована в его защите», — написал Трамп на своей платформе в социальной сети Truth Social.
«У России изначально не было причин там находиться, — написал Трамп. — Они потеряли всякий интерес к Сирии из-за Украины... войны, которая вообще не должна была начинаться и может продолжаться вечно».
Трамп, вступающий в должность 20 января, добавил, что Россия и другой главный сторонник Асада, Иран, «сейчас находятся в ослабленном состоянии, один из-за Украины и плохой экономики, другой из-за Израиля и его боевых успехов».
Франция в воскресенье приветствовала известие о падении режима Асада и призвала к прекращению боевых действий и мирному политическому переходу в стране. «Сейчас настало время для единства в Сирии», — говорится в заявлении французского МИД.
Министерство иностранных дел Китая заявило, что Пекин «внимательно следит за развитием ситуации в Сирии и надеется, что страна вернется к стабильности как можно скорее».
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху приветствовал свержение Башара Асада как «исторический день», последовавший за ударами, нанесенными Израилем по сторонникам Асада Ирану и «Хезболле» в Ливане.
Во время визита в район вблизи границы с Сирией Нетаньяху сообщил, что приказал израильским войскам взять под контроль районы в буферной зоне, чтобы обеспечить безопасность Израиля, и сказал: «Мы не позволим никаким враждебным силам обосноваться на нашей границе».
Мнение экспертов
Режим Башара Асада пал абсолютно предсказуемо и закономерно, считает политолог Руслан Айсин. По его мнению, он был обречен, и у него не оставалось никаких шансов на то, чтобы устоять.
«В последние годы власть Асада держалась сугубо за счет иранских и российских «штыков», а также военной помощи Москвы и Тегерана, – добавил он в интервью Русской службе «Голоса Америки». – Режим насквозь прогнил, у него не было никакой социальной опоры в стране. Мы видели, что даже армия его не поддержала. Потому что он достал всех и вся».
Так называемые государственные институты, созданные под Асада, были в высшей степени неэффективны, утверждает Руслан Айсин: «Более того, они выполняли почти исключительно карательную функцию или же просто наживались, как могли. Народ в прямом смысле грабили, произвольно устанавливая КПП, где с людей брали мзду. Любой бизнес обкладывался данью, причем как официальными структурами, так и неофициальными. Бесчинствовали силовики. В общем власть была по сути бандитская».
Поэтому столь стремительное падение режима совершенно не удивительно, продолжил политолог: «К тому же повстанцы хорошо подгадали время для наступления, выбрали момент, когда Путин был не в состоянии прийти на помощь Асада, в Москве ему судя по всему дали от ворот поворот. Плюс Тегеран самоустранился и не захотел в очередной раз спасать Асада. Как я полагаю, у Ирана есть негласная договоренность с повстанцами, которые представляют грозную силу. В их рядах около 60 тысяч хорошо экипированных, вооруженных и идейных бойцов. Они могли смести любую преграду на своём пути».
Конечно, силы повстанцев не однородны, заметил Руслан Айсин: «Есть разные фракции и группировки, но они смогли объединиться, как мы видим, перед лицом общего врага, найти общий язык со многими протурецкими силами, а также с христианами, друзами, шиитскими формированиями, арабскими племенами. Руководители движения Хайят Тахрир аш-Шам (ХТШ) заявили, что передадут власть гражданской администрации, что и происходит. Объявлено, что в течение двух дней кабинет министров в основном своем составе выйдет на работу. Видимо, они присягнут новой власти и продолжат работу в штатном режиме. Также обещано, что будет проводиться политика веротерпимости. И пока мы видим, что так оно и есть. В одной из провинций христианский священнослужитель даже стал во главе временной администрации. Идет демонстративная политика, которая показывает, что повстанцы готовы взаимодействовать со всеми. И эти страшилки, которыми пугал режим Асада, что придут страшные исламисты и всех начнут резать, сейчас рассеиваются».
В то же время Москва и лично Путин получили ощутимый удар, подчеркнул политолог. «Еще совсем недавно кремлевская пропаганда уверяла, что именно в Сирии – оплот российского влияния в регионе. В 2021 году Асад победил на выборах с 95-процентной «поддержкой» населения. Оказалось, что всё это ровным счетом ничего не значит, как и миллиарды долларов, которые Россия туда вкачала, в том числе на создание и модернизацию военных баз в Хмеймиме и Тартусе. Что с ними будет, сейчас трудно сказать с определенностью. Скорее всего российским военным дадут возможность уйти из Сирии. Так что это серьезная пощечина Путину. У него по сути не осталось возможности влиять на регион. Он увяз в войне в Украине, и не в состоянии одновременно участвовать в нескольких конфликтах. Это признание в собственной слабости», – резюмировал Руслан Айсин.
Причина падения режима очень проста: Асад остался без союзников, а его армия оказалась недееспособной, констатировала в комментарии «Голосу Америки» востоковед Марианна Беленькая. По ее словам, у сирийского диктатора у не было сил поддержки, потому что он «довел страну до ручки».
«Население устало от бесконечных войн, коррупции, насилия и так далее, – уточнила она. – Вдобавок за последние месяцы Хезболла, один из главных игроков на сирийском фронте основная проиранская сила, получила серьезный удар в противостоянии с Израилем, прежде всего в Ливане, но и в Сирии тоже. Пострадали и других иранские прокси. Они лишились многих бойцов и оружейных арсеналов. А когда меняется баланс сил, всегда одна сторона ослабевает, другая заполняет вакуум. Собственно, Тегеран ничем не мог помочь Дамаску. Если бы он начал перебрасывать военные подразделения в Сирию, Израиль нанес бы удар по ним и не позволил бы осуществить дислокацию. У России же в Сирии наземных сил как таковых не было, а одними авиационными бомбардировками сейчас ничего не решить.
Что теперь ждет Сирию, это очень большой вопрос, полагает Марианна Беленькая: «Пока многое непонятно и неизвестно. Ясно только, что в Сирии начнут делить власть. Конечно, это во многом и удар по репутации России и Путина. А что будет с российскими военными базами, опять же загадка. Возможно, они и станутся. В принципе ХТШ была не против сотрудничества с Москвой, и предлагала его наладить в случае, если Россия не станет поддерживать Асада. Не исключено, они как-то договорятся. Но рычаги своего влияния в регионе Москва в значительной степени потеряла, хотя какие-то возможности для маневра еще остались». Ситуация в Сирии продолжает меняться каждую минуту, и сложно прогнозировать надолго, заключила востоковед.