Питтсбург – центр восточноевропейских культур в Америке

  • Инна Дубинская

В день открытия саммита «Большой двадцатки» в Питтсбурге президент России Дмитрий Медведев встретился со студентами и преподавателями Питтсбургского университета. В Питтсбурге есть и другой университет – Карнеги Меллон – также обладающий международной известностью. И все же выбор президента России никак нельзя назвать случайным, сказала в интервью «Голосу Америки» Эмилия Занкина – заместитель директора Центра изучения России и стран Восточной Европы в Питтсбургском университете.

Инна Дубинская: В Питтсбурге не такая уж многочисленная русскоязычная община – по официальным данным, около трех с половиной тысяч человек. Чем объяснить внимание вашего университета к России и другим странам Восточной Европы?

Эмилия Занкина: В действительности в Питтсбурге существуют глубокие традиции иммиграции из стран Восточной Европы. Это очень давняя история. Помимо всех волн российской и советской иммиграции, в нашем городе живут иммигранты из Украины, Польши, из стран бывшей Югославии, из Словакии. Потому Питтсбург – своего рода центр Восточной Европы в Америке. У нас отмечаются этнические, религиозные и фольклорные праздники и фестивали. В городе много православных церквей.

Питтсбург притягивает к себе высококвалифицированных преподавателей и специалистов из Москвы и из других городов России, которые приехали жить и работать в США. Многие из них стали сотрудниками Питтсбургского университета.

И.Д.: Кого привлекает ваш Центр изучения России и стран Восточной Европы?

Э.З.: В нашем Центре работают 66 профессоров и преподавателей с разных факультетов университета. А в нашей сертифицированной программе русского языка, истории, культуры и литературы – более двухсот студентов и аспирантов. Центр организует конференции, семинары, программы обмена с университетами и институтами в России. В отличие от других университетов Америки, где есть факультеты славистики и программы изучения русского языка, наша программа сертифицирована факультетом международных отношений.

И.Д.: С какими российскими ВУЗами вы сотрудничаете?

Э.З.: У нас каждый год работает летний институт интенсивного изучения русского языка. В этот институт приезжают студенты-слависты со всей Америки. Всего же по программе русского языка в течение академического года занимаются примерно 50 студентов. Из них от 25 до 35 человек по конкурсному отбору ежегодно участвуют в программе обмена с Центром международного образования МГУ. С прошлого года мы начали проводить аналогичную программу обмена с Тверским Государственным Университетом. В рамках этой программы интенсивного изучения русского языка наши студенты проводят выходные дни со сверстниками – студентами ТГУ.

И.Д.: Чем привлекателен ваш центр для профессорско-преподавательского состава факультетов, не связанных с изучением России?

Э.З.: Вот пример: специалисты с факультета здравоохранения организовали с помощью центра программу обмена с университетом в Самаре. В 2005 году в Питтсбургском университете был проведен международный семинар по проблеме ВИЧ/СПИДа на востоке Урала. В семинаре приняли участие врачи и эксперты в области здравоохранения из России и Америки, которые разработали методы профилактики ВИЧ/СПИДа в этом регионе.

Профессор археологии нашего университета Брайан Хингс каждый год организует летние археологические раскопки в Челябинске, где он работает вместе со студентами – будущими археологами из Челябинского Государственного Университета, а также из Великобритании и США.
Наш профессор геологии Билл Харбиртон разработал несколько геофизических проектов по изучению северной и восточной России. У него было несколько программ академического обмена с Институтом геологии, Институтом физики земли и Институтом океанологии РАН. Это лишь некоторые из многочисленных академических и исследовательских программ обмена, которые также проводят в России факультеты славистики, бизнеса, правоведения.

И.Д.: Кто финансирует все эти проекты?

Э.З.: Мы зарегистрированы в Национальном ресурсном центре США и каждые четыре года подаем заявки за гранты Министерства образования. Благодаря этим средствам мы предоставляем стипендии студентам и преподавателям. Кроме того, нас поддерживают различные неправительственные и частные фонды, которые финансируют наши образовательные программы и академические исследования. Мы помогаем сотрудникам университета находить источники грантов для их научных проектов.

Кроме того, мы каждый год приглашаем исследователей и профессоров из России для работы в нашем университете, в частности, на факультетах экономики, правоведения и международных отношений. Есть у нас и программы для иностранных студентов. Например, в этом году по стипендии Хайнца (компания, известная как производитель кетчупа – И.Д.) в этом году к нам приехали из России три студента для обучения по магистерской программе на факультете правоведения.

Мы не стоим на месте. С каждым годом программы Центра изучения России и стран Восточной Европы становятся все более разнообразными, а число их участников увеличивается.