Магическая линия Густава Климта

«Рыбья кровь». 1898 г. Courtesy Galerie St. Etienne, New York

Первая выставка рисунков австрийского мастера модерна бьет рекорды посещаемости в музее Гетти
С начала июля в Музее Гетти в Лос-Анджелесе проходит выставка рисунков австрийского художника Густава Климта, посвященная 150-й годовщине со дня рождения этого выдающегося мастера эпохи модерна. Выставка «Густав Климт: магия линии» (Gustav Klimt: The Magic of Line) – первая в мировой музейной практике, целиком посвященная его рисункам. Большинство экспонатов – из музея Альбертина в Вене, остальные из других музеев и частных коллекций. Продлится она до 23 сентября 2012 года.

Австрийца Густава Климта (1862–1918) считают отцом венского модерна, основателем движения Сецессион. Художник известен изысканно-декоративными полотнами, но он также был исключительно новаторским и одаренным рисовальщиком. В музее Гетти представлены более ста его рисунков, большинство из которых никогда не выставлялись в Северной Америке.

«Мы очень горды тем, что совместно с коллегами из Альбертины подготовили эту выставку, первую в США, – заявил Джеймс Куно, президент фонда Дж. Пола Гетти, исполняющий обязанности директора музея Гетти. – Охваченные выставкой четыре десятилетия его творчества дают возможность увидеть, как он трактовал линию, пространство и человеческое тело, и как стал одной из самых заметных фигур модерна. Именно благодаря таким выставкам наш музей завоевал международную репутацию».

«Каждая выставка – приключение, но эта – особое, упоительное приключение, которое во многом изменило мою жизнь, – сказала в беседе с корреспондентом «Голоса Америки» Ли Хендрикс, куратор выставки с американской стороны, возглавляющая отдел рисунков музея Гетти. – Мы готовили ее примерно три года вместе с искусствоведом Мариан Бизанц-Праккен из музея Альбертина. Она крупнейший специалист по Климту. На выставке рисунков Рембрандта в музее Гетти мы с ней разговорились, Мариан упомянула о Климте, о том, что готовит его юбилейную выставку в Альбертине. Я пригласила выставку в Гетти, Мариан согласилась, директора наших музеев одобрили проект».

Как рассказала Ли Хендрикс, экспозиция прослеживает радикальную эволюцию Климта от раннего академического реализма середины 80-х годов 19-го века до прорыва в новую стилистику модерна в начале 20-го века. Начинал Климт с чистого академизма, который в его версии назывался «историцизм». Художник тщательно выписывал исторические и мифологические сцены, причем человеческая фигура занимала главное место в композиции. Наброски и эскизы стали важнейшей стадией для подготовки к живописным работам. В середине 90-х подход Климта к человеческой фигуре изменился и формально, и психологически. Реалистическое выписывание по законам классической перспективы уступило место эффектной фактурности, уплощению и символизации. Климт все больше концентрируется на передаче чувства меланхолии и смутных сексуальных вожделений.

«Густав Климт рисовал натурщиц и натурщиков буквально каждый день, - отметила Ли Хендрикс. – Его творческое наследие огромно – четыре тысячи рисунков. Его штудии чрезвычайно важны для понимания его искусства и погружают в самые глубинные тайны творческого процесса. Они демонстрируют неустанный поиск художником эстетических решений, а также постоянные раздумья о человеческом бытии, его мимолетности, взаимосвязанности и непреложности».

В 1897 году вместе с группой молодых австрийских художников и архитекторов Климт откололся от объединения академистов, основал движение Сецессион и журнал Ver Sacrum (Весна Священная). Его увлекли мир символизма и мифология сновидений, а любимым мотивом стали как бы плывущие, струящиеся в пространстве женские фигуры.
В этом разделе представлены шедевры графики Климта, которые воспроизводились в Ver Sacrum, включая эскизы к знаменитому полотну «Портрет Адели Блох-Бауэр». Следующая секция включает зарисовки к трем панно, заказанным Климту для украшения потолка нового здания Венского университета. Картины сгорели в 1945 году, и на выставке, помимо эскизов, представлены репродукции и фотографии.

Блистательным достижением мастера считается «Бетховенский фриз», своего рода живописная интерпретация финала Девятой симфонии Бетховена. В 1901-1902 годах Климт создал этот декоративный цикл для здания Сецессиона в Вене, где его можно увидеть и сегодня. В музее Гетти выставлены тринадцать эскизов к этому циклу, а также под потолком одного из залов - копия фриза в натуральный размер.

«Бетховенский фриз» – одна из самых знаменитых работ Климта, - прокомментировала Ли Хендрикс. – В музеях Лос-Анджелеса нет ни одной картины Климта. И нам показалось важным показать эту превосходную работу, пусть и в копии. Мы использовали компьютерные файлы высочайшего разрешения, и качество, по всеобщему мнению, оказалось изумительным».

«Золотой» этап творчества Климта представлен эскизами и зарисовками к самым известным его полотнам. Среди них «Три возраста женщин», «Поцелуй», «Надежда II». Заметно, что его захватила тема цикличности жизни, и в рисунках художник концентрируется на энергии линии, а не на нюансах светотени и фигуративном реализме, как раньше.

Сегодняшний бум вокруг Климта заставляет задаться вопросом: почему именно он? Почему стены студенческих общежитий всего мира увешаны репродукциями его «Поцелуя»? Почему «Портрет Адели Блох-Бауэр», проданный в 2006 году за 135 млн. долларов, стал одной из самых дорогих картин в мире?

«Наряду с Эдвардом Мунком и Винсентом Ван-Гогом Климт попал в обойму любимцев массовой культуры, – ответила Ли Хендрикс. – Очевидно, они отвечают критериям популистской психологии. Скажем, трактовка любви и ее эротического компонента Климтом созвучна тому, как их воспринимают сегодня. Впрочем, в реальности его понимание эротизма гораздо глубже расхожих представлений. Но в целом экзистенциальная философия Климта очень близка менталитету 21-го века. Это заметно по живому интересу к нашей выставке. Уже за первые четыре дня ее посетили 17 тысяч человек. Судя по динамике, она станет рекордной для музея Гетти по числу посетителей».