Геннадий Бурбулис: «У ГКЧП не было будущего»

  • Виктор Васильев

Геннадий Бурбулис: «У ГКЧП не было будущего»

Ближайший соратник Бориса Ельцина считает августовский путч трагической авантюрой

«Трагической авантюрой, которая не имела исторической перспективы» –так назвал действия ГКЧП Геннадий Бурбулис, который с июля 1991 года занимал пост государственного секретаря России, а позже стал первым вице-премьером правительства РФ. Сегодня Геннадий Бурбулис возглавляет политологический и гуманитарный центр «Стратегия». Он и сегодня убежден, что путчисты в случае победы продержались бы у власти несколько недель, в лучшем случае – месяц. Свою точку зрения он изложил в среду 18 августа, отвечая на вопрос корреспондента Русской службы «Голоса Америки» в ходе пресс-конференции, посвященной 20-летию августовского путча.

«Есть такой удивительный факт, на который почему-то часто не обращают внимания – заметил он. – Вскоре после того, как Борис Николаевич прочитал из танка обращение к гражданам России – считаю, это гениальный поступок, свидетельствующий о таланте Ельцина как публичного политика, – все мировые информационные агентства показывали его, комментировали в течение дня, а мы уже где-то часа в два начали получать звонки, разговаривать с главами государств. Мировое сообщество поддержало нашу позицию, позицию Ельцина и защитников Белого дома. И это был ключ к победе. Но ГКЧПистов ведь тоже поздравили – поздравили четыре «выдающихся» деятеля ХХ века: Ясир Арафат, Муаммар Каддафи, Слободан Милошевич и Саддам Хусейн, который даже написал, что вы, мол, сделали это трудное дело очень хорошо».

Для Бурбулиса совершенно очевидно, что как бы искренни ни были участники ГКЧП в своих действиях и мотивах, они попрали все действовавшие на тот момент в стране правовые нормы.

«Они нарушили не только Конституцию. Они нарушили и постановление Верховного Совета СССР, которое было принято 15 июля и одобряло проект (Союзного государства), подготовленный к подписанию. Они нарушили правило утверждения ГКЧП. И Сергей Алексеев со своими коллегами по комиссии Конституционного надзора требовал от Анатолия Лукьянова немедленно собрать Верховный Совет и дать оценку (происходящему). В этом плане они, конечно, преступники. Сколько бы они продержались (если бы одержали верх), никто не знает – месяц, может быть, три недели, может, четыре. Но будущего у этой трагической авантюры не было», – констатировал он.

По словам главы центра «Стратегия», он со своими сотрудниками, продолжает анализ с тем, чтобы развеять ряд мифов, сопутствующих событиям августа 1991 года.

«Во-первых, что путчисты были кучкой заговорщиков, и ничего там серьезного не намечалось. А во-вторых, что Ельцин победил благодаря странным человеческим подвигам небольшой группы лиц – «Живого кольца». Мы убеждаемся, что поддержка позиции Бориса Николаевича (с точки зрения гражданских институтов) соответствовала итогам выборов 12 июня, когда большинство населения (как вы помните, 57 процентов против 17 у Николая Рыжкова) избрало президентом Ельцина», – резюмировал он.

«Голос Америки»: Члены ГКЧП и их сторонники продолжают утверждать, что эту организацию создал сам Горбачев. Как вы относитесь к такой версии?

Геннадий Бурбулис: «Я думаю, Михаил Сергеевич очень хорошо представлял, что они намерены делать, и избрал позицию, которую можно так выразить: попробуйте, а я посмотрю. Это выходит из его поступков, исходит из его сути. Он не до конца был уверен, что Союз Суверенных Государств будет развиваться по его предложению. То есть он колебался и допустил крайне опасную в данном случае неопределенность. У путчистов были свои взгляды, и они их реализовали в такой вот трагической форме. И, Горбачев, несомненно, отвечает за то, что все произошло именно так».

Бурбулис считает, что абсолютное большинство членов ГКЧП руководствовались своими убеждениями, выстраданной за многолетнюю жизнь системой ценностей.

«В этом смысле мы имеем проблему человеческого личностного выбора, который осуществлялся в условиях фундаментального исторического процесса. Когда члены ГКЧП обнародуют свои документы, они достаточно убедительно объясняют, что их заставило пойти на крайние меры. Эти люди не захотели следовать выбору, который страна уже сделала, не хотели с ним считаться», – подчеркнул он.

По его оценке, путчисты отстаивали свое мировоззрение, свою веру.

«Те события можно назвать жесточайшей религиозной войной», – добавил политик.

На его взгляд, сейчас жизненно необходимо осмыслить произошедшее тогда, чтобы избежать повторения ошибок в будущем. Он полагает, что угроза распада России становится тем серьезнее, чем легковеснее относятся нынешние власти к событиям 1991 года. Кроме того, Бурбулис считает наивным заявление, что в Холодной войне победил Запад. «Мы видим проблемы, которые сегодня потрясают весь мир»,– заключил он.