Израиль и Хамас приближают обмен заключенными

После интенсивных совещаний на высшем уровне в Иерусалиме Израиль продвинулся вперед в вопросе неравнозначного обмена тысячи палестинских заключенных на пленного израильского солдата Гилада Шалита. Израильский военнослужащий был захвачен боевиками ХАМАСа на территории Израиля три с половиной года назад и содержится в секторе Газа.

Министр обороны Израиля Эхуд Барак отметил, что правительство прилагает все усилия по достижению соглашения. Отставной генерал и бывший начальник штаба армии подчеркнул, что первостепенная обязанность – вернуть пленного солдата домой, но, добавил он, «не любой ценой».

Камнем преткновения остается вопрос о 20 палестинских боевиках, ответственных за кровавые теракты против Израиля. В последнем по времени ответе ХАМАСу израильские власти настаивают на том, чтобы эти заключенные были депортированы в Газу, или за границу, вместо того, чтобы возвращать их домой на Западный берег. Официальная точка зрения состоит в том, что в заблокированной Газе эти боевики будут представлять меньшую угрозу для Израиля, чем на Западном берегу, расположенном в непосредственной близости от израильских городов.

Однако ХАМАС настаивает на возвращении этих 20 заключенных именно на Западный берег и заявляет, что требования Израиля могут затормозить достижение соглашения.

Официальный представитель ХАМАСа Иззат Рашак предупредил, что Гилад Шалит «не увидит белого света», пока Израиль не выполнит предъявленных требований.

В Израиле существуют разные мнения по поводу обмена заключенными. Многие израильтяне симпатизируют семье Шалита и проводимой членами семьи кампании по его освобождению. Ноам Шалит, отец военнопленного, говорит, что Израиль и раньше проводил неравноценные обмены, и нет причины затягивать заключение сделки в данном конкретном случае. «Мы ждем принятия решений, – заявил он. – Мы думаем, что настало время принять решение и закрыть этот вопрос».

Но многие другие израильтяне считают предстоящий обмен серьезной ошибкой. Они предупреждают, что предлагаемая сделка укрепит позиции ХАМАСа, ослабит позиции умеренных палестинских политиков и приведет к росту насилия и шантажа со стороны террористов.