Грузия направляет дополнительный контингент в Афганистан

  • Инна Дубинская

Ричард Холбрук – спецпредставитель США в Афганистане и Пакистане – в ближайшее время посетит Тбилиси, чтобы обсудить вопросы сотрудничества между Грузией и НАТО, а также участие Грузии в действиях международной коалиции в Афганистане. 5 февраля об этом заявил, находясь в Тбилиси, заместитель госсекретаря Джеймс Стайнберг.

Спустя некоторое время американское аналитическое издание The Cable сообщило, сославшись на грузинские источники, что визит Ричарда Холбрука в грузинскую столицу – с целью доработки плана дислокации дополнительного грузинского контингента в Афганистане – состоится в марте нынешнего года.

По данным The Cable, численность грузинского отряда (его уже окрестили «бригадой Холбрука») составит 750 человек. На командующего силами международной коалиции генерала Дэвида Петреуса произвела сильное впечатление высокая боеспособность грузинских военных, проявленная в Ираке – в ходе операций у иранской границы. Теперь, по личной просьбе генерала Петреуса, «бригада Холбрука» отправится в провинцию Гильменд.

В Афганистане уже находятся 350 грузинских военнослужащих. А с прибытием «бригады Холбрука» Грузия займет второе место после США по численности своего афганского контингента – в процентном отношении к численности населения страны.

«Администрация президента Обамы многие месяцы испытывала трудности в разработке своей афганской политики», – сказал в интервью «Голосу Америки» Джонатан Хэйс – аналитик международной службы оборонного и стратегического консалтинга Jane's Information Group. «Разработанная ею стратегия, – продолжил он, – во многом основывается на увеличении военного контингента НАТО в Афганистане. Министр обороны Роберт Гейтс затратил немало времени, чтобы добиться от союзников по НАТО гарантий отправки дополнительных войск. Результат его усилий был разочаровывающим. Войск в Афганистане не хватает – и поэтому согласие на предложение президента Саакашвили направить дополнительный грузинский контингент – это не закулисные маневры НАТО, а необходимый шаг для выполнения обязательств сил коалиции в провинции Гильменд».

Чем же объясняется инициатива Грузии? Президент тбилисского Фонда стратегических и международных исследований профессор Александр Рондели называет несколько факторов, обусловивших ее: «Во-первых, это наша ценностная установка. Мы строим демократическое государство, и для нас опасность радикализма и международного терроризма так же высока, как и для любой другой страны. Тем более, что это наш регион. Во-вторых, мы хотим помочь НАТО и показать, что мы не только потребители безопасности, но и можем внести свой вклад в ее обеспечение. В-третьих, мы хотим там «обкатать» наших военных. Там будет ротация наших батальонов. Мы получим сотни хороших офицеров и солдат, понюхавших пороху в реальных условиях взаимодействия с лучшими войсками мира. В-четвертых, мы с удовольствием помогаем американцам, которые были довольны нашими войсками в Ираке».

Третье обстоятельство, упомянутое профессором Рондели, вызывает беспокойство у экспертов – как в США, так и в других странах. Вооружение «бригады Холбрука» может рассматриваться как помощь Грузии в повышении боеспособности ее вооруженных сил и потому – вызвать недовольство России и обострить и без того накаленную ситуацию в регионе.

В декабре 2009 года сенатор-республиканец из штата Индиана Ричард Лугар – ветеран сенатского комитета по иностранным делам – подготовил доклад, в котором указывается: «Соединенные Штаты под значительным дипломатическим давлением России приостановили поставки оружия в Грузию. Со времени войны (т.е. с августа 2008 г. – И.Д.) министерство обороны Грузии не получало прямой американской помощи. В результате Грузия лишена возможности обеспечить элементарную защиту своей территории». Сенатор Лугар считает необходимым отменить неофициальный запрет на поставки в Грузию оружия и военной техники.

Джонатан Хэйс предвидит негативную реакцию России, если США возобновят поставки оружия в Грузию: «Россия наверняка будет разочарована. Эта реакция повлияет на контекст более широкого американо-российского диалога, включающего ОСВ, переговоры по обеспечению кибербезопасности, взаимодействие по иранской ядерной программе и так далее. Однако негативный эффект для отношений между США и Россией, а также Россией и НАТО будет сглажен тем, что теперь уже не стоит вопрос о членстве Грузии в НАТО».

«Еще до августовской войны принятие Грузии в НАТО ставилось под сомнение некоторыми членами альянса, в частности, Германией, – уточняет Хэйс. – С приходом к власти президента Обамы американская администрация практически не поднимала этот вопрос, что воспринимается некоторыми как косвенное признание нецелесообразности принятия Грузии в НАТО».

Предложение Грузии направить дополнительный контингент в Афганистан не имеет отношения к планам Тбилиси в будущем присоединиться к НАТО, подчеркивает профессор Рондели. Грузинский эксперт не видит опасности для России и в том, чтобы США возобновили «поставки средств связи и обмундирования» в Грузию. «Настоящего оружия нам никогда не давали. Если бы у нас были американские противотанковые и противовоздушные установки, мы бы лучше себя показали,– считает Александр Рондели. – А что касается отправки нашего дополнительного контингента в Афганистан, то в ней Россия должна быть заинтересована. Она же не хочет, чтобы победила Аль-Кайда».

Из предназначенных для Афганистана грузов, которые не доставляются через Пакистан, 80% транспортируются через территорию Грузии и 20% – через территорию России, отмечает грузинский политолог. Не исключая, впрочем, что после визита Ричарда Холбрука в Тбилиси роль Грузии в снабжении международной коалиции станет еще важнее.