В Грузии отметят кандидатский статус по членству в ЕС «общенародным торжеством»

Ираклий Гарибашвили (архивное фото)

ЕС пока не объявлял окончательного решения по Грузии

Правящая «Грузинская мечта» отметит присуждение стране кандидатского статуса по членству в Евросоюзе «общенародным» праздником. Об этом сообщил премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили, не дожидаясь окончательного решения Европейского совета в связи с Грузией.

«Мы ожидаем окончательное решение Европейского совета о присуждении статуса приблизительно 14 или 15 декабря… По мере того, когда будет принято решение, мы решили провести общенародное, национальное торжество, празднование победы и концерт, чтобы вместе отметить эту историческую победу, результат работы нашей страны и нашего народа, нашего правительства и властей», – заявил Гарибашвили на заседании правительства.

Напомним, что 8 ноября Еврокомиссия объявила, что рекомендует предоставить Грузии статус страны-кандидата по членству в Евросоюзе, но для этого Тбилиси необходимо выполнить ряд условий.

Выполнение определенных условий ЕС потребовал от Тбилиси еще в июне 2022 года, когда в отличие от Молдовы и Украины, Грузии было отказано в кандидатском статусе. Тогда Грузии рекомендовали исполнить двенадцать обязательств, в том числе осуществить деполяризацию, деолигархизацию, судебную реформу и провести честные выборы, хотя за срок в почти полтора года Тбилиси сумел полностью выполнить лишь три условия из двенадцати.

В этот раз Еврокомиссия потребовала от Грузии выполнение части предыдущих и еще новых условий, это: борьба с дезинформацией и манипулированием иностранной информацией о ЕС и европейских ценностях; а также соблюдение Грузией внешней политики и политики безопасности ЕС.

Требования ЕС подразумевают совместную работу властей и оппозиции. Как заявил посол ЕС в Грузии Павел Герчинский, единство всех политических сил, а также гражданского сектора в работе по продвижению евроинтеграции страны «абсолютно необходимо».

«Очевидно, что правительство должно быть инклюзивным, поддерживать оппозицию, прислушиваться к гражданскому обществу, но в то же время оппозиционные партии должны работать конструктивно и стараться внести свой вклад в эти совместные усилия», — заявил Павел Герчинский.

При этом власти обвиняют оппозицию в отказе сотрудничать с «Грузинской мечтой» и «саботаже» евроинтеграции страны.

«Нам удалось получить статус кандидата в одностороннем порядке, без их участия. Страна не рухнет, если они не включатся в выполнение этих девяти пунктов. Наша страна все равно будет двигаться вперед, однако, конечно, будет лучше, если все субъекты последуют требованиям Евросоюза и включатся в процессы, которые связаны с выполнением условий, представленных Евросоюзом», — заявил 28 ноября председатель правящей партии Ираклий Кобахидзе.

В то же время среди оппозиционных сил нет единой позиции касательно сотрудничества с правящей силой. Часть оппозиции высказывает готовность к совместной с властями работе для выполнения условий ЕС, а другая часть заявляет о том, что «Грузинская мечта» является пророссийской силой, и что кандидатский статус в ЕС является лишь фикцией, направленной на «усыпление бдительности» прозападного электората, «ширмой», которой правящая партия якобы «прикрывает» свои пророссийские симпатии.

Политолог из Грузинского фонда стратегических и международных исследований Каха Гоголашвили убежден в том, что Еврокомиссия рекомендовала кандидатский статус для Грузии, учитывая свои геополитические интересы и стремление не дать лищить Россию возможности распространить своё влияние на территории, где для этого может существовать, по мнению Кремля, «благодатная почва».

Что касается позиции правящей партии «Грузинская мечта», политолог напомнил, что с июня 2022 года, когда Брюссель поручил Тбилиси выполнить соответствующие условия для получения кандидатского статуса, грузинское руководство выполнило лишь те задания, которые «не представляли угрозы для сохранения власти и контроля» правящей силы.

«Требования ЕС по обеспечению гендерного равенства и назначению Омбудсмена не могло грозить «Грузинской мечты» утратой власти, именно поэтому эти условия выполнены, в отличие от требований по реформированию Совета юстиции и судебной системы, также как и по снижению избирательного барьера с 5 до 2 процентов. И конечно, не выполнено, и при «Грузинской мечте» не сможет быть выполнено, требование Евросоюза о деолигархизации, так как это будет означать утрату влияния на решения правительства со стороны частного лица, основателя правящей партии миллиардера Бидзины Иванишвили», – отметил Гоголашвили в комментарии для «Голоса Америки».

Политолог считает, что «Грузинская мечта» не может стремиться в ЕС именно из-за “фактора Иванишвили”, так как в отличие от России, в Европейском Союзе посчитают неприемлемым влияние неофициального лица на политические решения.

Что касается заявлений «Грузинской мечты» о поддержке евроинтеграции, эксперт убежден, что, учитывая сильные прозападные настроения среди населения, власти пытаются использовать кандидатский статус для выборов 2024 года, т. е. убедить граждан в том, что при «Грузинской мечте» страна еще больше приблизится к ЕС.

«Для победы на выборах «Грузинская мечта» готова использовать все средства: с одной стороны, власти делают антизападные заявления, радикальные группы, атакующие свободные СМИ, преследующие ЛГБТ, остаются безнаказанными; с другой стороны - власти празднуют кандидатский статус в ЕС и заявляют о том, что страна при их правлении еще больше приближается к западным структурам. На самом деле, шанс реформирования проблемных сфер при «Грузинской мечте» - т. е. единственное, что может реально ускорить евроинтеграцию Грузии, - практически отсутствует, так как Иванишвили вряд ли приемлет перспективу утраты своего влияния», – резюмировал Гоголашвили.

Примечательно, что согласно результатам исследования, проведенного в Грузии в период с 14 сентября по 14 октября Международным республиканским институтом (IRI) (американской неправительственной организацией, поддерживающей развитие политических партий, гражданского общества, свободных и справедливых выборов), голосовать за правящую партию намерены 25% опрошенных, а за партию экс-президента осужденного Михаила Саакашвили «ЕНД» – 13%. При этом 40% респондентов IRI заявили, что никогда не будут голосовать за «ЕНД», а 29% опрошенных назвали в этом случае «Грузинскую мечту». Одновременно 18% сказали, что не определились, 11% – что перечеркнут избирательный бюллетень, а 6% – что не будут голосовать.