Правительство Грузии подало иск в Конституционный суд против президента Саломе Зурабишвили. Правящая «Грузинская мечта» считает необходимым разграничение компетенции президента и правительства при назначении послов и руководителей дипломатических представительств Грузии.
Как уточнил председатель партии «Грузинская мечта» Ираклий Кобахидзе, иск касается двух дипломатов, которых правительство собиралось назначить в ООН и Канаду, и что Конституционный суд должен лишь дать разъяснения существующей нормы о полномочиях президента при назначении глав дипмиссий. Кобахидзе заверил, что иск не подразумевает импичмента президента и призвал оппонентов воздержаться от спекуляций.
Примечательно, что сама Саломе Зурабишвили утверждает, что она утвердила все назначения послов, представленные ей правительством Грузии.
Контекст
Напряжение в отношениях партии власти и президента Грузии стало очевидным после того, как в марте Саломе Зурабишвили раскритиковала «нерешительную поддержку» Украины со стороны «Грузинской мечты»
В своём ежегодном выступлении в парламенте президент Грузии также заявила, что из-за того, что ранее правительство отказало ей в организации официальных визитов в европейские столицы, ей пришлось использовать собственные связи, и встретиться с европейскими лидерами в формате личных встреч.
В ответ на эту критику «Грузинская мечта» обвинила Саломе Зурабишвили в нарушении Конституции, так как в партии считают, что по Конституции президент не может заниматься внешней политикой без предварительного согласования с парламентом. Также партия власти заявила, что Зурабишвили, не имея на то право, неоднократно отказывала правительству в назначении послов. «Грузинская мечта» при этом пригрозила, что обжалует это и ряд других «неконституционных действий» президента в суде.
Тогда эти угрозы так и не материализовались, так как по старой версии закона, было возможным обжаловать в Конституционном Суде лишь нормативные акты, изданные президентом, но не её действия. После этого в апреле Парламент Грузии утвердил изменения в закон «О Конституционном Cуде», согласно которым стало возможным обжаловать действия президента Грузии, Генпрокурора, Генерального аудитора, Народного защитника, парламента или правительства.
В свою очередь влиятельное грузинское НПО «Ассоциация молодых юристов Грузии» тогда заявила, что данные изменения являются попыткой «политической мести» президенту.
Реакция в Тбилиси
Оппозиция назвала решение властей обратиться в Конституционный суд «шагом в направлении единоличного и авторитарного правления». Как заявили в оппозиционном «Лело», «Грузинская мечта» стремиться свести роль президента к функциям «нотариуса». Более того, как считает представитель «Лело» Давид Усупашвили, власти желают, чтобы Зурабишвили «слепо» подписывала документы, не интересуясь тем, что в них написано.
«То, что мы перешли на парламентскую модель правления означает, что мы распределили власть, а не передали себя или Грузию в подарок правительству. Впереди нас ожидают интересные процессы», – заявил СМИ Давид Усупашвили, ныне депутат от оппозиционного «Лело», а в прошлом спикер парламента.
При этом в «Грузинской мечте» опровергают обвинения оппозиции, заявляя о том, что президенты Германии, Эстонии, Ирландии имеют схожие с президентом Грузии функции, и их, тем не менее, не считают «нотариусами».
Бывшая глава Минюста, а ныне министр культуры Грузии Тея Цулукиани отметила, что четыре года назад Грузия перешла с президентской конституционной модели на парламентскую, и что в отличие от предыдущей модели, теперь парламент определяет главные направления как внутренней, так и внешней политики, а правительство несет ответственность за осуществление исполнительной власти. Что касается президента, её функции, согласно новой модели, ограничены, а в случае назначения дипломатов подпись Зурабишвили имеет теперь «символическое значение». Хотя, так как президент и правительство «по-разному понимают нормы Конституции», заявила министр, власти решили обратиться в суд.
«Это важнейший конституционный иск, но это спор, в котором стороны предстанут перед друг другом с аргументами не на политической, а на правовой почве, в поиске выхода» – заявила Цулукиани.
Примечательно, что новую редакцию Конституции, в результате которой Грузия перешла на парламентскую систему правления, парламент принял 26 сентября 2017 года на фоне протеста оппозиции. В частности, парламентское меньшинство бойкотировало голосование, покинув зал заседаний, заявив о нежелании участвовать в «фарсе».
При этом в Администрации президента Грузии заявили, что страна получила документ «который никому не принадлежит, кроме одной партии», т.е. «Грузинской мечте». Предшественник Саломе Зурабишвили Георгий Маргвелашвили тогда заявил, что страна «упустила исторический шанс для создания согласованной Конституции – т. е. документа, основанного на согласии, что приблизило бы Грузию еще на один шаг к демократическому правопорядку».