Новые санкции США затруднят российским банкам финансирование войны против Украины

Архивное фото московского офиса Газпромбанка.

Американские ограничительные меры, введеные против более 50 российских банков, включая Газпромбанк, ограничат прямые платежи за экспорт энергоносителей

Газпромбанк после введения санкций США посредством SMS-рассылки предупредил клиентов о проблемах с работой своих карт за рубежом и рекомендовал тем, кто находится за границей, приготовиться к расчету наличными, сообщают СМИ в пятницу, 22 октября.

Напомним, накануне под новые санкции США угодили более 50 международных российских банков, включая Газпромбанк, а также 40 российских регистраторов ценных бумаг и 15 российских финансовых чиновников. Газпромбанк, третья по величине банковская структура в РФ, до последней поры не был внесен в «черные списки».

Радио Свобода сообщила, что в субботу иностранные банки прекратили обслуживать карты китайской платёжной системы UnionPay, эмитированные российским Газпромбанком.

Агентство ТАСС со ссылкой на корреспондентов передает, что карты Газпромбанка перестали работать в Турции, Германии, ОАЭ, Таиланде, Венгрии, Вьетнаме.

При попытке снять деньги с карт Газпромбанка банкоматы выдают предупреждение о технической ошибке или сообщают, что карта не обслуживается.

Ряд банков в столице Казахстана Астане, в банкоматах которых еще недавно можно было снять наличные с карты UnionPay Газпромбанка, а также расплатиться через их терминалы в магазинах, также прекратили обслуживание.

С сайта банка пропала возможность оформить карту UnionPay.

Газпромбанк предупредил своих клиентов, которые находятся за границей, что с картами UnionPay могут возникнуть сложности и предложил снять наличные.

Как заявил в четверг советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан, введенные меры призваны «еще больше подорвать способность России использовать международную финансовую систему для финансирования и ведения своей жестокой войны против народа Украины».

По словам Салливана, санкции сильнее «ограничат злоупотребление Россией международной финансовой системой для финансирования ее войны против Украины».

С аналогичным заявлением выступила и министр финансов США Джанет Йеллен, отметившая, что санкции, направленные против самого крупного остававшегося несанкционированным российского банка, еще больше ослабят военные усилия России и «затруднят Кремлю возможность обойти санкции США, а также финансировать и оснащать свои вооруженные силы».

Минфин США в своем заявлении пояснил, что Газпромбанк является для России средством финансирования и обеспечения военных действий против Украины, так как он используется в качестве банка, через который осуществляются платежи военным и компенсации семьям погибших в боях.

Газпромбанк играл важную роль в обеспечении поставок российского природного газа в Европу, обрабатывая платежи от иностранных клиентов.

Предыдущие раунды санкций не касались российского газа, поскольку экономика Европы находилась в зависимости от него, однако теперь союзники США на континенте гораздо меньше зависят от российского газа, импорт которого сократился примерно до 18%.

В результате санкций США все ранее возможные прямые платежи потребителей за российский газ, нефть и прочие товары, видимо, довольно скоро прекратятся, предположил экономический обозреватель и публицист Максим Блант. По его мнению, это ставит под вопрос экспорт России в Европу.

«Притом, что в октябре европейские страны купили довольного много российского газа, – напомнил он в комментарии Русской службе «Голоса Америки». – Правда, они предупредили, что в ближайшей перспективе собираются полностью отказаться от поставок энергоносителей из России - вне зависимости от того, поступают ли они по трубопроводам или в виде сжиженного природного газа. Однако санкции заметно ускорили этот процесс».

По оценкам экспертов, доля прямых платежей составляет примерно 20-25%, но теперь она существенно сократится, а привлечение к банковским операциям посредников приведет к различным издержкам и удорожанию продукции.

Для России сейчас критично любое ужесточение в отношении экспорта, также заметил Максим Блант: «Потому что экспортная выручка позарез необходима. Это основной способ затыкания дыр для покрытия дефицита, который периодически возникает на внутреннем потребительском рынке. Хотя, конечно, остается Китай как торговый партнер. Пекин здесь опять в выигрыше. Он окончательно становится главным и почти единственным хабом, через который Россия может вести свою внешнюю торговлю. Но и тут тоже далеко не всё в порядке, учитывая позицию китайских банков, опасающихся американских вторичных санкций».

Соответственно, всё вместе в очередной раз ставит ребром вопрос о развитии в России серьезного кризиса, подчеркнул экономический обозреватель: «Этот кризис приведет либо к еще более высоким темпам инфляции по сравнению с нынешними, которые покажутся детским лепетом, либо к возникновению острого дефицита на потребительском рынке. Доступность товаров длительного пользования в России и без того резко снизилась буквально за последние полгода, и по мере повышения ставок ЦБ она снижается всё сильнее и сильнее».

Фактически кольцо сжимается, и Россию все настойчивее выдавливают из мировой экономики, рассуждает Максим Блант. На его взгляд, это происходит целенаправленно и планомерно: «Международные санкции, вводимые западными странами, не были изначально всеобъемлющими из-за серьезных опасений, что Москва дестабилизирует мировой рынок энергоносителей. И отчасти начало войны действительно сопровождалось попытками такого рода дестабилизации. Затем Запад сделал всё, чтобы минимизировать возможные негативные последствия для своей экономики и обеспечить альтернативные поставки энергоносителей. И теперь можно, уже ничего особо не опасаясь, продолжать строить железный занавес между Россией и всем остальным миром».

Если цель Кремля в этом и заключалась, то курс был выбран исключительно верно, резюмировал экономический обозреватель.

Главным последствием очередного пакета американских санкций будет усложнение взаимных платежей России прежде всего с Европой, в свою очередь, полагает экономический обозреватель Семен Новопрудский.

«К слову, страны Евросоюза в сентябре этого года (это пока последние доступные данные) закупил рекордный объем российского газа с начала 2022 года, и платежи за него шли как раз через Газпромбанк, то есть ЕС продолжал активно помогать Путину вести войну, – уточнил он в комментарии «Голосу Америки». – Теперь, безусловно, внешнеторговые сделки РФ будут дорожать из-за использования посредников, рубль будет слабеть, и нет никаких предпосылок для замедления инфляции. Скорее, наоборот, она может расти в ближайшие месяцы». При этом текущая инфляция в России составляет примерно 8,5% в годовом исчислении, а, например, в Турции – более 48%».

На «Газпроме» санкции США скажутся опосредованно, считает Семен Новопрудский: «Хотя, если ЕС продолжит покупать российский газ, то не исключено, что сами отдельные страны будут искать способы обойти санкции против Газпромбанка, чтобы провести платежи. А вот на степень зависимости России от Китая эти санкции влияют не сильно, поскольку Газпромбанк с большой долей вероятности не был активно задействован во внешнеторговых сделках РФ с Китаем. В целом же самыми чувствительными для Москвы остаются вторичные санкции против тех компаний и банков третьих стран, которые взаимодействуют с российскими контрагентами».

Таким образом нельзя выдавить страну с мирового рынка, но можно серьёзно осложнить и сделать значительно дороже её торговлю с другими странами, продолжил экономический обозреватель: «Вместе с тем почти через три года после начала войны вряд ли можно говорить о том, что санкции лишают Кремль перспектив вести агрессивную войну. По факту пока главное, что может помешать на этом пути Путину – нарастающее нежелание россиян идти на войну, из-за чего приходится резко увеличивать выплаты контрактникам».

Кроме того, в России налицо внутренние экономические проблемы из-за превышения спроса над предложением, дефицита кадров на рынке труда и так далее, констатировал Семен Новопрудский. Это может привести к возвращению в страну товарного дефицита, прогнозирует он.