Тим Бертон: всегда так страшно, что смешно

Кадр из фильма «Франкенвини». Courtesy Disney Enterprises

«Франкенвини» возвращает маэстро эстетских ужасов в его детство
54-летнего американского режиссера Тима Бертона считают одним из самых радикальных фантазеров мирового кино. Его новая лента «Франкенвини» (Frankenweenie) несомненно подтверждает эту репутацию. Показанная в минувший четверг 20 сентября на открытии ежегодного киносмотра «Фантастик Фест» в Остине (штат Техас), она выходит 5 октября в прокат США, а 11 октября – в России.

Снятая на студии Уолта Диснея в формате 3D, эта черно-белая кукольная анимация рассказывает о дружбе мальчика Виктора и его собаки Спарки. Когда четвероногий друг попадает под автомобиль и погибает, мальчик решает оживить его с помощью науки. На чердаке дома он тайком от родителей сооружает аппарат, притягивающий природное электричество, и в сильную грозу воскрешает Спарки. Пес вроде бы такой же, как и раньше, но все-таки немножечко другой, больше на монстра смахивает. Родители, соседи и друзья Виктора в полной панике. Ведь Спарки творит одну беду за другой.

«Я рад, что вернулся к проекту «Франкенвини» 1984 года, который я тоже снял для студии Диснея, – сказал «Голосу Америки» Тим Бертон. – Но тогда денег не хватило, и вместо полнометражного кукольного фильма я сделал короткий игровой фильм с актерами. Сейчас я вновь использовал рисунки и идеи первого фильма. Мне показалось интересным отказаться от цвета, ведь черно-белая гамма очень соответствует настроению этой истории».

Предыдущие кукольные фильмы Бертона «Труп невесты» и «Кошмар перед Рождеством» были номинированы на премию «Оскар». Режиссер всегда заявлял о своем увлечении поэтикой классических фильмов ужасов, среди которых он неизменно выделяет первую экранную версию «Франкенштейна», где Борис Карлофф выступил в роли монстра. В новой ленте Бертон отдает почести этой ленте и другим шедеврам голливудского хоррора. Действующие лица носят «говорящие» имена известных персонажей ужастиков – Виктор Франкенштейн, Эльза Ван Хельсинг. Эдгар Гор и мистер Бургемайстер.

«В производство ленты вовлечено множество людей, в основном, тех, с кем я раньше уже работал и на кого мог положиться, – продолжал Тим Бертон. – Процесс работы над кукольным фильмом чрезвычайно медленный. Человеку нетерпеливому он может показаться изощренной пыткой. Представьте: фильм снимается со скоростью 24 кадра в секунду. Аниматор должен 24 раза переставить куклу, чтобы получить одну секунду экранного времени. За неделю один аниматор может произвести 5 секунд анимации».

Как сообщили на студии Диснея, на проекте постоянно работали 18 аниматоров. Для фильма было создано около 200 кукол и декораций, в том числе 17 кукольных Викторов и 12 кукольных Спарки. Куклы создавались из силикона и латекса, которыми «облепляли» металлический каркас. Каркас гибкий, с множеством шарниров. Ведь движения кукол должны были быть плавными и абсолютно реалистичными. Для пущей убедительности шевелюры кукол создавали из человеческих волос.

Местом действия веселого хоррора Бертон избрал придуманный зажиточный городок Нью-Холланд 70-х годов прошлого века. По определению режиссера, «своего рода комбинация Бурбэнка и Трансильвании» (Тим Бертон родился и провел детские годы в Бурбэнке, штат Калифорния). Декорации создавались вручную на рабочих столах студийной мастерской. Художник-постановщик Рик Хайнрихс сотрудничал с Бертоном на многих его проектах, включая «Спящую лощину», «Планету обезьян» и «Мрачные тени».

«Перед Риком (Хайнрихсом) мы поставили нелегкую задачу – поженить стиль декораций и стиль кукол, – сказал «Голосу Америки» исполнительный продюсер фильма Дон Хан. – Если считать кино средством передвижения, то Тим и Рик легко перебросили нас в воображаемую страну. Трехмерность, которую виртуозно использовал Тим, помогает зрителю ощутить себя внутри действия. Кажется, ты рядом с Виктором и Спарки, идешь с ними по улице Нью-Холланда».

К озвучанию Бертон привлек известных актеров Винону Райдер, Кэтрин О’Хара, Мартина Шорта и Мартина Ландау. Музыкальную дорожку написал опытнейший композитор Дэнни Элфман, четырежды номинант «Оскара», сотрудничающий с режиссером с 1985 года. Тогда Элфман сочинил саундтрэк к первой полнометражной ленте Бертона «Большое приключение Пи-Ви».

«Это удивительное семейное кино, – сказала «Голосу Америки» продюсер «Франкенвини» Эллисон Эббейт. – В нем много отсылов к старым фильмам, на которых многие зрители выросли. Так что не только дети, но и взрослые получат свою долю удовольствия. Новое путешествие, в которое приглашает Тим, будет восхитительно страшным, очень смешным и трогательным».