Марсель: опасный город для молодежи

Второй город Франции захлестнула волна насилия. Можно ли распутать клубок социальных проблем?
Наркоторговля и деятельность банд в Марселе – втором по величине городе Франции – приобрели такие масштабы, что один местный политик даже призвал привлечь армию для восстановления порядка. Корреспондент «Голоса Америки» побеседовала с местными жителями и побывала в многоэтажных жилых кварталах вместе с полицейским, который одновременно является руководителем молодежной волонтерской организации.

Марсель – старейший город Франции, но вместе с тем и самый бедный. Четверть населения живет за чертой бедности, 18 процентов жителей – без работы. В некоторых районах безработица среди молодежи достигает 50 процентов. Молодежная преступность зашкаливает.

«Марсель сегодня – это как Чикаго в 1930-х: банды, насилие, наркотики», – говорит бизнесмен Мохаммед Зиани. Он вырос в этом портовом городе на Средиземном море, и перемены происходили на его глазах. Город находится на перекрестке торговых путей, откуда они расходятся до Италии на востоке и до Испании на западе. Поэтому неудивительно, что большая часть наркотрафика поступает в Европу через Марсель.

Сегодня наркотиками открыто торгуют в муниципальных высотных жилых кварталах, которые разбросаны по всему городу. Дешевизна оружия приводит к кровавым столкновениям между соперничающими бандами. В этом году жертвами жестокой войны наркоторговцев уже стал 21 человек.
Марсель сегодня – это как Чикаго в 1930-х: банды, насилие, наркотики
бизнесмен Мохаммед Зиани

Проезжая по этим районам, полицейский Камель Бассаа обращает внимание на цветы на некоторых перекрестках, положенные в память о погибших молодых людях.

«Каждая улица, каждое место в городе может рассказать свою историю насилия, – говорит он. – Глупого, ненужного насилия».

Он узнает двух подростках на скутерах, которые наблюдают за районом и предупреждают дилеров о приближении полиции. По словам Бассаа, местные ребята подсели на американские гангстерские фильмы, привыкли к насилию в американском стиле и поэтому он хочет, чтобы и вся проблема была решена по-американски:

«Должен быть нулевой уровень терпимости, как в Нью-Йорке. И больше полицейских на улицах».

После работы Бассаа занимается своей организацией волонтеров, которая пытается отвлечь детей от улицы и спасти их от тюрьмы.

Двадцать три процента молодых марсельцев бросает школу. Школа «Второй шанс» дает уже повзрослевшим молодым людям новую возможность получить образование.

Восемнадцатилетняя Синтия Мартинес бросила школу в 16 лет, потому что ей не нравились учителя, а в самой школе было больше драк, чем учебы. Теперь она пытается наверстать упущенное и учится на учителя физкультуры.

Свой вклад в общее дело делают и такие бизнесмены, как Зиани. Он руководит агентством, которое занимается подбором работы для инвалидов.

«Нельзя говорить, что Марсель – это только насилие, наркотики и опасные кварталы. Здесь есть люди, которые заводят свой бизнес, есть люди, которые встают рано утром и идут на завод. Большинство людей работают», – говорит он.

Зиани хочет показать марсельской молодежи, что выход есть. Но факт остается фактом – для жителей муниципальных кварталов найдется не так уж много вакансий.

Саида Хидри живет в одном из таких кварталов и работает с представителями общин иммигрантов. Хидри была свидетелем того, как многие ее молодые соседи вступали на преступный путь, пытаясь заработать легкие деньги, иногда от 300 до 500 долларов в день.

«Они думают, что деньги от преступлений помогут им наладить жизнь, – говорит она. – Но когда они пытаются выйти из банды, становится слишком поздно. Они уже знают о связях внутри банды, знают людей и поэтому оказываются в ловушке. Тех, кто хочет уйти, убивают. Их семьи тоже оказываются под прицелом. Все живут в страхе».

Местный сенатор Самия Гали, которая выросла в этих муниципальных кварталах, недавно призвала привлечь к решению проблем города армию. Ее предложение вызвало споры по всей стране.

«Некоторых людей больше всего взволновало не то, что люди погибают, а то, что я решилась об этом сказать», – говорит она.

Однако ее слова не остались незамеченными для французских властей, которые привлекли 200 дополнительных полицейских и создали новый полицейский департамент для региона. Кроме того, правительство работает над программой по созданию рабочих мест в самых неблагополучных районах. Однако Зиани, как и многие другие, считает, что этого недостаточно.

«Здесь нужно больше полицейских. Нам нужна полиция, нужны деньги, но нужны и рабочие места. Потому что если у вас нет работы, то какое будущее вас ждет?», – говорит он.

Представители местных властей говорят, что для многих молодых людей будущее – это стать дилером в 16 лет и умереть в перестрелке в 20. Именно эту ситуацию они хотят изменить.