Соединенные Штаты объявили в четверг о заключении крупной военной сделки с Саудовской Аравии. Договор о поставке истребителей был подписан на фоне напряженности в Персидском заливе из-за угрозы Ирана закрыть Ормузский пролив в том случае, если ядерные санкции против Тегерана будут ужесточены. Государственный департамент США заявил, что эта угроза отражает «иррациональное» поведение правительства Ирана.
Сделка по продаже Саудовской Аравии истребителей F-15 и комплектующих систем, стоимостью порядка 30 млрд долларов планировалась более года. Однако формальное оглашение договора о продаже призвано стать напоминанием об американской поддержке ключевых региональных союзников в то время, как Иран усиливает напряженность в Персидском заливе, угрожая критически важным маршрутам морских перевозок.
Иран пригрозил в начале этой недели, что блокирует Ормузский пролив, если разработанные США международные ядерные санкции затронут Центральный банк страны и нанесут ущерб экспорту нефти Тегерана.
Пресс-секретарь Пятого флота ВМС США, базирующегося в Персидском заливе, заявила в среду, что Соединенные Штаты всегда готовы противостоять враждебным действиям, обеспечивая свободу судоходства, и авианосец США пересек пролив в то время, как Иран проводил военно-морские учения.
На пресс-брифинге в среду помощник государственного секретаря по военно-политическим вопросам Эндрю Шапиро заявил, что сделка по продаже F-15 разработана в целях обеспечения необходимых средств для защиты Саудовской Аравии от «угроз, обращенных к ее суверенитету» со стороны Ирана и иных стран.
«Как известно, на Ближнем Востоке в данный момент существует ряд угроз. У Саудовской Аравии есть ряд проблем с обеспечением безопасности ее границ и ряд угроз в Заливе. Одна из таких угроз Саудовской Аравии и других стран – Иран. Однако эта сделка не направлена исключительно на Иран, но также и для выполнения наших обязательств по безопасности нашего партнера – Саудовской Аравии», – заявил Эндрю Шапиро.
В соответствии с договором между США и Саудовской Аравией, последняя получит 84 новейших моделей истребителей F-15. Еще 70 истребителей F-15, уже имеющихся у Саудовской Аравии, будут оснащены новым оборудованием.
Пакет систем оружия, включенный в сделку – система Harpoon и противорадиолокационные ракеты, который могут предположительно задействованы в случае военного кризиса.
Несмотря на открытое предупреждение ВМС США, Иран повторил свою угрозу о проливе, заявив о своей способности быстро перекрыть водные пути. В иранском заявлении было также отмечено, что США «не находятся в положении» в котором могли бы помешать действиям Ирана.
Во время пресс-конференции в четверг пресс-секретарь Государственного департамента Виктория Нулэнд отметила, санкции против Ирана, направленные на то, чтобы заставить руководство этой страны подчинятся международным требованиям, заставляют иранское руководство реагировать в непредсказуемой манере.
«Я не могу читать их мысли. Я бы и не хотела, – даже если бы это было порядочным. Надо отметить, что мы наблюдаем достаточно много иррациональных поступков со стороны Ирана в последнее время. Можно только предположить, что международные санкции становятся для иранских властей достаточно болезненными, и возрастающее давление, особенно на их нефтедобывющий сектор, заставляет их отбрыкиваться», – предположила Нуланд.
Администрация Обамы впервые уведомила Конгресс о готовящейся сделке по продаже F-15 Саудовской Аравии в ноябре 2010 года, и с этого момента Конгресс не предпринимал никаких законодательных шагов, чтобы заблокировать ее.
Помощник государственного секретаря по военно-политическим вопросам Эндрю Шапиро сообщил, что в соответствии с актом Конгресса, все сделки по продаже оружия на Ближнем Востоке должны быть предварительно проанализированы на предмет их влияния на безопасность Израиля. По его словам, американские чиновники удовлетворены этой сделкой, так как она не наносит ущерба «качественному преимуществу Израиля в военной сфере».
Белый дом сообщил, что сделка с Саудовской Аравией, осуществляемая в течение следующего десятилетия, будет поддерживать более 50 тысяч рабочих мест в 44 штатах.