Находящийся под международными санкциями Александр Лукашенко подписал поправки к закону «О президенте», где прописаны все мыслимые гарантии бывшему президенту и членам его семьи, сообщают СМИ со ссылкой на пресс-службу главы Беларуси.
В соответствии с изменениями, бывший президент вместе с ближайшими родственниками сохранят за собой неприкосновенность, пожизненную охрану и право пользоваться государственной недвижимостью.
Ушедший в отставку президент и его семья также получают индульгенцию за любые преступления, совершенные в пору правления. Мало того, согласно с законом, погребение и увековечение памяти президента будут финансироваться за счет госбюджета Беларуси.
В мировом «Индексе человеческой свободы» Беларусь в 2023 году заняла 133-е место и стоит в одном ряду с Никарагуа, Марокко и Конго.
Беларусь – одним из мировых лидеров по количеству политических заключенных.
Только по данным правозащитной организации «Вясна», их насчитывается 1500. Среди них Нобелевский лауреат мира Алесь Беляцкий, осужденный на 10 лет тюрьмы.
В реальности политузников гораздо больше, а многие оппоненты режима, да и просто люди, попавшие невесть за что в застенки, физически исчезли за время нахождения у власти Лукашенко.
Александр Лукашенко подозревается и в причастности к международным преступлениям. Согласно докладу программы Conflict Observatory, поддерживаемой Государственным департаментом США, с начала полномасштабного вторжения России в Украину в Беларусь было вывезено около 2,5 тысяч детей из Украины. «Соединенные Штаты будут продолжать добиваться привлечения к ответственности лиц, причастных к нарушениям, связанным с войной России против Украины», – говорится в заявлении Госдепартамента.
Напомним, что в конце прошлого года Лукашенко также подписал закон, дающий право президенту после окончания полномочий пожизненно быть членом Сената Беларуси. Все это подвигло некоторых экспертов утверждать, что правитель «устал» и собрался на покой.
Нет никаких признаков того, что Лукашенко собирается уходить в отставку, считает белорусский журналист и политический аналитик Артем Шрайбман. По его словам, номинальный правитель Беларуси, наоборот, на днях, назначая очередных чиновников на ответственные должности, намекнул, что хочет остаться у власти.
«Просто два года назад он поменял конституцию, и в ней теперь прописаны многие из тех пожизненных гарантий бывшему президенту и его семье, которые сейчас переходят в закон, – уточнил он в интервью Русской службе «Голоса Америки». – Это обязательная правовая необходимость. Если что-то появляется в конституции, потом это должно войти в законы, чтобы они соответствовали друг другу».
В 2022 году в Беларуси состоялся референдум по поправкам к конституции, расширяющий права президента республики, Всебелорусского народного собрания и Совета Республики.
И тогда, и сейчас объяснение этому одно, продолжил Артем Шрайбман: «Лукашенко готовит свою систему власти к транзиту на тот момент, когда захочет его запустить. То есть, ничто не указывает на конкретную дату и его подлинные планы. Это говорит только о том, что он делает систему такой, чтобы максимально обеспечить ей преемственность тогда, когда решится уйти с поста. Условно говоря, готовит сани летом. Когда в соответствии с этой метафорой наступит «зима», не знает никто».
Тем не менее Лукашенко точно к этому готовится, полагает аналитик: «Потому что вся конституционная реформа 2022 года была ровно про это – про создание системы страховки для Лукашенко и его режима после ухода с президентской позиции. Он создал целый орган, чтобы контролировать своего будущего преемника. Но это отнюдь не означает, что он готов вот-вот его назначить».
Лукашенко настроен на то, чтобы выстроенная им система по максимуму его пережила, чтобы с ним и его семьей не начали бы расправляться вскоре после ухода с поста, подчеркнул Артем Шрайбман. «Но гарантий здесь нет никаких. Ничего лучшего кроме сохранения власти в семье тоже никто не придумал. Поэтому, может быть, мы увидим и возникновение династийности в Беларуси», – резюмировал он.
Лукашенко вынесут с президентского поста только вперед ногами, в свою очередь, уверен руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук. По его оценке, ни о какой добровольной отставке речи не может быть.
«Даже, сидя в инвалидном кресле, он будет цепляться за власть, – добавил он в комментарии «Голосу Америки». – То, что происходит вокруг и около конституции, направлено на поддержку тех иллюзий, которые он много раз создавал накануне даты президентских выборов. Он как бы тем самым намекает: смотрите, я готов передавать власть, делиться ею. Но иллюзии и есть иллюзии, ничего большего».
Лукашенко прекрасно понимает, что в случае изменений революционного плана все его документы станут ничтожными, констатировал Ярослав Романчук: «Их попросту моментально выбросят в мусорную корзину. Он осознает, что за все совершенные им преступления никакой пощады ему не будет. Поэтому это игра в мыльные пузыри. Для электората, номенклатуры, силовиков, которые вокруг, он говорит: я же демократичный правитель, не хочу хаоса. И многие колеблющиеся могут принять это за чистую монету. Поэтому, думаю, это делается в рамках информационно-психологической манипуляции общественным мнением».
Лукашенко неоднократно публично заявлял, что не хочет оставаться президентом пожизненно, сетуя на тяжелый груз власти, говорит руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса. «Я эту песню слышал от него уже 20 с лишним лет. Здесь он равняется на Путина, который тоже жаловался на то, что устал грести на галере. В любом случае, надеюсь, избежать ответственности ему не удастся, и он сполна ответит за все совершенные преступления», – заключил Ярослав Романчук.
Президентские полномочия Лукашенко истекают в 2025 году.