Россия–Сирия: Москва укрепляет режим Асада или собирается бороться с ИГ?

  • Виктор Васильев
В чем суть активности российских военных на сирийской территории

МОСКВА – Суть усиления активности России в районе сирийского аэродрома в Латакии и морской базы в Тартусе заключается в необходимости проведения ремонтных работ из-за запущенного состояния объектов.

Об этом во вторник 15 августа сообщила газета «Ведомости» со ссылкой на источник, близкий к Министерству обороны РФ.

Накануне в США выразили обеспокоенность военными приготовлениями Москвы на сирийской территории. По предположению Пентагона, Россия создает в Сирии авиабазу.

Ранее президент США Барак Обама также высказал озабоченность действиями российских военных в Сирии, предупредив, что это может помешать Соединенным Штатам и их союзникам положить конец гражданской войне в Сирии политическим путем.

В свою очередь, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров в недавнем интервью российскому телевидению не стал отрицать, что Москва поставляет и продолжит поставлять оружие Дамаску. При этом он добавил, что эти поставки «неизбежно сопровождаются направлением российских специалистов, которые помогают наладить соответствующее оборудование, обучить сирийский персонал обращению с этими вооружениями».

Директор Центра анализа ближневосточных конфликтов Института США и Канады Александр Шумилин убежден, что речь идет о попытке обеспечить физическое выживание президента Башара Асада и его ближайшего окружения.

«Причем упор делается именно на выживании президента, а не на сохранении его власти даже в Дамаске, – уточнил он в комментарии Русской службе «Голоса Америки». – Ибо Асад сдает территорию наступающим противникам и не исключено, что его придется укрывать где-то на севере страны, в районе Латакии, если события на поле боя будут развиваться в том же духе».

По мнению Шумилина, поэтому и укрепляются позиции в зоне «алавит-лэнд», на которой расположены российские военные объекты.

«Соответственно, поэтому же, пока Башар Асад жив и пока не произошло его смещение, надо скорее начать политический процесс передачи власти, – добавил он. – Ибо только Асад может обеспечить роль России в этом переходном процессе. С его уходом эта роль резко уменьшится».

При этом эксперт полагает, что Москва настроена на сугубо оборонительные операции, а не наступательные.

«Речи нет о содействии Асаду в восстановлении контроля над страной, – констатировал он. – По крайней мере, пока таких задач в Москве никто не заявлял».

Как ему представляется, нынешние «ремонтные» инициативы Москвы важны еще и в контексте сочетания двух конфликтов.

«В Кремле хотели бы переключить внимание с тупика в Украине на свои активные действия в Сирии», – резюмировал Шумилин.

К тому же это, по его словам, хорошо подогревает на внутриполитической арене милитаристский ажиотаж, которым немалая часть путинского электората подпитывается уже больше года.

Представитель Сирийского национального совета в России, член движения «Декларация Дамаска» профессор Махмуд Хамза согласен с тем, что суть последних действий Москвы направлена исключительно на поддержку режима Асада.

«Видимо, это продиктовано стремлением перевести Асада после падения режима в Латакию и держать его там как законного президента Сирии, – предположил он в комментарии «Голосу Америки». – Во всяком случае, такой вывод можно сделать из заявлений российских руководителей, прикрывающихся различными формальными обоснованиями».

Махмуд Хамза уверен, что если падет режим Башара Асада, то Россия в Сирии «потеряет фактически все».

«Поэтому они и спешат закрепиться на берегу моря, чтобы помочь в первую очередь алавитам и сохранить свои интересы, – пояснил он. – Думаю, это происходит не без координации с Ираном».

Профессор считает, что вмешательство Москвы в дела Сирии лишь усугубляет кризис: «Будет больше войны, крови, и исчезнут шансы для политического решения. В России все время говорят, что сирийцы сами должны решать свои проблемы. А зачем тогда сами вмешиваются, причем столь бесцеремонным образом?»

На взгляд Махмуда Хамзы, действия Москвы идут на пользу «Исламскому государству».

«Многие сирийцы сейчас озлоблены позицией России и начинают симпатизировать ИГ, поскольку это – самая крупная сила, которая выступает против Асада, хотя на самом деле она борется, можно сказать, против всех, преследуя собственные интересы».