Война в Украине в разгаре, несмотря на длящееся уже два года кровопролитие и многочисленные жертвы. Москва и Киев настроены непримиримо. Тем не менее поиски мира продолжаются, о чем свидетельствуют информационные сообщения. И это, естественно: рано или поздно заканчиваются все войны. Так или иначе.
Идет подготовка к глобальному мирному саммиту, который готова принять Швейцария. В преддверии форума в одной из его подготовительных встреч принял участие Китай, что внушает экспертам некоторый оптимизм.
Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба на полях Мюнхенской конференции по безопасности обсудил с министром иностранных дел Китая Ван И перспективы саммита и «необходимость восстановления справедливого и прочного мира в Украине». Согласно сообщению украинского министра, стороны согласились с необходимостью поддерживать контакты на всех уровнях и продолжить диалог.
В то же время ранее госсекретарь США Энтони Блинкен в интервью New York Times заявил, что перспективы скорого прекращения огня в российско-украинском конфликте не просматриваются. При этом Блинкен возложил всю ответственность за это на Москву.
По его словам, украинский народ хочет мира «больше, чем кто-либо другой»: «Но со стороны России должна быть готовность к взаимодействию, к добросовестным переговорам, основанным на базовых принципах, поставленных под сомнение ее агрессией – территориальной целостности, суверенитета и независимости».
Украинская формула мира в числе прочего предусматривает освобождение всех оккупированных Россией территорий как непременное условие, предшествующее началу мирных переговоров.
Однако этот пункт явно не приемлет президент РФ Владимир Путин. Согласно его недавнему заявлению, Кремль ни при каких обстоятельствах не откажется от своих «завоеваний» в Украине.
Директор аналитического центра «Третий сектор» Андрей Золотарев считает, что сегодня невозможно назвать даже ориентировочные сроки окончания войны. На его взгляд, пока к этому нет никаких предпосылок.
«Есть, правда, группа экспертов, которая заявляет, что война может закончится внезапно, в том числе и в 2024 году, – уточнил он в интервью Русской службе «Голоса Америки». – Но интервью Путина Такеру Карлсону не внушило в этом плане никакого оптимизма. Из заявлений российского президента видно, что Кремль по-прежнему рассчитывает военной силой дожать Украину, обрушить фронт и принудить Киев к капитуляции».
Видение Москвой переговорной программы минимум – это фиксация территориальных завоеваний с учетом текущего положения на театре боевых действий, констатировал Андрей Золотарев: «То есть российские верхи явно не настроены сейчас на компромисс. Положение может измениться только в случае, если российское наступление, которое уже началось и может продолжится этой весной, потерпит крах. Пока мы видим со стороны России кураж. Опасения, что Украина может разрубить сухопутный коридор в Крым, рассеялись. Поэтому сроки окончания войну будут зависеть от положения дел на фронте».
Главный вопрос сегодня – сумеет ли Украина сохранить свои вооруженные силы в боеспособном состоянии, рассуждает аналитик: «Это ключевой момент. Если ты теряешь территорию, но сохраняешь армию, еще не всё потеряно. Это прописная истина целиком соответствует сложившейся обстановки. От этого во многом будут зависеть и условия, на которых заморозят конфликт. В возможность полноценного мирного урегулирования я не верю. Мирное урегулирование, как его видят в Москве, это безоговорочная капитуляция Украины».
Некоторые эксперты уповают на то, что первопричина всех бед, включая войну в Украине, это Владимир Путин, продолжил Андрей Золотарев: «К сожалению, имперским вирусом в России заражен не только он, но и в значительной мере весь российский политический истеблишмент. Какое-то окон возможностей после ухода (по той или иной причине) Путина с арены, вероятно, откроется, но его потенциальные сменщики могут оказаться не менее, а более радикальными. Пока мы видим, что действующего сильнее критикуют вовсе не голуби мира – представители этого лагеря были вынуждены массово покинуть страну, а как раз турбо-патриоты, требующие полноценной войны с Украиной, с массовой мобилизацией, использованием всех видов вооружения вплоть до ядерного оружия».
Поэтому градус агрессии, который царит сегодня в российском обществе, делает менее вероятным вариант, когда отстранение Путина от власти положит быстрый конец кровопролитию, заметил аналитик. Во всяком случае, я не питаю надежд на кардинальные перемены, резюмировал он.
В свою очередь, политолог Украинского центра экономических и политических исследований имени Александра Разумкова Алексей Мельник полагает, что для того, чтобы приблизить час мирных переговоров, помощь Запада должна сохраняться как минимум на том уровне, который был раньше, а лучше – если она будет возрастать. По его мнению, от этого зависят ориентировочные сроки переговоров и их коррекция.
«На это может потребоваться и год, и три, – уточнил он в комментарии «Голосу Америки». – Здесь не стоит приумалять и важность санкций. При всей достаточно заслуженной критике, которую они вызывают, на Москву идет постоянное давление. Да, Россия пытается приспособиться к санкциям. Но и Запад ужесточает контроль за их соблюдением, ищет новые болевые точки».
Кроме цели не дать победить Путину, у западных политиков еще ряд приоритетов, касающихся в том числе цен на нефть, подчеркнул Алексей Мельник: «Нынешняя администрация США также боится развала Российской Федерации. Но, повторю, главное – сохранение финансирования, как военное, так и невоенное. Без этого рассуждать о победе, имея в несколько раз меньшую экономику, к тому же разрушенную, не приходится… Не то чтобы Украины вскоре капитулирует, но война перейдет в совершенно другое качество, и исход противостояния, боюсь, будет предрешен. Остается надеяться, что этого ни при каких вариантах не произойдет».
США поставляют Украине ракетные комплексы ATACMS, однако это старые образцы с ограниченной дальностью. Теперь Вашингтон, по словам официальных лиц, рассматривает возможность поставок Киеву более дальнобойных ракет, на чем давно настаивают в Конгрессе.
Однако пока можно говорить лишь о тенденциях и возможных сценариях развития событий, заметил эксперт центра имени Александра Разумкова. «Есть весьма качественные доклады, где даются политические рекомендации под каждый из сценариев. Никто из аналитиков Америки, конечно, не открыл, но тем не менее. Один из рассматриваемых сценариев связан с гипотетическим уходом Путина с политической арены. На мой взгляд, в самой России достаточно у многих серьезных людей есть понимание, что война – тупиковый и очень опасный путь для страны. Поэтому здесь с большой долей вероятности можно утверждать, что смена лидера страны приведет к тому, что в Кремле начнут искать пути завершения войны. Какими будут условия этого, вопрос дискуссионный, но то, что новый лидер попытается выйти из тупика, избегая больших рисков, допустимо». При Путине это невозможно, заключил Алексей Мельник.